Джо Байден: тройка, семёрка или туз в администрации Обамы?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Вице-президент США Джо Байден (Joe Biden) знаменит своими "ляпами." Время от времени что-нибудь такое скажет, что все только в затылках чешут: "И что же это старина Джо имел в виду?" Вот, например, год назад в одном из своих интервью Байден похвалил покойного президента Фрэнклина Рузвельта. Якобы в самом начале Великой Депрессии 1929 году президент Рузвельт выступил по телевидению и честно и доходчиво рассказал простым американцам, что происходит в стране. Повествуя об этом, Байден начисто забыл, что в 1929 году Рузвельт ещё не был президентом, да и телевидения к тому времени ещё не изобрели.

Став вице-президентом (и перепутав в день своей присяги фамилию члена Верховного суда, который эту присягу принимал), Байден своей привычке не изменил, вынуждая Белый Дом регулярно выступать с официальными опровержениями.

Поэтому, когда по завершении своего июльского визита в Грузию и Украину Байден дал интервью газете Уолл Стрит Джорнэл (Wall Street Journal), брови многих журналистов и аналитиков привычно поползли вверх. И было от чего. Ведь всего за три недели до этого байденовский босс, президент Обама, выступая в Москве, уверял всех, что США заинтересованы в "сильной, миролюбивой и процветающей России." А Байден в газетном интервью заявил, что национальным интересам США значительно больше отвечает Россия, ослабленная экономическим кризисом (и оттого, надо полагать, более сговорчивая).

Опять вмешался Белый Дом и отрядил госсекретаря Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) разрядить ситуацию. Выступая на одном из воскресных телешоу, Клинтон по сути дезавуировала Байдена, но, попутно назвав Россию "великой державой", всё же напомнила телезрителям, что не кто иной, как Джо Байден первым в администрации Обамы призвал к "перезагрузке" в российско-американских отношениях.

Только будущее, наверное, покажет, чем была эта газетная эскапада Байдена: его очередным ляпом или проявлением чего-то другого, гораздо более серьёзного. Например, того, что Байден просто проболтался и сообщил всему миру настоящую, а не "фасадную", позицию администрации Обамы по отношению к России. Как говорится: "Что у Обамы на уме, то у Байдена на языке".

Ясно одно: если откровения Байдена (вразрез с официальной линией) ещё и могли кого-то удивить, то уж сам факт его устойчивых антироссийских настроений шоком ни для кого точно не стал. Всем в Вашингтоне известен тянущийся ещё с времён холодной войны длинный послужной список Байдена в виде сенатских резолюций, осуждающих Россию за все смертные грехи и призывающих к жёсткому подходу по отношению к Москве. Многие из этих резолюций были написаны Байденом на пару с его сенатским дружком Джоном МакКейном (John McCain), кандидатом от Республиканской партии на прошлых президентских выборах (и тоже ветераном холодной войны со стажем). В августе прошлого года Байден и МакКейн захватили лидерство в Конгрессе США среди тех, кто, вопреки очевидным фактам, вознамерились возложить на Россию ответственность за трагические события в Южной Осетии.

А ещё раньше, в 2002 г., возмущённый тем, что Россия ввела ограничения на импорт американской курятины, Байден потребовал применить к России торговые санкции. Причина такого возмущения объяснялась просто: штат Делавер, который Байден представляет в Сенате и который является одним из основных производителей сельхозпродукции в США, мог пострадать от действий российской стороны.

Сам собой напрашивается вопрос: в какой степени антироссийские сентименты Байдена будут влиять на решения президента США и развитие российско-американских отношений? Не станет ли негативное влияние Байдена на динамику улучшившегося в последнее время диалога между Москвой и Вашингтоном постоянным фактором?

Эти опасения тем более оправданы, что Байден, неоднократно занимавший пост председателя сенатского комитета по международным отношениям, считается экспертом по внешней политике. Когда Обама объявил, что выбирает Байдена своим напарником в борьбе за Белый Дом, многие посчитали, что лишённый внешнеполитического опыта Обама собирается использовать Байдена как своего "наставника" в этих вопросах. Нет сомнений, что так или иначе мнение Байдена будет учитываться при разработке внешнеполитического курса США.

Кроме того, у всех ещё свеж в памяти предыдущий властный "тандем" президента Джорджа Буша (George W. Bush) и вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney). Огромное влияние Чейни на политику администрации Буша в вопросах внешней политики, особенно во время первой четырёхлетки, по-видимому, просто не имеет прецедентов в истории американского президентства. И уж, конечно, все помнят, что Чейни приложил руку к доведению российско-американских отношений до самого низкого уровня со времён холодной войны.

И всё же, анализируя распределение обязанностей в сегодняшнем Белом Доме, рискнём предположить, что влияние Байдена на определение политики США по отношению к России будет ограниченным, если не сказать минимальным. И вот почему.

Чейни смог так легко узурпировать повестку дня в вопросах внешней политики, во-первых, благодаря поразительной некомпетентности Буша, а во-вторых, за счёт низкого "аппаратного" веса обоих бушевских госсекретарей - Колина Пауэла (Colin Powell) и Кондолизы Райс (Condoleezza Rice). И здесь абсолютно очевидно, что и Обама, мягко говоря, не Буш, и нынешний госсекретарь Хиллари Клинтон вряд ли позволит кому-либо, включая Байдена, топтаться в её огороде.

Кроме того, как бы Обама ни ценил международный опыт Байдена, ещё более он ценит, по-видимому, тот факт, что Байден просидел в Сенате без малого 40 лет и как никто другой знает все ходы и выходы вашингтонской политической кухни. Все сигналы, исходящие из Белого Дома, свидетельствуют о том, что Обама собирается использовать Байдена на "прорывных" направлениях, будь то Ирак, Афганистан или, скажем, реформа здравоохранения. Безусловно, мнение Байдена по всем остальным вопросам, включая российско-американские отношения, будет также учитываться. Но до тех пор, пока отношения между Россией и США не войдут в стадию кризиса (будем надеяться, что до этого дело не дойдет), участие Байдена будет минимальным. Не случайно он даже не был включен в двустороннюю президентскую комиссию, созданную президентами Медведевым и Обамой для углубления российско-американского диалога.

А вот что пока до конца не ясно, так это кто же всё-таки будет определять политику по отношению к России. Ну, госсекретарь Клинтон этим обязана заниматься, что называется, по должности. Она и была назначена со-координатором двусторонней президентской комиссии (вместе с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым). А есть ещё советник президента по национальной безопасности отставной генерал Джим Джоунс (Jim Jones). О его роли в определении внешнего курса США пока трудно сказать что-либо определённое. Не стоит забывать и о представителе США в Совете Безопасности ООН Сьюзан Райс (Susan Rice). Райс всё-таки была советником Обамы по вопросам внешней политики во время президентской избирательной кампании. Послав Райс в Совбез ООН, Обама неожиданно повысил статус её позиции до министерского, т.е. без малого приравнял её к позиции госсекретаря.

Складывается впечатление, что единственное, чего Обама не допустит во время своего президенства, так это ситуации, когда один из членов его администрации вдруг станет главным лицом американской внешней политики. Таким, например, каким был Генри Киссинджер (Henry Kissinger) в администрации Ричарда Никсона или Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski) в администрации Джимми Картера. Похоже, персоной, которая будет принимать все важнейшие внешнеполитические решения, будет сам Обама и никто другой.

Естественно, что в любом случае Обама будет нуждаться в советниках. И вот тут выясняется, что вышеупомянутые Киссинджер и Бжезинский входят в узкий круг неформальных советников президента, консультируя его в том числе и по вопросам российско-американских отношений. То, что Киссинджер и Бжезинский думают о России и перспективах двусторонних американо-российских отношений, может в итоге оказаться значительно более важным, чем взгляды любого из "официальных" членов администрации Обамы.

Ну а что Киссинджер и Бжезинский думают о России - об этом мы расскажем в другой раз.

Евгений ИВАНОВ - американский обозреватель русского происхождения. Ведет блог "The Ivanov report", посвященный российско-американским отношениям.

__________________

Статья написана специально для Фонда стратегической культуры

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться