Сербия: в НАТО – через головы граждан

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Сделанное в эфире белградской радиостанции Б-92 еврокомиссаром по вопросам расширения ЕС Штефаном Фюле заявление о том, что Сербия узнает судьбу своей заявки на членство в Европейском союзе не ранее второй половины 2011 года, получило неожиданное продолжение. Есть желание, сказал Фюле, чтобы мнение Еврокомиссии по поводу кандидатуры Сербии «стало частью ежегодного доклада о расширении Европейского союза, который будет опубликован в 2011 году»,  добавив, что многое будет зависеть от ответов Сербии на вопросы, поставленные перед ней Брюсселем. В списке, переданном премьер-министру Сербии Мирко Цветковичу, -  2483 вопроса. Они касаются различных аспектов реформирования политико-административной и судебной системы, но показательно обходят самый болезненный для сербов вопрос о Косове.

Очевидно, не удовлетворившись словами еврочиновника (а возможно, пытаясь ускорить развитие событий), сербские власти решили экстренно переключить внимание собственной и европейской общественности на проблему вступления Сербии в НАТО.

С 2006 года Сербия участвует в натовской программе «Партнерство во имя мира» - но теперь это, видимо, сочли недостаточным. Министр обороны Драган Шутановац дал понять, что не видит альтернативы курсу на дальнейшее сближение Сербии с Североатлантическим альянсом и не считает нужным проводить по этому вопросу референдум. Мол, «нельзя принимать решение по стратегически важным вопросам в атмосфере всеобщей травли, переполненной эмоциями», заявил министр. Министр не уточнил, когда можно ожидать успокоения «эмоций» [1]. Ясно, что не раньше чем в Сербии уйдут из жизни поколения, помнящие варварские бомбардировки авиацией НАТО Югославии, стоившие жизни нескольким тысячам граждан страны.

К слову, и на саммите НАТО в Лиссабоне Драган Шутановац изо всех сил старался стереть память о событиях десятилетней давности. Он охарактеризовал их как «непростые моменты» во взаимоотношениях Белграда с Североатлантическим альянсом, тщательно избегая слов «агрессия» или даже «нарушение норм международного права». Президент Сербии Борис Тадич в октябре признал, что страна не сможет вступить в НАТО «в обозримом будущем», ибо этот шаг не пользуется поддержкой большинства граждан. Отказ от референдума и принятие кулуарного решения на уровне правительства и парламента голосами правящей прозападной коалиции - единственный путь для режима Тадича - Цветковича в этой ситуации.

Министерство обороны Сербии при Драгане Шутановаце приобрело характер филиала западных центров силы даже на фоне общего прозападного курса правительства Мирко Цветковича. Достаточно вспомнить заявления министра против возможного открытия на территории Сербии российской военной базы,  в чём он имел полную поддержку Бориса Тадича. Занимательно выглядит их аргументация в этом вопросе: мол, на территории государства нет, не было и не будет иностранных военных баз. «Пока я остаюсь президентом страны, ни одна военная база иностранных государств не появится на нашей территории», - пообещал тогда Тадич, всецело подпираемый своим министром обороны. Учитывая, что дело было в конце 2007 - начале 2008 годов, этот пассаж смотрелся трагикомически на фоне присутствия в сербском крае Косово крупнейшей американской военной базы «Кэмп Бондстил»: то есть и Тадич, и Шутановац  признали, что они не считают больше Косово сербской территорией.

Вообще, в речениях сербского министра обороны немало примечательного. Шутановац, в частности, усматривает «прогресс» в кровавом распаде Югославии, когда говорит: «...сегодня мы имеем и более компактное государство, и более компактную армию». Что же касается качественных показателей сербской армии, то министр ставит ее впереди армий всех других республик бывшей Югославии, а на общебалканском уровне – сразу вслед за румынской. [2]

Спекуляции представителей властной прозападной группировки в Белграде вокруг возможной интеграции Сербии в НАТО не только кощунственны перед памятью тысяч сербов, погибших в 1999 году под бомбами и ракетами НАТО. Эти спекуляции ставят в непростое положение и Россию.С одной стороны, Москва в настоящее время сама налаживает взаимодействие с Брюсселем. С другой стороны, российские руководители не делают это ценой отказа от собственных взглядов на проблемы национальной и общеевропейской безопасности. Тадич ещё недавно заявлял, что внешняя политика Сербии должна строиться на четырех опорах – США, ЕС, Россия и Китай. Курс же на вступление Сербии в НАТО резко нарушает подобный баланс и ставит вопрос о степени понимания нынешними сербскими руководителями национально-государственных интересов.

Все идёт к тому, что главными внешнеполитическими итогами правления Тадича - Цветковича станут стратегическое партнерство с НАТО и подписание равноправных договорённостей под эгидой ЕС с албанскими сепаратистами Косова. А Москве в очередной раз придётся ссылаться на переменчивость настроений своих балканских партнёров, аккуратно разыгравших написанный для них на Западе сценарий.

[1] Прес, 28.11.2010.

[2] http://www.srbija.gov.rs/vesti/vest.php?id=143542

Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться