Стандарты НАТО и Вооружённые силы России

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В дискуссии о целесообразности / нецелесообразности вступления России в НАТО важное место занимает вопрос о цене такого шага для Вооружённых сил Российской Федерации при переходе на натовские стандарты.

Можно перейти на натовские калибры, иметь на вооружении своей армии различные виды оружия и боевой техники, в том числе из арсеналов Альянса. Можно носить форму, скроенную по натовскому образцу, однако главное в другом. Вооружённые силы страны до тех пор остаются инструментом проведения государственной политики, пока ими руководит национальное командование с использованием собственной системы управления, ядром которой в современных условиях является автоматизированная система управления войсками (АСУВ).

В общем виде под АСУВ понимается организационно-техническое объединение органов управления различного ранга, размещенных на стационарных или мобильных пунктах управления, оснащенных средствами автоматизации управления и связи, которые обеспечивают решение задач управления силами и средствами как в мирное время, так и в различных условиях боевой обстановки.

Управление войсками является циклическим процессом. Цикл управления включает сбор необходимой информации, её обработку и представление органам управления, принятие решения на основе полученной информации, оформление решения в документальном виде, его доведение до исполнительных звеньев по каналам связи различной физической природы, а также контроль получения и исполнения приказов.

Указанные составляющие цикла в процессе управления можно сгруппировать в две относительно самостоятельные фазы:

1. Планирование органами управления применения подчинённых сил и средств, выработка и принятие решения на применение, его оформление. Это то, что в США и НАТО обозначают термином Сommand (командование).

2. Сбор информации для органов управления от различных источников и доведение информации до объектов управления с использованием средств связи. В США и НАТО эту фазу именуют словом Сontrol (оперативное управление).

ВС РФ сохраняют систему управления войсками и оружием, сложившуюся во многом ещё во времена Советского Союза, усовершенствовав и дополнив её с учетом опыта ведения боевых действий на Северном Кавказе.

Так как АСУВ является большой и сложной системой, в её создании и модернизации занято большое количество предприятий ВПК разных форм собственности. Применительно к современной России это во многом градообразующие государственные унитарные предприятия. Модернизация и дальнейшее развитие АСУВ РФ осуществляется в рамках гособоронзаказа под руководством единого заказчика в лице Минобороны.

АСУВ НАТО в своей основе использует технические решения глобальной системы оперативного управления США – ГСОУ или, как её ещё называют, – система командования, управления, автоматизации, связи и разведки (C4I system: Command, Control, Computer, Communication and Intelligence system).

В её создании также участвует большое количество американских и западноевропейских фирм, концернов, а также международных консорциумов.

Анализ путей создания и развития АСУВ России и НАТО (США) показывает, что эти пути довольно схожи: от создания АСУ отдельных видов ВС и родов войск к их интеграции в единую систему управления с единым информационным пространством. Однако между собой АСУВ России и НАТО взаимодействовать не смогут ввиду различий взглядов на применение ВС как на доктринальном (стратегическом) уровне (порядок мобилизации и развертывания ВС, стратегического планирования, боевого управления, санкционирования и применения ядерного оружия и оружия повышенной потенциальной опасности и т.д.), так и на более низком уровне управления (уставы, наставления, различие частотных диапазонов средств связи, систем шифрования и кодирования информации, большое количество аналоговых средств связи в ВС РФ, методы и средства защиты информации и т.д.).

Членство в НАТО предполагает включение ВС нового члена Альянса в систему управления блока на его принципах (со своим уставом в чужой монастырь, как известно, не ходят).Подобные требования при вступлении в НАТО предъявлялись, например, к бывшим членам Восточного блока.

Одним из таких принципов является использование стандартов НАТО. В Североатлантическом союзе считается, что стандартизация не просто позволяет эффективно использовать экономические ресурсы, но и является важнейшим фактором целостности блока и действенности его военной структуры. Потому она обязательна для всех членов. При этом стандарты охватывают практически все сферы деятельности военной составляющей блока – от стандартов на каски и амуницию, вооружение, средства связи, до штабных процедур и руководящих документов, стандартов организации оперативной деятельности и даже подготовки специалистов для работы в многонациональных штабах.

Так, устав НАТО однозначно требует немедленного перехода, в случае получения страной статуса кандидата, на новые стандарты в области связи и информационных систем. А это означает глобальную замену оборудования в структурах управления всех уровней, переход (по крайней мере, в области связи) с аналоговых систем на цифровые. Имеющиеся на вооружении стран-кандидатов информационные системы должны быть интегрированы в натовские системы «консультаций, командования и управления» (в НАТО обозначаются как «С3» - Consultation, Command and Control).

Имеется и требование к стране-кандидату оборудовать на собственной территории свою составляющую глобальной Системы связи и информации НАТО CIS (Communications and Information Systems). Эта система охватывает всю территорию Альянса, соединяя штаб-квартиру НАТО в Брюсселе со столицами государств и высшими национальными военными командованиями. Существует требование совместимости CIS с национальными стационарными и мобильными линиями связи, как гражданскими, так и военными. А это требует как минимум создания информационных «шлюзов» и переработки протоколов информационного обмена и алгоритмов функционирования национальных систем.

Техникой по стандартам НАТО должны быть обеспечены не только центральные структуры управления, но и управляющие системы низших войсковых звеньев. При закупке новой техники ориентация на стандарты НАТО обязательна. Переход на натовские стандарты в области АСУВ придется проводить в сравнительно ограниченный срок. В этих условиях российская «оборонка», скорее всего, не справится с задачей, и Россия будет вынуждена закупать западное оборудование и привлекать западные фирмы для доработки своей АСУВ. То есть при переходе на стандарты НАТО на западную экономику «прольется золотой дождь» российских военных заказов, а отечественная «оборонка» в значительной мере будет лишена гособоронзаказа.

Как известно (по Кейнсу), гособоронзаказ есть наиважнейший инструмент модернизации экономики. И здесь, принимая решение о целесообразности масштабных закупок зарубежной техники, надо отчетливо понимать, что Россия уже скатилась с 4-го технологического уклада в уклад «3+», так и не приступив по-настоящему к освоению 5-го технологического уклада.

Последующий за переходом на АСУВ натовского типа развал сегмента российского ОПК, отвечающего за 5-й технологический уклад, не только ускорит процесс деиндустриализации страны, исключит оборонку из числа наиважнейших «локомотивов» модернизационного развития, но и приведет к разрушительным социальным последствиям в связи с распадом градообразующих предприятий.

 

***

 

  Анализируя последствия перевооружения ВС РФ в случае вступления России в Альянс, следует отметить еще одно обстоятельство. С 1989 года в рамках стандартизации и планирования в области вооружений в НАТО действует Система планирования обычных вооружений (CAPS - Conventional Armaments Planning Systems), призванная ориентировать страны-члены на выбор программ вооружений. По мнению руководства блока, CAPS позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности, гармонизировать долгосрочные закупочные программы и определять будущие возможности в области вооружений НАТО, то есть прогнозировать развитие вооружений и военной техники (ВВТ). Таким образом, при планировании программы вооружения и гособоронзаказа Россия должна будет ориентироваться не на сложившиеся в стране методические подходы, а на навязанные извне. И здесь российский ОПК, скорее всего, также окажется не у дел.

Кстати, в широком смысле требования НАТО к «однообразию» следует рассматривать не только как реестр технических требований и наименований к системам вооружения и военной технике, структурам оперативного планирования и управления и прочим армейским материям. Существуют определенные стандартные требования даже к национальному законодательству страны-члена блока. Согласно им, законодательство должно быть совместимым с базовыми положениями и механизмами, которые приняты в Альянсе.

И ещё один момент. В НАТО действует Брюссельский договор об обмене технической информацией в оборонной сфере, подписанный 19 октября 1970 года (одно из четырех обязательных для всех стран-членов технических соглашений). В случае подписания его Москвой он делает сомнительной дальнейшую кооперацию предприятий российского ВПК с «оборонкой» тех стран, с которыми США и НАТО (в отличие от России) считают нецелесообразным или недопустимым вести военно-техническое сотрудничество. А это означает потерю многомиллионных заказов. В то же время радостно ли примут российских оружейников коллеги в странах НАТО для тесного сотрудничества – еще очень большой вопрос.

Если следовать всем требованиям НАТО для вступающих в Альянс, то, помимо оперативного управления, Россия должна будет отдать в руки НАТО и систему планирования и подготовки боевых действий. Это – смена всей системы документооборота, в том числе и форм боевых документов. То есть придется переделывать систему документов на натовском программном обеспечении с не совсем известными функциями.

И самое главное: применение ВС РФ в рамках НАТО будет обязательно подразумевать и внешний контроль над ядерным оружием (ЯО) как наиболее мощной компонентой ВС России. А это значит, что российским военным придется раскрыть в той или иной мере и принципы применения отечественного ЯО, включая порядок его санкционирования.

 

***

 

Политические «браки» так же непостоянны, как и людские. Ближайший пример – распад Варшавского Договора, когда бывшие «братья по оружию» из Восточной Европы переметнулись в стан врагов России, принеся «женихам» из НАТО в качестве богатого «приданого» все военные секреты своего «старшего брата», в том числе образцы советской военной техники и АСУ «Манёвр», после изучения которой у заокеанских стратегов «в зобу дыханье сперло» от зависти и страха. А в итоге весь это гарем из ветреных восточноевропейских государств по окрику из Пентагона таскает из огня каштаны для новых друзей по НАТО, расплачиваясь в Ираке и Афганистане жизнями своих молодых граждан, мечтавших об «общечеловеческих ценностях», а заслуживших цинковые гробы, покрытые национальным флагом.

Где гарантия того, что «любовь» НАТО к России не закончится сразу же, как только её ВС окажутся под внешним управлением ребят из Брюсселя (читай – Вашингтона)? Не выйдет ли так, что, когда российское ЯО будет контролироваться по стандартам НАТО, российских военных просто не пустят в главный зал ЦКП РВСН, поскольку окажется, что американский караул «устал»?

Как только Россия окажется в крепких руках стратегов НАТО, сразу можно будет забыть и о G8, и о G20: страна станет не только сырьевым, но теперь уже и военным придатком Запада, буферной зоной между сытой Европой и поднимающейся мусульманской Азией вместе с «пробуждающимся тигром» с берегов Хуанхэ.

Вспомним, что писал Збигнев Бжезинский, побывавший в октябре 2010 г. в Москве, в своей статье в The New York Times ещё в августе 2009 года: «Цель НАТО должна предполагать две стратегические задачи: укрепление безопасности в Европе путем сближения России с евроатлантическим сообществом и интеграцию России в широкую систему глобальной безопасности, которая косвенно способствовала бы рассеиванию остаточных имперских амбиций России».

Вот так! Надо читать Бжезинского.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться