Казахстан в фокусе Wikileaks

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Продолжение публикаций документов Госдепартамента США сайтом WikiLeaks позволяет по-новому взглянуть на взаимоотношения западных нефтегазовых компаний с Казахстаном, располагающим одними из крупнейших в Центральной Азии запасами углеводородов. Лейтмотив этих отношений - получение западными корпорациями доступа к месторождениям нефти и газа, разработка которых стала локомотивом экономического роста Казахстана после распада СССР. В отличие от большинства других публикаций WikiLeaks, посвященных государствам Центральной Азии и относящихся к середине первого десятилетия 2000-х гг., депеша, посвященная Казахстану, отправлена недавно. Она датирована 25 января 2010 г., то есть была составлена всего год назад.

Депеша была написана послом США в Казахстане Ричардом Хоугландом по итогам частного ужина с первым вице-президентом казахстанской национальной компании «КазМунайГаз» - аналогом российского «Газпрома» и «Роснефти» в одном лице - Максатом Иденовым. Ужин состоялся в отеле «Рэдиссон» в Астане и сопровождался весьма примечательным инцидентом. М. Иденов разговаривал с региональным директором компании British Gas (BG) в Казахстане Марком Роулинсом, пропустившим крайний срок отправки письма по арбитражу гигантского нефтепромыслового проекта Карачаганак, и обсуждал с ним, как исправить сложившуюся ситуацию. В результате М. Иденов посоветовал ему отнести письмо в 10.00 вечера в его офис, после чего они вместе отнесут его главе министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстана С. Минбаеву.

Этот инцидент хорошо показывает характер отношений между казахстанской элитой и представителями западных энергетических компаний. В том случае, если у обеих сторон присутствует заинтересованность в «плодотворном сотрудничестве», юридическими формальностями можно и пренебречь. Интересно и то, что, по словам М. Иденова, М. Роулинс «до сих пор заигрывает c Джеймсом Гиффином из банка Меркатор», «которому предъявлены обвинения в крупномасштабном взяточничестве в процессе нефтяных сделок 1990-х и чье дело до сих пор тянется в суде южного округа Нью-Йорка». По мнению самого М. Иденова, «связываться с преступником, которому предъявлены обвинения» не стоит. Между тем сам Джеймс Гиффен (так правильно пишется его фамилия) был оправдан, так как взятки, которые он давал казахстанским чиновникам, по данным известного израильского журналиста Исраэля Шамира, были санкционированы ЦРУ.

Еще интереснее, что все сведения о взятках и сотрудничестве представителей British Gas c Джеймсом Гиффеном были вырезаны из текста той же самой депеши, опубликованной британской Guardian. По-видимому, такая цензура объясняется нежеланием британских издателей знакомить публику с теми методами, которыми западные энергетические компании добиваются проникновения в нефтегазовый сектор экономики постсоветских государств. Не стоит, видимо, демонстрировать и участие в этом деле ЦРУ, которое, надо полагать, содействовало установлению тесных связей казахстанского истеблишмента с крупными западными корпорациями отнюдь не только в коммерческих интересах последних. Наиболее примечательный момент всей депеши – характеристика М. Иденовым расстановки сил в казахской властной элите. По версии Максата Иденова, узкую группу наиболее могущественных людей Казахстана составляют глава Управления делами Президента Сарубай Калмурзаев, руководитель Администрации Президента Аслан Мусин, министр иностранных дел Канат Саудабаев, а также тандем премьер-министра Карима Масимова и зятя президента Тимура Кулибаева «вокруг Самого Главного» - президента Н. Назарбаева. В примечании к этой картине поясняется, что президентский зять, включенный, как и его жена (отдельно), в список 500 миллиардеров планеты по версии Forbes, контролирует 90% казахстанской экономики. К. Масимов, по словам М. Иденова, «имеет определенную степень свободы, но никогда не действует без разрешения Кулибаева».

Отношения самого М. Иденова с представителями этой группы в последнее время складывались не лучшим образом - в течение последнего полугода все они начали препятствовать его встрече с президентом. В октябре прошлого года И. Иденов даже пытался уволиться из «КазМунайГаза» после того, как президент компании Каиргельды Кабылдин заявил: «Кулибаев больше не хочет с тобой работать». Однако он остался в компании после просьбы президента и его обещания уладить через премьер-министра К. Масимова все проблемы. На какое-то время их отношения с Т. Кулибаевым нормализовались, но не надолго. По словам М. Иденова, две крупнейшие западные энергетические корпорации, работающие в Казахстане, - British Gas и итальянская ENI коррумпированы. Однако «до тех пор пока Назарбаев будет говорить, что он хочет, чтобы Кашаган и Карачаганак (нефтегазовые месторождения) развивались согласно международным стандартам, я буду это делать»,- заявил он.

В острой схватке за доступ к нефтегазовым ресурсам Казахстана глава «КазМунайГаза» М. Иденов выступает как ярый западник.«Газпром и Китайская Национальная Нефтяная Компания продолжают кружиться как стервятники», в надежде, что консорциум Кашагана и Карачаганака обрушится, и они смогут отхватить кусочки», - заявил он в разговоре с Р. Хоугландом и тут же добавил: «Этого не произойдет, пока я начеку». В качестве одного из наиболее важных моментов разговора с М. Иденовым посол США в заключительном комментарии отметил, «что Назарбаев придерживается точки зрения Иденова, а не Кулибаева, в соблюдении международных стандартов в развитии масштабных углеводородных проектов Кашагана и Карачаганака». Косвенно это подтверждается тем, что в июле прошлого года Максат Иденов стал президентом по стратегическому планированию компании ENI, связи с которой, по-видимому, сформировались у него еще в период работы в «КазМунайГазе».

Любопытно, что в этом разговоре М. Иденов уверял своего американского визави, что всё происходящее вовсе не является борьбой за пост преемника Н. Назарбаева – дескать, пока ещё рано. Так это или нет, но борьба за кресло президента Казахстана тесно переплетена с разноправленными бизнес-интересами. Казахстанская элита сколотила огромные состояния и не хочет, чтобы в случае нежелательного для неё варианта смены власти нажитые деньги были поставлены под угрозу. Основательно включены в борьбу за Казахстан западные нефтегазовые корпорации, хватает здесь работы и западным спецслужбам.