Бросать своих - последнее дело. Pro memoria

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Войска американо-натовской коалиции продолжают борьбу с талибами в Афганистане. Россия в этой борьбе оказывает поддержку Западу. Наблюдая за происходящим в этой стране, волей-неволей вспоминаешь события 14-летней давности. 26 сентября 1996 г.  захватившие Кабул силы движения Талибан  ворвались на территорию представительства ООН, где укрывался в течение четырех лет бывший председатель революционного совета Демократической Республики Афганистан Мухаммед Наджибулла, учинили над ним жестокую расправу и 27 сентября казнили его.

Брошенный всеми на произвол судьбы Наджибулла, по складу характера борец, которого враги за глаза называли «русским солдатом», просчитался, полагая, что представительство ООН неприкасаемо. Почему же этот человек, в течение продолжительного времени отстаивавший интересы Афганистана и косвенно - интересы России, оказался в таком незавидном положении?

Мухаммед Наджиб взял власть в Афганистане из рук Бабрака Кармаля в ноябре 1986 года, когда стало ясно, что тот не удержит ситуацию под контролем. После ухода советских войск в 1989 г. он оставался у власти еще в течение трех лет. Хотя США, Великобритания и другие союзные им и действовавшие в Афганистане страны ожидали скорого падения режима Наджибуллы, их ожидания не оправдались. Армия Наджиба оказалась достаточно боеспособной, она наносила противнику ощутимые потери, она разгромила объединенные силы оппозиции под Джелалабадом. В конце 1989 г. и позже Наджибулла не раз обращался к советскому руководству за военной помощью. Положение группировки его войск постепенно ухудшалось после того, как Москва прекратила поставки оружия Афганистану: в сентябре 1991 г. госсекретарь США Дж. Бейкер и министр иностранных дел СССР Б. Панкин подписали соглашение о прекращении поставок оружия, запчастей и боеприпасов конфликтующим сторонам в Афганистане с 1 января 1992 года.

Это соглашение сразу сделало положение Наджибуллы уязвимым. Многие западные специалисты сейчас говорят, что если бы он в тот момент получил советское оружие, то сумел бы переломить ситуацию в свою пользу и отбросить талибов. Эти же эксперты называют период его правления одним из самых стабильных в истории этой страны за последние 25 лет, если вообще можно говорить о стабильности в раздираемом внутренней войной и внешним вмешательством Афганистане.

В марте 1992 г. Наджибулла заявил о своей отставке в пользу некоего переходного правительства, а в апреле оставил свой пост, передав его временно исполняющему обязанности президента Абдуррахиму Хатефу. В конце апреля с помощью генерала А. Дустума в афганской столице был совершен государственный переворот, приведший к власти моджахедов.

Смена власти в Кабуле, откуда было эвакуировано и российское посольство, заставила Наджибуллу укрыться сначала в посольстве Индии, а затем в представительстве ООН. В Москве обсуждался вопрос о предоставлении политического убежища бывшим функционерам НДПА и близким Наджибулле людям. Не против был и Вашингтон, госдепартамент принимал непосредственное участие в переговорном процессе. Здесь обращаюсь к одному из американских авторитетов по тайным операциям ЦРУ в Афганистане Стивену Коулу. В конце 1992 г. Наджибулла, обосновывавший сотрудничество широкого круга государств по Афганистану, заявил западным корреспондентам: «В наших общих интересах противостоять фундаментализму. Если фундаментализм придет в Афганистан, то война затянется на годы. Афганистан станет крупнейшим производителем наркотиков. Афганистан станет центром терроризма». С. Коул делает такое заключение: «Наджибулла тогда предвидел развитие ситуации, но его предостережения никто не услышал… а Вашингтон на том этапе самоустранился от решения афганских проблем» (1). Самоустранилась и Москва.

Эксперты и очевидцы уверяют, что при желании Наджибулла мог бы покинуть Кабул. Он этого не сделал, надеясь, что ситуация изменится. Да и куда он мог отправиться, ощутив себя ненужным и всеми брошенным? Бывший глава государства сумел лишь переправить супругу, трех дочерей и сестру в Дели - не в Москву! «Демократической России» было не до него – там налаживали контакты с Западом…

Вероятно, планы по вывозу бывшего афганского президента в Россию существовали. Прецеденты такого рода в нашей истории есть. Так, в мае 1944 г. Иосип Броз Тито вместе со своим штабом попал в немецкое окружение в горной местности в районе Купрешко Поле. Окруженным грозила неизбежная гибель. Советское руководство предприняло сложнейшую операцию по спасению югославского руководства. В тяжелейших погодных условиях, действуя в горной местности, советские летчики смогли тремя рейсами вывезли главнокомандующего Народно-освободительной армии Югославии и его окружение на Большую землю.

В 90-е годы всё оказалось по-другому. Настроения, преобладавшие в ельцинском руководстве, выразил тогдашний министр иностранных дел РФ А. Козырев, заявивший о «нежелании Москвы иметь дело с осколками прошлого афганского режима».

В политике, как и в разведке, существует незыблемый принцип: никогда не бросать своих. Иначе «своих» в следующий раз может не оказаться. В отношении Наджибуллы принцип этот был нарушен. До операции по его освобождению дело не дошло - идею отказались рассматривать в верхах. И это было одним из безусловно ошибочных внешнеполитических решений российского руководства. Такая позиция – точнее, полное отсутствие собственной позиции – никогда и ни у кого не вызывала уважения.

Сможет ли Россия уберечься от ошибок подобного рода в будущем?

(1) Cole S : Ghost Wars. – L: Penguin Books, 2005, pp.234-235.