Мобильная версия Сегодня: 01.07.2016 Обновлено в 09:51 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
В Белоруссии началась деноминация рубля...

Источник: Экстремисты в Казахстане планировали атаку на российскую воинскую часть...

Японские истребители стали чаще подниматься на перехват китайских самолетов...

Моралес обвинил CNN в участии в заговоре против правительства Боливии...

Китайский лидер заявил о необходимости создания армии, способной побеждать...

США сняли запрет на военную службу для транссексуалов...

Американские войска вернутся в Исландию...

США приветствуют диалог РФ и Турции...

NYT: после Brexit техасцы требуют отделения от США...

Башар Асад: Запад ведет секретные переговоры с властями Сирии...

Путин рассказал, зачем НАТО усиливает позиции на востоке Европы...

Россия будет поэтапно снимать ограничения с Турции...

Российские военные доставили шесть тонн гумпомощи в Латакию...

В Казахстане задержаны шесть радикальных исламистов...

В Афганистане ликвидировали более 70 боевиков "Талибана"...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА

О менталитете белорусов и русских

Николай КИРМЕЛЬ | 08.10.2010 | 00:04 Комментариев: 4
 

Сегодняшняя Белоруссия стоит на историческом распутье... Куда идти? С кем по пути? Как жить с соседями? То ли интегрироваться в Евросоюз, то ли продолжать строить пошатнувшееся здание Союзного государства с Россией, то ли «сражаться за независимость»? В белорусском обществе нет единого мнения по выбору дальнейшего пути. Одни считают себя частью славянского мира, другими пророссийский путь воспринимается как уходящее «темное» прошлое, а проевропейский – как светлое будущее.

В умах националистически настроенной оппозиции идентификация белорусов с европейцами нашла свое проявление в распространении идей литвинизма. Так называемые литвины считают «золотым веком» белорусской государственности период, когда земли современной Белоруссии входили в Великое княжество Литовское, и видят свое предназначение в построении либерального европейского государства.

По мнению отдельных ученых, славянское родство двух народов – не более чем миф, поскольку «белорусский субстрат» практически никак не пересекается с русским». Если почитать некоторых историков, то Полоцкое княжество не принадлежало Киевской Руси, а русские и белорусы веками враждовали между собой. Наполеон представлен чуть ли не освободителем белорусского народа из-под российского имперского ярма и т.д.

Да что уж там говорить о прозападной оппозиции, если даже руководство страны видит Белоруссию то «мостом между Востоком и Западом», то центром Европы (не столько в географическом аспекте, сколько в культурном), то неистовствует в антироссийской риторике.

Сегодня по конъюнктурным соображениям кому-то очень хочется видеть Белоруссию ближе к Европе и дальше от России. Однако, как показывают и научные исследования, и многовековой житейский опыт, по своему менталитету (1) белорусы ближе к русским, нежели к европейцам.

Что сближает белорусов с русскими и европейцами, а чем они не похожи, выясняли, в частности, специалисты Белорусского института стратегических исследований (BISS) и лаборатории аксиометрических исследований НОВАК, опросив более тысячи респондентов со всех регионов республики. Подытожив результаты соцопроса, они пришли к выводу, что типичного белоруса с русским сближают моральные качества (доброта и душевность), а с европейцем – деловые (дисциплинированность и исполнительность). Европейцы в понимании белорусов «трудолюбивые жмоты».

Российские ученые считают, что на Западе главенствуют рациональность, расчетливость и меркантилизм, а в России – чувства и «созерцание сердцем».

Эмигрировавший в 1978 году в Германию советский философ А. Зиновьев подчеркивал, что важнейшее отличие российской цивилизации от западной заключается в неодинаковом сочетании индивидуально-личного («я») и социального («мы») начал в общественном бытии людей. У европейцев «я» доминирует над «мы», способствующее развитию у них таких качеств, как расчетливость, практицизм, склонность к добросовестности в деле, чувство превосходства над другими народами, способность к самодисциплине и самоорганизации.

На менталитет русского народа большое влияние оказали сложные природно-климатические и геополитические условия, выжить в которых можно только сообща, поэтому русские в большей степени коллективисты. «Если деятельность русского человека регулируется социальными институтами, реализующими принцип «мы» - психологии (семья, община, церковь, государство), то он проявляет доброту, отзывчивость, самоотверженность, дисциплинированность», - считает российский философ В. Трофимов.

Природно-климатические и географические условия, влияние восточной и западной культур, тесные взаимоотношения с соседями и другие факторы оказали влияние на менталитет белорусского народа. По мнению проректора Гомельского государственного технического университета им. П.О.Сухого по учебной и воспитательной работе, руководителя социологической лаборатории В. Кириенко, у белорусов тоже «все от сердца».«Такие качества, как расчетливость, предприимчивость, соревновательность, плетутся в конце рейтинга», - подчеркивает ученый.

Сравнив менталитет трех народов (белорусского, украинского и русского), гомельские социологи, в отличие от некоторых политиков, считают, что вживаться в новые экономические условия белорусам хочется в связке с братьями-славянами, которые хоть и отличаются от украинцев и русских, но «похожи по основным характеристикам», что дает им ощущение комфорта и устойчивости.

Из «чужих» наций белорусы как «близкую к идеальной и достойную подражания по бизнес-параметрам» назвали... немцев». Им симпатизируют у западных соседей такие ментальные черты как расчетливость, предприимчивость, аккуратность, точность, обязательность, верность слову, законопослушание, умеренное проведение реформ, независимость. Со своей стороны они предлагают немцам поучиться у славян гостеприимству, теплоте и сердечности. На наш взгляд, сомнительно, чтобы белорусы смогли научиться у немцев педантичности и расчетливости, а немцы у белорусов – радушию и гостеприимству. («Что русскому хорошо, то немцу смерть»). Мы все-таки значительно отличаемся друг от друга.

На протяжении веков формирование менталитета народов России (в том числе и белорусов) и на Западе проходило в разных условиях. Жизнь людей в странах Европы зависела от собственности, права и рынка, а у нас – от властей всех уровней со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому европейцы привыкли ориентироваться на рынок, демократию, свои права и свободы, а мы – на государство.Отчасти поэтому попытки элит некоторых республик распавшегося Советского Союза построить «западный рай», мягко говоря, не увенчались успехом. В частности, в России бесшабашное подражание капитализму привело к несправедливому переделу собственности, социальному неравенству, обнищанию большинства населения страны, снижению промышленного производства, разорению сельского хозяйства, коррупции и т.д. Смена власти, а вместе с ней и идеологии, выплеснули многие пороки, ранее сдерживаемые государством. Затянувшиеся так называемые реформы заставили некоторых политиков и ученых задуматься о приемлемости западной модели переустройства для российского жизненного уклада. Все чаще раздаются голоса о нецелесообразности равнения России на Европу ввиду их ментальной несовместимости. («Что англичанину хорошо, то русскому не по силам»).

Подчеркивая высокую роль государства в жизни общества, российский историк профессор А. Т. Степанищев пишет: «Исходя из управленческой роли государства, россиянин привык полагаться почти во всем на него, его регулирующие административные механизмы, а не на рынок, как это давно укоренилось в странах Запада… Для россиянина государство являлось источником порядка, инициатором и двигателем любых перемен, носителем и защитником его благ». «Русский народ в своей истории проверяет различные политические режимы, но в конечном итоге делает выбор в пользу авторитарной власти, – считает российский философ В. К. Трофимов. - … Фетишизация государства является одним из доминирующих факторов политической жизни в России и в наши дни. Об этом говорят дружное голосование на выборах за партию власти – даже при отсутствии видимых достижений последней, высокий рейтинг лидеров страны, явная политическая апатия подавляющего большинства граждан, невостребованность реальной оппозиции и политической дискуссии».

Обратим внимание, что в Белоруссии сегодня наблюдается и дружное голосование, и высокий рейтинг лидера страны, и невостребованность реальной оппозиции, и политическая апатия большинства граждан, и… Схожая ситуация свидетельствует о том, что в большинстве своем и белорусы, и русские привыкли полагаться на главенствующую роль государства, которое их и «наклоняло», и в то же время  решало все их проблемы.

Российская империя, а затем и Советский Союз, не будучи идеальными государствами, тем не менее смогли раскрыть потенциал белорусов, помочь им реализовать себя в самых разных сферах, как говорится, без оглядки на национальность. В советский период белорусы представляли единую нацию в составе СССР. Правда, здесь уместно будет вспомнить о почти двадцатилетнем нахождении Западной Белоруссии в составе Польши в 20-х – 30-х годах прошлого века. Несмотря на то, что со времен воссоединения белорусского народа прошло более 70 лет, до сих пор существует разница в менталитете жителей западных и восточных областей.

В послевоенное время Белоруссия смогла интегрироваться в единую экономическую систему Советского Союза. Являлась конечным звеном «сборочного цеха» страны, республика славилась достижениями в экономике, образовании и науке. В БССР уровень жизни населения являлся стабильно высоким. У белорусов не было особых стимулов стремиться к независимости, поэтому на референдуме в марте 1991 года 82,7 % жителей проголосовало за сохранение Советского Союза. Но мнение народов по столь важному вопросу тогдашних вершителей судеб не интересовало. На власть и народ Белоруссии независимость свалилась с небес в результате действия внешних событий и факторов.

После распада СССР осторожные белорусы возродили разорванные экономические связи с Россией и не ринулись очертя голову строить капитализм. Бродившие в умах интеллигенции либеральные идеи тогда не нашли широкой поддержки среди населения, так как они оказались чужеродными для общинного, коллективистского менталитета белорусов. В стране пришел к власти человек, который обещал взять на себя ответственность за судьбу республики и ее граждан. Он сделал ставку на пенсионеров и проживавших в глубинке людей с низким уровнем образования и доходов. То есть тех слоев общества, которые в первую очередь рассчитывали на поддержку государства.

Фактически в Белоруссии была создана «смешанная» экономика с элементами и социализма, и рынка. К ней можно относиться по-разному, но давайте обратимся к компетентному мнению экспертов ООН, отслеживающих уровень человеческого потенциала в различных странах мира. Так, Республика Беларусь по уровню качества жизни опережает все страны СНГ, включая РФ. В 1998 году Белоруссия заняла 68-е место (РФ — 72-е, Украина — 102-е), в 2000-м - 57-е, в 2002-м — 56-е, в 2003-м — 53-е место из 175 стран мира. Россия была позади (63-е место), Украина — 75-е, Грузия — 88-е.

Если основную массу населения такое положение устраивает, то образованная часть общества все чаще поглядывает в сторону Европы, страны которой стабильно имеют очень высокий уровень индекса развития человеческого потенциала. Так сказать, мечтает пожить «в цивилизации». Этим отчасти объясняется желание части белорусского общества идентифицировать себя с европейцами, намерениями вступить в Евросоюз, где, по мнению некоторых, «все в шоколаде».

Россия же с ее коррупционными скандалами, терроризмом, локальными вооруженными конфликтами, олигархами и прочими негативными сторонами действительности вызывает у белорусов, по крайней мере, настороженность. «То, что творится сейчас в России – врагу не пожелаешь. Тем более не посоветую своему народу сейчас вливаться без оглядки в «россиянию», - написал один блогер. - Лучше постоять в сторонке, пока там поумнеют, а может, чем и помочь». По высказываниям белорусов в сети и ряду публикаций можно судить о том, что на современном этапе Россия перестала быть для них привлекательной моделью политического и социально-экономического устройства, по которой можно выстраивать свою жизненную стратегию на будущее. Поэтому, думается, осторожные белорусы не станут спешить с интеграцией, а подождут, пока россияне не наведут в своем доме порядок. Или дождутся, что сами по уровню жизни скатятся ниже россиян. Не хотелось бы делать никаких прогнозов, но цифры свидетельствуют о снижении качества жизни белорусов. Еслив 2003-м году Белоруссия занимала 53-е место, на 10 пунктов опережая Россию, то в 2007 – 2008 годах – уже 64, в 2009-м – 68, лишь на три пункта выше восточной соседки.

Гомельские ученые, опираясь на результаты своих исследований, считают, что белорусы созрели для коллективно движения вперед «с минимумом административных методов, в сильном правовом социально ориентированном государстве». Россияне, устав от бесконечных реформ, тоже хотят жить в социально ориентированном государстве. Здесь, полагаю, желания двух народов совпадают.

Однако каким будет геополитический выбор Белоруссии, как будут строиться российско-белорусские отношения, зависит не от народов, а от элит, высшего политического руководства двух стран. Так уж исторически у нас сложилось. Но когда речь идет о принятии важнейших государственных решений, думаю, правителям следует учитывать менталитет народа. Иначе все пойдет вверх тормашками. В нашей истории тому много примеров…

(1) Менталитет – склад ума; мироощущение, мировосприятие; психология.

 
Метки: Белоруссия
 

 
Рейтинг: 4.2 (25)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Валентин КАТАСОНОВ

Brexit и Америка

...Важный аспект проблемы «Brexit и Америка» - влияние выхода Великобритании из ЕС на исход президентских выборов в США в ноябре. Многие оценивают Brexit как победу национализма и изоляционизма над космополитизмом и интернационализмом. А именно к этому в конечном счёте и сводится противостояние двух основных претендентов на пост президента США – Дональда Трампа и Хиллари Клинтон... С этой точки зрения Brexit - ветер в паруса Трампа...

01.07.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Николай КИРМЕЛЬ


все статьи