Атлантизм, или Через Евросоюз – в Россию

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Последние события в политической жизни Евросоюза говорят о том, что определённые силы в Европе и США реализуют в западной части Евразии проект «нового атлантизма», отвечающий «плану игры» Вашингтона на «Великой шахматной доске».

Как политическая идеология атлантизм исходит из доминирования США в вопросах установления международного порядка. В Европе эта идеология больше известна под названиями евроатлантизма (трансатлантизма) и строится на идее сближения государств Северной Америки и Западной Европы на основе общих ценностей – демократии либерального типа, свободы индивидуума, верховенства права и т.д.

(Евро)атлантизм впервые заявил о себе после Второй мировой войны, когда США использовали миф «советской угрозы» для установления своего контроля над Западной Европой и создания военно-политического блока НАТО.

Новая эра евроатлантизма началась с падением Берлинской стены. Атлантический совет – международная неправительственная организация, созданная в 1961 г. в странах НАТО, стал открывать свои филиалы в странах Восточной Европы. В 1990 г. была подписана «Трансатлантическая декларация», которая устанавливала режим консультаций между председателем Европейского союза, главой Еврокомиссии и президентом США один раз в два года. Другая организация – «Трансатлантическая сеть полиции», созданная в 1992 г., охватила собой членов парламентов Европы и США и деловые круги. В 1998 г. в Лондоне было учреждено «Трансатлантическое экономическое партнерство».

В Праге в 1996 г. по инициативе Института предпринимательства США (один из «мозговых центров» неоконсерваторов) и при участии Вацлава Гавела, Маргарет Тэтчер, Гельмута Коля, Генри Киссинджера и Збигнева Бжезинского была запущена «Новая атлантическая инициатива».

События после 11 сентября 2001 г. вскрыли противоречия между США и Европой, в основном по вопросам региональной безопасности. На какое-то время Европа вышла из-под влияния США, и обаяние атлантистского проекта, казалось, потускнело. Иво Даалдер, сотрудник Института Брукингс, в работе «Конец атлантизма», вышедшей в 2003 г., отмечал, что Европа будет и далее отдаляться от США. Тем не менее на уровне влиятельных политических групп американцам удалось найти точки соприкосновения с европейцами по ряду критических вопросов.

В феврале 2005 г., когда была подписана «Конвенция между США и Европой». Об этом писали в InternationalHeraldTribune Филип Гордон (помощник госсекретаря по вопросам Европы и Азии с 2009 г., один из ведущих экспертов Института Брукингса, имеющий опыт работы в Совете национальной безопасности США по проблемам глобального терроризма и Ближнему Востоку) и Чарльз Грант (директор лондонского Центра европейских реформ). Оба входят в число 55 специалистов из ЕС и США, приложивших руку к составлению упомянутой конвенции. Достойны особого упоминания и некоторые другие имена: Иоахим Биттерлих – советник Гельмута Коля; Эндрю Моравчик – президент программы по исследованиям ЕС в Принстонском университете, соредактор «Ньюсвик» и автор ряда либеральных теорий по международным отношениям; баронесса Паулин Невиль-Джонс – бывшая управляющая БиБиСи и председатель британского объединенного комитета по разведке, с мая 2010 г. занимает пост министра государственной безопасности; Джозеф Най-младший – бывший помощник министра обороны США, профессор Гарвардского университета, один из авторов концепций мягкой и умной силы; Нарцис Сэрра – бывший мэр Барселоны и министр обороны Испании; Джереми Шапиро – спецсоветник и помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии с 2009 г.; Строуб Тэлботт – президент Института Брукингс.

В 2005 г. появилось исследование республиканца Генри Никеля «Пересмотреть атлантизм», который предложил выработать новую стратегию республиканской партии США для Европы. Г.Никель настаивал на необходимости борьбы с антиамериканизмом в Европе, особо упирая на работу с европейской молодежью, и ратовал за создание нового атлантистского движения с опорой на Республиканскую партию США.

В настоящее время доктрина евроатлантизма в США разрабатывается такими центрами, как Совет по международным отношениям, Европейско-американский бизнес-совет, Институт Аспена, Институт Брукингса, фонд Германа Маршалла, Фонд Бертельсманна. Эти разработки активно поддерживаются транснациональными корпорациями - Boeing, IBM, Microsoft, Ford, Siemens, Deutche Bank, Michelin, BASF (к сведению: такое подразделение концерна BASF, как Wintershall, владеет 20% в проекте «Северный поток»).

В том же 2005 г. была принята «Новая трансатлантическая повестка дня», которую подписали председатель Еврокомиссии Жак Сантер – экс-премьер-министр Люксембурга, член Бильдербергского клуба; председатель Совета Европы Фелипе Гонсалес, бывший премьер-министр Испании, с 2007 г. глава «группы размышления» (Grupo de ReflexiІn) в ЕС; и президент США Билл Клинтон. Цель, провозглашаемая этим документом, - «создание открытой мировой системы торговли и инвестиций».

В марте 2006 г. в Вашингтоне состоялась конференция «Towards a Transatlantic Marketplace – TheU.S. – German Perspective for a new Framework», организованная по инициативе Торговой палаты США, Германского института стандартизации, фонда Дрегера и Федерального союза германской индустрии. В конференции приняли участие 120 высокопоставленных представителей политических и экономических кругов США и Германии. В результате Европейский парламент в июне 2006 г. проголосовал за резолюцию об улучшении отношений между ЕС и США в рамках соглашения о «трансатлантическом партнерстве».

Резолюция о трансатлантических отношениях от апреля 2007 г. (подписанная президентом США Джорджем Бушем, германским канцлером Ангелой Меркель и председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозо) учредила «Трансатлантический экономический совет».

Эти тенденции продолжали развиваться. Последняя резолюция Европейского парламента предполагает замену нынешних трансатлантических отношений новым соглашением о стратегическом партнерстве, которое предстоит согласовать к 2012 г., а к 2015 г. создать трансатлантический рынок. Этот документ также предполагает создание «Трансатлантического политического совета», который будет наделен соответствующими полномочиями в вопросах международной политики и безопасности. Необходимо отметить, что это решение было принято депутатами Европарламента без консультации с гражданами ЕС.

По отношению к странам Восточной Европы появился такой термин, как «рефлексивный евроатлантизм», означающий, что внешняя политика этих государств зависит от ряда факторов – влияния США на политическую элиту страны, отношений с соседями, с Россией, от других текущих проблем. Мы видим на примере Польши и Украины, что при смене руководства страны может меняться и характер внешней политики по отношению к России, но это ни в коей мере не означает, что эти государства через некоторое время не вернутся снова в орбиту евроатлантизма.

Попытки подключить Россию к планам НАТО, в частности в Афганистане, – это часть политики евроатлантизма. Особую роль здесь играет Германия. 8 марта 2010 г. в еженедельнике Der Spiegel появилась письмо, подписанное четырьмя высокопоставленными чиновниками бундесвера, которые впервые выдвинули предложение об интеграции России в НАТО. Это – Фолькер Рухе, бывший министр обороны (1992-1998 гг.); генерал в отставке и бывший председатель Военного комитета НАТО Клаус Науманн; бывший начальник отдела планирования в министерстве обороны вице-адмирал Ульрих Вайссер и Франк Эльбе, бывший посол Германии в Польше. Характерно, что в «письме четырёх» говорилось о «единых корнях» европейской христианской цивилизации и жестко критиковалась исламская культура.

Сейчас в НАТО завершена разработка проекта STRATCON2010, который будет представлен на саммите НАТО в Лиссабоне 19-20 ноября. Уже известно, что новая стратегическая концепция расширяет сферу ответственности Альянса на всю планету, утверждая, что НАТО – это «краеугольный камень стабильности не только для евроатлантического сообщества, но и для всего остального мира».

Остаётся добавить, что 26 марта 2010 г. в Брюсселе прозвучала известная речь главы Еврокомиссии Ж. Баррозу «Новый атлантизм для XXI столетия». Баррозу отметил, что ЕС удовлетворен развитием сотрудничества с США, но «в мире новых угроз и новых изменений с более сбалансированным распределением глобальной власти необходимо более динамичное партнерство по обе стороны Атлантики». Исходя из этого, Баррозу прямо указал на необходимость борьбы с политикой многополярности, отметив, что Европа и США – двигатели глобализации и им надлежит действовать «трансатлантически».

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться