Сербия: готовится удар по «Южному потоку»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

«Сербия в 2008 г. подписала невыгодное соглашение (*), сказать это откровенно – не значит быть против России и сотрудничества с этой страной, но вещи следует называть своими именами», - заявила Зорана Михайлович-Миланович,  эксперт по энергетике и член Президиума в партии Николича (Сербская прогрессивная партия - СПП). 

Итак, в прицеле – российско-сербское соглашение по «Южному потоку». Атака разворачивается по всему фронту. Плохо, по мнению госпожи Михайлович-Миланович,  всё: то, что Сербия на 25 лет продала права на эксплуатацию нефти и газа; то, что «за ввоз нефти мы тратим миллиарды евро, а могли бы сэкономить 250 миллионов»; то, что «Россия раньше на пять лет (не за 35, а за 30) вычерпает всю нефть, и мы через 30 лет останемся без энергоресурсов»; то, что нефтеперерабатывающую компанию НИС «мы продали за 400 млн. долларов, а сербские резервы нефти составляют 250 млн. евро ежегодно - никто в здравом уме не может поддерживать такое решение государства»; то, что власть сделала «подарок России»; «прошло много времени, минимум, десять лет, а газопровода «Южный поток» все нет,  мы потеряли возможность стать страной, располагающей центральными газохранилищами в Банатском Дворе», «от российского обещания, что газ пройдет к 2015 г., не осталось ничего»; то, что «из-за энергетического договора с Россией Сербия потеряла общественно значимое предприятие, каким мог бы стать «Србиягаз»; то, что «вместо этого мы получили посредника в поставках газа, другое предприятие стало собственником магистральной части газопровода; мы получили высокие цены на газ и серьезную неясность в вопросе о том, как будет осуществляться газификация Сербии и строиться газопровод в направлении Косова и Албании» (1).

Напомним, что контрольный пакет НИС был передан «Газпромнефти» (дочернему предприятию «Газпрома») в феврале 2009 г. после полной уплаты российской стороной 400 млн. евро (которая также обязалась вложить 550 млн. в модернизацию производства к 2012 г.). Модернизация началась, и в 2010 г. в нефтеперерабатывающий завод в Панчево российской стороной было вложено 120 млн. евро. В будущем, ко второй половине 2012 г., предполагается завершение его модернизации, а к 2014 г. объем российских инвестиций в НИС должен составить миллиард евро (2).

«Проблема НИС» выдвигается партией СПП на первый план в условиях, когда в экономике Сербии не существует буквально ни одной положительной тенденции: безработица составляет по официальным данным 250 тыс. чел. (по неофициальным - перешла миллионный рубеж), около двух миллионов человек живут за чертой бедности, а по данным Всемирного банка, лишь у пяти государств мира внешняя задолженность больше, чем у Сербии (3). С 2001 г. было приватизировано около 2 400 сербских госпредприятий, однако к настоящему моменту примерно четверть договоров было расторгнуто из-за несостоятельности новых хозяев. Западным покупателям сербские предприятия распродавались по бросовым ценам. Так, например, сербский металлургический концерн-гигант «Сартид» был продан «U.S. STEEL» в трехдневный срок за 23 млн. долларов (3-4 % от его реальной рыночной цены) -  буквально не успели чернила просохнуть на договоре, как в Белград прилетел тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл, похваливший сербов за демократию и реформы; алюминиевый гигант «Ниссал» «ушел» за невероятно низкую цену в 325 000 евро; процветающая сербская компания Mobtel без разумного обоснования продается норвежской государственной компании Telenor; крупнейшая фармацевтическая компания «Хемофарм» -  германской компании «Штада» за 475,4  млн. евро - список этих распродаж настолько впечатляет, что Союз экономистов Сербии в марте 2010 г. уже принял резолюцию, осуждающую преступления власти против экономики и граждан (4).  И можно быть уверенным, что резолюциями дело не ограничится.

***

Несколько слов о предыстории «антироссийского демарша» Сербской прогрессивной партии (СПП). Сама партия возникла в конце 2008 г. после выхода из Сербской радикальной партии (СРП, председатель - Воислав Шешель) заместителя председателя партии Т.Николича и генерального секретаря А.Вучича, основавших с группой своих сторонников собственную партию. Новая партия полностью отказалась от идеологии радикалов и провозгласила своим внешнеполитическим приоритетом вступление Сербии в Евросоюз. Во внутреннем плане отличительной чертой СПП стало отсутствие политической программы, заменой которой послужил набор лозунгов, удовлетворяющих практически любому политическому вкусу.

Довольно быстро стало ясно, что речь идет не просто о расхождении во взглядах с В.Шешелем и «усталости» Т.Николича от роли «вечного заместителя».

Поражает стремительность, с которой СПП принялась утверждаться на политической сцене. Сразу бросились в глаза несколько вещей.

Во-первых, сербские СМИ (контролируемые в основном Германией и США), прежде изощрявшиеся в шельмовании радикалов, широко и вполне благожелательно стали освещать деятельность группы Николича - Вучича, которых раньше те же СМИ квалифицировали не иначе как «чудовищ, у которых в полночь вырастают клыки, и они устраивают охоту на детей» (5).

Во-вторых, аналитики сразу заговорили о том, что СПП, несмотря на демонстративную критику власти, не отнимают голоса ни у кого, кроме радикалов Шешеля (6). Партийный новодел группы Николича - Вучича затормозил восходящее движение Сербской радикальной партии. 

В-третьих, выборы 2008 года показали наличие у СПП целей более обширных, нежели получение определённой доли власти. Эти цели были схожи с теми, к которым стремилась Демократическая оппозиция Сербии (ДОС (*)), пришедшая к власти в октябре 2000 г. Тогда в результате государственного переворота ДОС ликвидировала политический курс С.Милошевича. СПП же в настоящее время преследует цель вытеснения с политического поля национально-патриотической оппозиции и на всякий случай - Демократической партии Б.Тадича (если последний рискнёт не согласиться с некоторыми требованиями Запада).

Принципиальной «инновацией» создателей «проекта Николич-Вучич» стало отсутствие внятной программы, что даёт широкий коридор для политических маневров. То, что было представлено как программа, демонстрировало чрезмерную обобщенность.

***

В октябре 2009 г. А.Вучич посетил США, затем его визиты в Вашингтон стали регулярными. Он провозгласил, что сербам  без поддержки США «невозможно достичь ни какой-либо мало-мальски значимой внешнеполитической цели, ни экономического прогресса» (7).

Заявление Вучича изменило расклад политических сил в стране: выяснилось, что СПП добивается «патронажа» США и превращения в «заменитель Демократической партии». С этого момента А.Вучич и другие представители СПП стали частыми гостями в посольствах США и Великобритании в Белграде. Декларация СПП «и Косово и Европа, опора на Европу, с одной стороны, и на Россию – с другой, хорошие отношения с Китаем и выравнивание отношений с новой американской администрацией» оказалась пустышкой и блефом.

Стратегической целью новых американских ставленников является формирование в Сербии двухпартийной системы,   при которой у власти будут меняться ДП и СПП, дублируя друг друга и обеспечивая Соединённым Штатам удержание позиции в стране и в целом на Балканах. Сербские партии и организации патриотической направленности из этой политической конструкции должны быть выброшены. 

Группа Николича - Вучича, создавшая Сербскую прогрессивную партию, -  совершенно новое явление в политической жизни Сербии выраженно антироссийской природы. Антироссийские мотивы зазвучали у Т.Николича сразу за переформированием «группы» в партию:  после парламентских выборов в Сербии в мае 2008 г. он торпедировал создание правительственной коалиции, ориентированной на Россию, и сам позже прокомментировал это так: «…такое правительство точно было бы тесно связано с Российской Федерацией и на старте имело бы проблемы с ЕС, поскольку было бы против любого сотрудничества с ЕС по вопросу Косова…» (8) Выступил Николич и против представления Россией Сербии кредита в 1 миллиард долларов: «Я поддерживаю, - заявил он, - взятие кредитов, но только для строительства фабрик и сельхозпроизводства. Не поддерживаю взятие кредита для выплаты бюджетных обязательств» (9).  Напомним: большая часть российского кредита - 800 млн. долларов – направляется на инфраструктурные проекты.

***

Какие конкретно интересы США в Сербии обслуживает группа Николича – Вучича? Прежде всего, это две американские военные базы на территории Косова и Метохии («Бондстил» и «Малый Бонстил»,  точные данные о численности и составе вооружений труднодоступны); далее - «независимость» Косова, укрепление институтов «албанской власти» в крае с перспективой ассимиляции сербского населения; предоставление «крыши» албанским ОПГ, осуществляющих через «серую наркозону» Тирана - Приштина-Скопье поставки до 80% героина и кокаина в Европу и Россию; «перепрофилирование» российского проекта «Южный поток» в проект «Набукко».

Три соглашения с Соединёнными Штатами, ратифицированные Народной Скупщиной Республики Сербии в 2009 г., позволяют американцам решать все те задачи, которые в виде ультимативных требований ставились перед Союзной Республикой Югославией ещё в Рамбуйе, незадолго до начала бомбёжек.

Первый из этих трёх документов – подтверждение Соглашения между Правительством Сербии и Черногории и Правительством США о сотрудничестве в области нераспространения оружия массового поражения и развития оборонных и военных отношений, подписанного в Белграде еще 5 апреля 2006 г. Ст. 7 данного документа освобождает солдат и другой персонал США от уголовной ответственности в случае „смерти или повреждения кого бы то ни было на территории Сербии и Черногории“. Ст. 10 Соглашения предусматривает, что оснащение, запасы, материалы и другие средства Правительства США и его договорных партнеров (в том числе частных военных компаний), ввозимые и вывозимые, не будут подвергаться таможенному или любому иному контролю со стороны сербских властей. Армия США и частные компании, которых она привлечет к сотрудничеству, могут свободно ввозить в Сербию все, что посчитают нужным, включая различные виды вооружения, опасные материалы и т.д. без каких бы то ни было проверок. Ст. 11 указанного Соглашения предоставляет американцам право строить объекты на территории Сербии в соответствии с правилами США (10).   

Второй документ - Соглашение о снабжении и взаимных услугах между министерством обороны Республики Сербии и министерством обороны США, подписанное в Белграде 8 ноября 2006 г. Этим Соглашением Сербия обязуется «оказывать поддержку США в логистике, резервах и обслуживании» (11).

Третий документ – Соглашение между Правительством Республики Сербии и Правительством США о защите статуса, доступа и использования военной структуры в Республике Сербии (т.н. СОФА-договор) (12) (*). Согласно этому документу, Сербия должна обеспечить Соединенным Штатам доступ и использование тех объектов, которые будут необходимы для осуществления Программы межгосударственного партнерства и других действий, относительно которых стороны придут к соглашению, включая, помимо прочего, объекты, связанные с транспортировкой, складированием и обучением, и это „без компенсации“, указывается в ст. 2 Договора. Ст. 4 говорит, что персонал США может прибывать и оставлять территорию Республики Сербии (Косово и Метохию Вашингтон не рассматривает как территорию Сербии) только с личными документами, выданными со стороны США. В ст. 7 указано, что „Вооруженные силы и персонал Соединенных Штатов могут ввозить, вывозить и использовать в Республике Сербии предметы личного употребления, оснащение, средства, материал, технологии, оборудование для обучения и обслуживания в рамках реализации данного договора. Ввоз, вывоз и использование будут освобождены от инспектирования, разрешений, других ограничений, уплаты таможенных пошлин и других видов налогообложения, существующего в Республике Сербии“. Статус неприкосновенности американцев вытекает из п.2 ст. 7: «Авиация, транспортные средства и суда США освобождаются от инспектирования».  Более того, ст. 9 СОФА-договора гласит: «Стороны по договору отказываются от прав предъявлять друг к другу претензии о предоставлении какой бы то ни было компенсации за ущерб, утрату или уничтожение имущества, повреждение или смерть персонала любой из сторон, которые произойдут в ходе выполнения их официальных обязанностей по договору СОФА“.

Таким образом, армия США и сотрудничающие с ней частные военные компании обладают в Сербии правом «юридической экстерриториальности». Как в оккупированной стране.

Имея столь обширные военные интересы в Сербии, США, естественно, стремятся не допустить здесь и тени российского влияния. Судя по последней информации, задача эта становится для Вашингтона всё более насущной, с признаками чрезвычайности. Как сообщили балканские СМИ, 7-9 февраля в Государственном департаменте США состоялось беспрецедентное в истории таких консультаций совещание 260 американских послов, консулов и дипломатических представителей, работающих в 180 странах мира. Из крайне скудного официального сообщения можно понять, что это первое совещание подобного рода. О его целях и повестке дня не имеют достоверной информации даже американские журналисты (13).

Создание в Сербии конструкции из двух поддерживающих политику США структур (Демократической партии и Сербской прогрессивной партии, имитирующих борьбу друг с другом и представляющих две стороны одной медали – американского проекта „перестройки“ политической системы страны)  выступает сейчас на первый план. В начале 2011 г. начался процесс консолидации ведущих сил в стране. 4 февраля 2011 г. Б.Тадич и Т.Николич „при содействии иностранных дипломатов“ уже заключили договор „о ключевых моментах совместного управления после проведения выборов“. Среди пунктов договора – ускорение процесса «евроинтеграции» и «облегчение принятия многих экономических решений» (14). Первым «экономическим решением» нового блока станет, по-видимому, попытка нанести удар по крупнейшему проекту сербско-российского экономического сотрудничества – газопроводу «Южный поток».

______________________________
(*) Речь идет о российско-сербском соглашении, подписанном в Москве 25 января 2008 г., в перерыве между первым и вторым турами президентских выборов в Сербии. Предмет соглашения - строительство на территории Сербии 400-километрового отрезка магистрального газопровода «Южный поток», предусматривающего поставки российских энергоносителей из России через акваторию Черного моря, Болгарию и Сербию на Балканы и в другие страны Европы. Одновременно с соглашением о «Южном потоке» был подписан договор о покупке «Газпромнефтью» 51% акций сербской нефтеперерабатывающей компании Naftna Industrija Srbije (НИС). Российская компания предложила 400 млн. евро за долю в НИС и еще в 500 млн. евро инвестиций в проекты по газовой инфраструктуре. Однако российско-сербское соглашение оказалось в заложниках у жестко ориентированного на Запад Б.Тадича. Б.Тадич и его правительство стали делать всё, чтобы свести договор на нет. Теперь к ним присоединилась и мнимо оппозиционная Сербская прогрессивная партия.
(1) http://www.vesti-online.com/Vesti/Ekonomija/116014/Ugovor-s-Rusima--pro…
(2) http://www.b92.net/biz/vesti/srbija.php?yyyy=2010&mm=12&dd=16&nav_id=47…
(3) http://www.biznisonline.info/aktuelno.htm
(4) http://mail.nspm.rs/ekonomska-politika/jos-jedna-izgubljena-decenija.ht…
(5) http://www.nspm.rs/politicki-zivot/qnaprednjacko-cudoq-dan-posle.html
(6) http://www.politika.rs/rubrike/Politika/Red-patriotizma-red-ekonomije-d…
(*) Демократическая оппозиция Сербии находилась у власти в Сербии три года после свержения С.Милошевича, в своем составе включала разные, идейно разнородные и подчас противоположные движения, но ее общей чертой было отсутствие ясной политической  программы. В результате стремления любой ценой сохранить свою власть ДОС уступала требованиям практически всех антигосударственно настроенных политических групп (прежде всего, венгерским автономистам Н.Чанка), что привело к ослаблению государства на внешнеполитическом,  экономическом и национально-культурном уровнях.
(7) http://www.politika.rs/rubrike/Politika/Prihvatanje-politichke-realnost…
(8) http://www.nspm.rs/prenosimo/samo-lud-covek-bi-sada-usao-u-vladu.html
(9) http://www.nspm.rs/prenosimo/tadic-nas-vredja.html?alphabet=l
(10) З А К О Н О ПОТВРЂИВАЊУ СПОРАЗУМА ИЗМЕЂУ ВЛАДЕ СРБИЈЕ И ЦРНЕ ГОРЕ И ВЛАДЕ СЈЕДИЊЕНИХ АМЕРИЧКИХ ДРЖАВА О САРАДЊИ У ОБЛАСТИ СПРЕЧАВАЊА ШИРЕЊА ОРУЖЈА ЗА МАСОВНО УНИШТЕЊЕ И УНАПРЕЂИВАЊУ ОДБРАМБЕНИХ И ВОЈНИХ ОДНОСА. ДОСТУПНЫЙ РЕСУРС: HTTP://WWW.PARLAMENT.SR.GOV.YU/CONTENT/CIR/AKTA/AKTA_DETALJI.ASP?ID=642&T=Z
(11) З А К О Н  О ПОТВРЂИВАЊУ СПОРАЗУМА О СНАБДЕВАЊУ И УЗАЈАМНИМ УСЛУГАМА (УСА-СРБ-01) ИЗМЕЂУ МИНИСТАРСТВА ОДБРАНЕ РЕПУБЛИКЕ СРБИЈЕ У ИМЕ ВЛАДЕ РЕПУБЛИКЕ СРБИЈЕ И МИНИСТАРСТВА ОДБРАНЕ СЈЕДИЊЕНИХ АМЕРИЧКИХ ДРЖАВА. ДОСТУПНЫЙ РЕСУРС:  HTTP://WWW.PARLAMENT.SR.GOV.YU/CONTENT/CIR/AKTA/AKTA_DETALJI.ASP?ID=616&T=Z
(12) З А К О Н О ПОТВРЂИВАЊУ СПОРАЗУМА ИЗМЕЂУ ВЛАДЕ РЕПУБЛИКЕ СРБИЈЕ И ВЛАДЕ СЈЕДИЊЕНИХ АМЕРИЧКИХ ДРЖАВА О ЗАШТИТИ СТАТУСА И ПРИСТУПУ И КОРИШЋЕЊУ ВОЈНЕ ИНФРАСТРУКТУРЕ У РЕПУБЛИЦИ СРБИЈИ. ДОСТУПНЫЙ РЕСУРС: HTTP://WWW.PARLAMENT.SR.GOV.YU/CONTENT/CIR/AKTA/AKTA_DETALJI.ASP?ID=643&T=Z
(*) SOFA: Status of Forces Agreement.
(13) http://www.index.hr/vijesti/clanak/zasto-je-sad-pozvao-sve-veleposlanik…
(14) http://www.google.ru/#q=tadic+nas+vredja&hl=sr&newwindow=1&prmd=ivns&ei… N&fp=c98524d2a33b26d
 
Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться