«Чёрные трансплантологи» и «турецкий след»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Намеченные на 25 января дебаты в ПАСЕ по проблеме Косова и, в частности, по докладу швейцарского юриста Дика Марти станут первой пробой сил в балканском вопросе в новом году. От того, какое направление примут дискуссии, зависят не только перспективы расследования преступлений албанских сепаратистов Косова и лично косовского премьера Хашима Тачи, но и дальнейшая судьба всего «косовского проекта» архитекторов «нового мирового порядка».

Сведется ли дело к рутинным «проверкам» в Приштине, а, стало быть, надо ли будет ставить крест на способности «единой Европы» справиться с трансбалканскими структурами албанской преступной сети? Удастся ли обнажить пружины «косовской независимости», которые, по словам Д. Марти, привели его, казалось бы,  уже закалённого расследованием тайной деятельности ЦРУ в Европе, «в состояние шока»? Шока не столько от размаха деятельности «черных трансплантологов», контрабандистов, торговцев оружием и прочих «идейных борцов» за независимость Косова, сколько от сознательного замалчивания этих преступлений ведущими международными институтами и западными правительствами.

В декабре 2010 года комитет по правовым делам и правам человека ПАСЕ единогласно постановил провести «серию расследований на международном и национальном уровнях по поводу свидетельств исчезновений людей, торговли органами, коррупции и сращивания организованных криминальных групп и политических кругов в Косово». Проявлявшееся до сих пор промедление с расследованием военных преступлений и торговли человеческими органами «является непостижимым и неприемлемым с точки зрения важности и срочности международного сотрудничества, касающегося столь серьезных и опасных криминальных проблем», - говорится в решении комитета [1].

Однако в ожидании предстоящей зимней сессии ПАСЕ расследование продвигается туго. Формально за него взялась лишь гражданско-полицейская миссия Европейского союза в Приштине, но она выступает «с декларациями о намерениях», а не с реальными отчетами о следственных действиях. Складывается впечатление, что для представителей ЕС сегодня главное – максимально скрыть антисербскую направленность преступлений албанских сепаратистов и причастность к ним высших руководителей Косова.

В настоящее время в качестве главной интриги преподносится судьба турецкого хирурга Юсуфа Сонмеза, арестованного на днях по международному ордеру в Стамбуле и быстро отпущенного на свободу. Прокуроры Миссии ЕС в Приштине Джонатан Рател и Гвидо Эстрайх намерены допросить его в турецкой столице и, по сообщениям сербских СМИ, якобы уже передали своим стамбульским коллегам «три коробки документов». Как утверждает белградская газета «Вечерне новости», данные документы призваны «убедить турецкий суд в том, что Сонмез был главным хирургом в группе, которая заманивала людей из Турции, Казахстана, Молдовы и Азербайджана в клинику «Медикус» в Приштине». Собственно говоря, расследование деятельности Юсуфа Сонмеза, если оно и состоится, может провести лишь турецкий суд: законодательство страны запрещает выдачу ее граждан. А сам доктор категорически отказывается ехать в Приштину. Он признает, что «был в Косово и проводил там операции», но «не занимался незаконной торговлей» [2].

Однако вся эта полудетективная история с «турецким следом» выглядит уловкой. Приштинская клиника «Медикус» и операции, проводившиеся в ней доктором Сонмезом, – это в лучшем случае лишь малая часть того досье, которое обнародовал в стенах ПАСЕ Дик Марти и о котором ранее сообщали и бывший Главный прокурор МТБЮ Карла дель Понте, и правоохранительные органы Сербии. Главное место подпольного изъятия человеческих органов – не клиника «Медикус» в Приштине, а некий «жёлтый дом» в Северной Албании близ городка Буррель. Оттуда органы, изъятые у пленных, а подавляющее большинство их них (не менее трехсот человек) составляли не турки и не казахи, а сербы, перевозились в тиранский аэропорт «Ринис» и далее в европейские клиники. По признанию Карлы дель Понте, ныне подтвержденному материалами, собранными докладчиком ПАСЕ, «двое информаторов сообщили, что они помогали хоронить мертвецов вокруг желтого здания и на соседнем кладбище. Кроме того, информаторы сообщили, что эта деятельность осуществлялась с ведома и при активном участии офицеров АОК высшего и среднего звена» [3]. «Все лица, которые, по словам информаторов, находились в лагерях в Албании в конце лета 1999 года, действительно исчезли летом того же года, и с тех пор их никто не видел», - цитирует Карла дель Понте служебную записку прокурорской службы Гаагского трибунала [4]. В Албании действовали в 1998-1999 годах и базы «Армии освобождения Косово» (АОК), политическим руководителем которой был Хашим Тачи [5].

В материалах «дела Сонмеза» говорится о другой преступной сети, во главе которой стоял экс-министр здравоохранения в косовском правительстве и которая имела собственные каналы изъятия, переправки и пересадки органов – турецкий и израильский. Очевидно, именно по этому пути пытаются направить расследование США и ЕС, чтобы вывести из-под удара лидеров Косова и весь «косовский проект». Не случайно сам Дик Марти ранее заявлял, что считает гражданско-полицейскую миссию ЕС в Косове не самой подходящей «площадкой» для расследования преступлений Хашима Тачи и его приближенных – в силу сложившейся там «круговой поруки».

Евросоюз может попытаться направить разгорающийся вокруг «чёрной трансплантологии» в Косове скандал по «турецкому следу» ещё и по другой причине. Учитывая нарастающие в странах-членах Евросоюза дискуссии вокруг приема в его ряды Турции, непродуманность балканской политики ЕС и сомнительную эффективность многомиллиардной поддержки Приштины, «дозированное» расследование деятельности турецкого доктора и некоторых второстепенных фигур косовской политической сцены позволило бы Брюсселю достичь сразу нескольких пропагандистских целей. А именно: продемонстрировать заинтересованность в наведении порядка в Косове, получить еще один козырь на переговорах с Анкарой и одновременно показать, что преступления «черных трансплантологов» носили в Косове изолированный характер и не имели отношения ни к АОК, ни к антисербскому террору.

______________________

 [1] http://assembly.coe.int/CommitteeDocs/2010/20101218_ajdoc462010provamen…

[2] Vecernje novosti, 16.01.2011.

[3] Дель Понте К. Охота: я и военные преступники. М., 2008. С.455-456.

[4] Там же. С.456.

[5] The State of Albania. Tirana, 1999. P.2.

Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».