Косово: проводы скандального политического года

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На охваченных скандалами Балканах смена политического года ныне приобрела неожиданный подтекст. Январской сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы предстоит обсудить проблему Косово, и сегодня вряд ли кто-то может с уверенностью предсказать, какое направление примут дискуссии и какую резолюцию примут депутаты. Вслед за докладом эксперта Совета Европы Дика Марти о причастности действующего косовского премьера Хашима Тачи к торговле человеческими органами и другим тяжким преступлениям не менее громкие обвинения обнародовали средства массовой информации Сербии. По утверждениям белградской газеты «Политика», ссылающейся на источники в сербских спецслужбах, во главе сети контрабандистов оружия в Косово в конце 1990-х годов встал не кто иной, как нынешний глава правительства Албании Сали Бериша. «Сербская прокуратура располагает показаниями четырех косовских албанцев, утверждающих, что они покупали оружие в доме Сали Бериши в селе Прифч вблизи Тропои на севере Албании», - пишет издание. Как известно, североалбанский округ Тропоя – родина «непотопляемого» албанского лидера, а население этих районов исторически имеет тесные родо-племенные связи с албанцами Косово. «В деле под номером 33-08 значится, что центр по закупке оружия находился в доме Сали Бериши в селе Прифч, недалеко от границы с Косово», - продолжает «Политика». Даная информация получена от бывших боевиков «Армии освобождения Косово», уроженцев косовских городов Джяковица, Дечаны, Призрен и Глоджане, арестованных сербскими спецслужбами. Они засвидетельствовали, что лично получали в доме Бериши оружие для ведения войны в Косово. А деньги на его закупку выделял действовавший в 1998-1999 годах в Швейцарии центральный штаб АОК через албанский фонд «Родина зовет». [1]

О существовании в Северной Албании тайных лагерей подготовки боевиков «Армии освобождения Косово» сообщала еще в 1998-1999 годах «Международная кризисная группа». А еще все в той же Северной Албании (в 20 километрах к югу от городка Буррель), по свидетельству бывшего Главного прокурора Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии Карлы дель Понте, расположен и печально знаменитый «желтый дом» - место подпольного изъятия человеческих органов: «В этом желтом здании была оборудована своеобразная хирургическая клиника. Врачи извлекали внутренние органы пленных. Через аэропорт Тираны Ринас эти органы доставляли в зарубежные клиники и пересаживали пациентам, которые готовы был оплатить подобные операции». [2] По данным сербских спецслужб, Сали Бериша непосредственно причастен и к этой стороне «деятельности» албанских сепаратистов Косово. В 2008 году бывший полевой командир АОК и экс-премьер Косово Рамуш Харадинай вскоре после своего освобождения из тюрьмы предварительного заключения Гаагского трибунала встретился с Лекой Зогу, сыном последнего короля Албании, и попросил его убедить Беришу уничтожить всю документацию, касающуюся похищения людей и их переброски на территорию Албании. С 15 по 25 сентября 2008 года с Беришей провел соответствующие переговоры и Хашим Тачи. Поскольку недавно посетившему Албанию Дику Марти было сообщено об отсутствии соответствующих документов,   похоже, что миссия Леки Зогу и Хашима Тачи увенчалась успехом. Вскрываются показательные факты и финансового обеспечения Беришей военных и медицинских «операций» АОК – посредством принадлежащих ему счетов в европейских банках. «Есть признаки того, что некоторые из этих счетов использовались для финансовых операций, связанных торговлей человеческими органами», - указывает «Политика».

А другое сербское издание «Блиц» призвало Гаагский трибунал заняться бывшим главой Миссии ООН в Косово Сореном Йессен-Петерсеном, занимавшим этот пост в 2004-2006 годах. По его данным, датчанин скрыл поступивший к нему доклад о «черной трансплантологии», подготовленный экспертами Гаагского трибунала. «Мы ожидаем, что Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии начнет расследование в отношении официальных лиц Миссии ООН по делам временной администрации в Косово того времени по обвинению в неуважении к Трибуналу», - цитирует газета сербского министра, отвечающего за сотрудничество с Гаагским трибуналом, Расима Ляича. [3] В этой связи стоит напомнить, что во время своей «деятельности» в Косово господин Йессен-Петерсен прославился тем, что назвал одного из главарей АОК Рамуша Харадиная своим «другом» и человеком «динамического руководства, твердых убеждений и взглядов». [4]

Каким же может стать продолжение стремительно набирающего силу скандала? Понятно, что и Сали Бериша, и Хашим Тачи с возмущением отвергают все обвинения. Премьер-министр Албании назвал их «расистской клеветой, являющейся частью антиалбанской истерии, дирижируемой Диком Марти». Его действующий косовский коллега пошел еще дальше и объявил доклад Дика Марти «политическим памфлетом, подготовленным в Сербии с благословения России». Однако какой вид примет дальнейшее расследование, состоится ли оно вообще и какая международно-правовая «площадка» будет задействована, напрямую зависит от многих факторов, начиная от настроений в депутатском корпусе ПАСЕ и в других международных институтах и заканчивая ситуацией в Европейском союзе, граждане которого вправе задать своим руководителям вопрос о целесообразности дальнейшего финансирования властей Приштины. Сали Бериша уже предложил, чтобы такой «площадкой» выступил Гаагский трибунал – очевидно, рассчитывая на его традиционную антисербскую направленность. [5] Однако в запасе у мирового сообщества есть еще Международный уголовный суд ООН, традиционно занимающийся самыми чудовищными преступлениями современного мира, совершающимися в африканских джунглях – которые чем-то очень напоминают Косово.

А ведь еще несколько месяцев назад мировые СМИ за редким исключением рисовали исключительно благостную картину происходящего в Косово и вокруг него. А после того, как в июле Международный суд ООН постановил, что принятие декларации независимости Косово «не нарушило основополагающее международное право», США и Европейский союз сочли свою «косовскую партию» почти выигранной и принялись спешно организовывать переговоры между Сербией и косовскими властями – дабы таким путем добиться признания Белградом Приштины.

Существуют разные версии, почему в подобной ситуации ПАСЕ решилась выступить с беспрецедентными обвинениями в адрес косовских властей. Наиболее достоверной выглядит попытка Запада таким путем убрать с политической сцены Косово Хашима Тачи как слишком самостоятельного и одновременно совсем уж неприемлемого для Сербии деятеля. Иными словами, пожертвовав одной фигурой, довести «косовскую партию» до победного финала. Но, как бы то ни было, поднявшуюся волну уже будет очень трудно остановить. Дик Марти в своем докладе сказал главное – не столько о роли самих премьеров Косово и Албании, сколько о наличии на Балканах под прикрытием ООН, ЕС и НАТО организованной этнической албанской преступной сети, занимающейся контрабандой оружия, наркотиков и человеческих органов. А эта сеть напрямую угрожает не только сербам, но и всем европейцам и даже американцам.

Примечания:

[1] Политика, 27.12.2010.

[2] Дель Понте К. Охота: я и военные преступники М., 2008. С.455.

[3] Blic, 26.12.2010.

[4] Двойные стандарты в защите прав человека: казус профессора Шешеля. М., 2009. C.164.

[5] The Independent, 23.12.2010.

Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России»