Киргизия как «непотопляемый авианосец» Центральной Азии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Накануне назначенных на 10 октября парламентских выборов в Киргизии обострился вопрос присутствия на ее территории иностранных военных баз, по количеству которых республика является лидером в Центральной Азии. Вначале стало известно о том, что руководство Киргизии еще два месяца назад продлило договор о пребывании в аэропорту Манас транзитного центра США. Затем министерство обороны республики выступило с инициативой активизировать процесс объединения всех российских военных объектов на территории республики в единую военную базу и повысить взимаемую за нее арендую плату. В условиях перманентной общественно-политической нестабильности и угрозы повторения межэтнических столкновений руководство республики явно пытается использовать иностранные военные базы для укрепления собственного положения.

О продлении договора аренды Центра транзитных перевозок «Манас», расположенного на территории аэропорта Бишкека, киргизские СМИ со ссылкой на информацию Госдепартамента США сообщили 13-го сентября. По их данным, документ был подписан еще в июле этого года, однако ни одна из сторон этот факт не разглашала. В соответствии с условиями подписанного в 2009 году договора он должен продлеваться каждый год. В Киргизии сам факт тайного подписания договора вызвал довольно резкую критику. По мнению киргизской интернет-газеты «Белый Парус», информация о продлении аренды Манаса не разглашалась для того, чтобы сохранялась возможность обращаться за военной и военно-технической помощью к России и ОДКБ, что руководство страны не раз делало в последнее время. Нет ясности и с судьбой арендной платы, и вопросом о том, кем теперь контролируется сверхвыгодный бизнес по поставкам для Манаса авиационного топлива, принадлежавший ранее сыну президента Курманбека Бакиева Максиму.

Фактически правительство Р. Отунбаевой продолжает, по мнению издания, «многовекторную» политику своих предшественников. Об этом наглядно свидетельствует одновременное подписание договора о продлении аренды Манаса и получение от России двух грантов в качестве безвозмездной помощи, одного из них в размере 20 млн., а второго – 10 млн. долл. Кроме того, в августе на саммите государств-участников ОДКБ Р. Отунбаева просила оказать Киргизии помощь поставками военной техники. Недавно Министерство иностранных дел Киргизии направило в адрес госсекретаря США Хиллари Клинтон и министра сельского хозяйства Тома Вилсека обращение президента Розы Отунбаевой с просьбой оказать до 1 декабря 2010 года экстренную грантовую помощь в виде зерна продовольственной пшеницы в объеме 50 тыс. тонн и 20 тыс. тонн риса. Иначе продовольственная безопасность Киргизии предстоящей зимой окажется под угрозой.

Вопрос о судьбе американской военной базы в Манасе являлся главным раздражающим фактором в отношениях РФ с прежним руководством Киргизии. В феврале 2009 г. Россия пообещала Киргизии выделить безвозмездную помощь в размере 150 млн. долл., льготный кредит в размере 300 млн. долл. и 1,7 млрд. долл. на строительство Камбаратинской ГЭС-1. По мнению аналитиков, главным условием предоставления кредитов было прекращение функционирования базы США в Манасе. После того, как первые два кредита были предоставлены, Бишкек согласился сохранить американскую военную базу, переименовав ее в Центр транзитных перевозок и повысив арендную плату почти в три раза – до 60 млн. долл. в год. Это вызвало откровенное раздражение Москвы, отказавшейся поддерживать К. Бакиева во время «второй киргизской революции». О том, что база США в Киргизии должна быть закрыта после решения тех задач, для которых она создавалась, в интервью газете Wall Street Journal в июне заявил президент РФ Д. Медведев. Так что функционирование базы Москва по-прежнему считает временным.

На повестке дня оказался вопрос и о российских военных объектах, большинство которых существует на территории Киргизии с советских времен. 14-го сентября министр обороны Киргизии Абибилла Кудайбердиев во время переговоров со своим российским коллегой Анатолием Сердюковым в Москве предложил как можно скорее подписать соглашение об объединении расположенных на киргизской территории российских военных объектов в единую базу, заключив договор сроком на 49 лет с возможностью его последующего продления на 25-летние периоды. При этом Бишкек намерен повысить арендную плату, взимая ее не деньгами, а поставками оружия и военной техники, так как своего военного производства в республике нет. Киргизия хотела бы заключить договор до парламентских выборов, считая, что нынешние власти обладают всеми необходимыми полномочиями. Это сразу вызвало подозрения аналитиков в том, что Бишкек, слабо контролирующий южные регионы, опасающийся повторения массовых беспорядков и вторжения боевиков извне, хочет повысить боевые возможности своих силовых структур.

В Киргизии расположены пять военных объектов РФ: авиабаза в Канте, где базируются около десятка самолетов и вертолетов, узел дальней связи ВМФ в поселке Кара-Балта, испытательная база противолодочного вооружения «Койсары» в Караколе на озере Иссык-Куль, автоматическая сейсмическая станция в Иссык-Кульской и радиосейсмическая лаборатория в Джалал-Абадской областях. Кроме того, в Киргизии находится занимающееся разработкой и испытаниями торпед российско-киргизское СП «Озеро», 95% акций которого принадлежат России, и завод по производству торпед «Дастан», 48%  акций которого Бишкек обещал передать Москве в обмен на списание части госдолга, но так и не передал. Договоренности об объединении российских военных объектов в составе единой базы с последующим заключением нового договора были достигнуты в августе прошлого года на саммите глав государств ОДКБ в киргизском Чолпон-Ате. Тогда же Бишкек согласился разместить на юге российский тренировочный центр под эгидой ОДКБ. Однако последовавшее за этим ухудшение отношений между Москвой и Бишкеком привело к тому, что эти договоренности так и не были реализованы.

Вскоре появилась информация о том, что военно-учебный центр на юге построит не Россия, а США, которые, опасаясь за безопасность Северной сети снабжения своих войск в Афганистане, планировали разместить группы спецназа во всех пяти государствах Центральной Азии. После «второй киргизской революции» вопрос о строительстве США военно-учебного центра, казалось, был снят с повестки дня, так как ситуация в южных регионах Киргизии была слишком нестабильной. Однако 16-го сентября министр обороны Абибилла Кудайбердиев заявил, что переговоры о строительстве американцами военного учебного центра в городе Оше, возможно, будут возобновлены после парламентских выборов. В настоящее время американцы ожидают их исхода, поскольку вопрос об открытии на юге республики военно-тренировочного центра, как заявил 6-го сентября в интервью «Коммерсанту» помощник госсекретаря США по Центральной и Южной Азии Роберт Блэйк, они намерены решать с новым легитимным правительством Киргизии.

Свою военную базу на юге Киргизии хотела бы открыть и Россия. Одной из ее главных задач может стать борьба с наркотрафиком из Афганистана, перевалочным центром которого в последние годы стал Ош. В июне этого года российскую военную базу для противодействия наркотрафику на юге Киргизии предложил создать глава Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов. По его словам, это позволило бы развернуть эффективную работу по пресечению каналов поставок наркотиков в этой стране, так как без военного присутствия в регионе «нам тяжело постоянно просить киргизов, чтобы они решили эту задачу».

Перманентная внутриполитическая нестабильность, опасность повторения массовых беспорядков, межэтнических столкновений, вторжений отрядов боевиков, а также очевидная слабость киргизских силовых структур способствуют тому, что руководство республики будет и далее стремиться использовать иностранные военные базы для укрепления своих позиций. Причем иностранное военное присутствие в Киргизии, по-видимому, будет только расширяться, так как справиться с многочисленными внутренними проблемами своими силами правительство республики сегодня не в состоянии.