Перейти к основному содержанию

Война в Ливии: finita la comedia?

За двадцать лет в роли единственной сверхдержавы Соединённым Штатам так и не удалось навязать миру свои ценности и представления. В обществе не может всё время лидировать тот, кому нечего предложить. Когда-то Америке было, что предложить... Сегодня, когда ещё не стёрлись из памяти Югославия, Афганистан, Ирак, когда развёртывается агрессия против Ливии, неприятие мировой политики США подходит к точке апогея...

В истории не было общества, которое всегда бы удерживалось на вершине могущества. И даже надоевшие всему миру своей настырной агрессивностью Соединённые Штаты – не исключение. Стоит вспомнить, что своему двадцатилетнему глобальному превосходству США обязаны победе в информационной войне с СССР, которая стала возможна только потому, что Америке удалось убедить большинство населения планеты в преимуществах своей системы развития по сравнению с системой, предлагавшейся Советским Союзом.

В самом деле, кому из советских людей в конце 80-х американский образ жизни не казался привлекательным? Кто не помнит наивных разговоров на тему, что «у них», мол, и безработные живут лучше советских инженеров? Правда, эйфория сразу закончилась, как только заочным поклонникам американского образа жизни представилась возможность очного знакомства с мечтой. Тогда у многих открылись глаза, и стало видно: «нормальной пищи как у нас – нету, <…> метро в Америке грязное, между рельсами бегают крысы, лежит бумага, грязь, кругом лужи. Вид отвратительный, как на помойке, <…> это тоталитарное полицейское государство, в котором люди, как рабы, боящиеся каждого шороха, <…> заработать три тысячи долларов в Америке гораздо труднее, чем у нас, <…> если <…> ты купил машину, но едешь, не заплатив страховку, то тебя сразу могут посадить в тюрьму на много лет, <…> все дороги платные, <…> просто встать на дороге и выйти погулять в лес нельзя – подскочит полиция и заставит уехать, <…> там считается, что полицейские взяток не берут. Зато они могут просто так выписать штраф, <…> в Америке невозможно вызвать “Скорую помощь”, <…> в Америке очень сильная бюрократия. Мы просто дети по сравнению с Америкой <…> квартиру снять невозможно, <…> такие дома, как “хрущёвки” считаются в Америке роскошью, <…> большинство же живут в деревенских фанерных домиках, с тараканами, в грязи, <…> самая страшная русская девушка красивее самой красивой американки, <…> всё в Америке – обман!» (1)

За двадцать лет в роли единственной сверхдержавы Соединённым Штатам так и не удалось навязать миру свои ценности и представления. В обществе не может всё время лидировать тот, кому нечего предложить. Когда-то Америке было, что предложить. Она вещала на весь мир о свободе (о которой, кстати, она понятия не имеет), о правах человека, о равенстве всех перед законом и о том, что американская мечта – то есть когда парень с бензоколонки может стать президентом страны – это реальность. Многие этому поверили... однако потом, под звуки тех же песен, начались бомбардировки и расчленение Югославии (24 марта 2011 года исполняется 12 лет со дня нападения НАТО на Югославию)… вторжение в Афганистан… в Ирак… казни глав независимых государств… издевательства в тюрьмах над гражданами этих государств… Сегодня, когда ещё не стёрлись из памяти Югославия, Афганистан, Ирак, когда развёртывается агрессия против Ливии, неприятие мировой политики США подходит к точке апогея.

В своё время А.С. Панарин предупреждал:«...но история показывает, что вечных порядков не бывает. Если новый глобальный порядок окажется очевидно несправедливым и одномерным, он будет пересмотрен в какой-то следующей фазе мирового исторического цикла, которая станет ответом на нынешнюю американоцентричную фазу» (2). Ему же принадлежат слова: «Антиамериканизм становится идеологией масс во всем мире» (3). Антиамериканские настроения страшны для США не сами по себе и даже не митингами протеста во многих городах мира. Повсеместно ширится и распространяется убеждение, что США - источник угрозы для планеты. Что в свою очередь питает паневропеизм, паназиатизм, панисламизм и другие объединения по принципу консолидации антиамериканских сил. Прав был З. Бжезинский, когда писал: «Америка должна более тонко чувствовать риск того, что её отождествление с несправедливой моделью глобализации может вызвать мировую реакцию» (4).

США утратили свою привлекательность в глазах остального мира, а затяжные и безуспешные американские войны в Афганистане и Ираке продолжаются. При этом затяжные – именно потому что безуспешные, а безуспешные – потому что затяжные. Несмотря на десятилетнее присутствие в Афганистане, США так и не смогли подавить сопротивление «Талибана», который, обосновавшись на юге страны, создал альтернативное правительство, осуществляет судопроизводство по исламским законам, собирает с населения налоги. И неспроста Сайид Тайеб Джавад, бывший послом Афганистана в США с 2003 по 2010 гг., отмечал, что «Талибан» увеличивает своё влияние на простых афганцев. При этом численность войск США в Афганистане с 20 тысяч человек в 2001 г. выросла до 100 с лишним тысяч человек в 2010 г. Ещё более сложная ситуация в Ираке, где американцам также не удался блицкриг. А расходы на ведение войны, по подсчётам профессора Колумбийского Университета лауреата Нобелевской премии по экономике Джозефа Стиглица и профессора Гарвардского Университета Линды Билмз, превышают уже 3 трлн. долларов (5), подбираясь к сумме, затраченной Соединёнными Штатами на участие во Второй Мировой войне – 5 трлн. долларов. Неприятие войны из-за её дороговизны – это чисто американский подход, но речь в данном случае о возможностях США, которые не безграничны. А ведь перед войной с Ираком тогдашний глава Пентагона Дональд Рамсфельд уверял, что кампания будет стоить не дороже 60 млрд. долларов. Наконец, нападение на Ирак превратило эту страну на глазах всего мира в рассадник терроризма, сделало угрозой для самой Америки. А прогнозируемый конфликт с шиитским Ираном, которого так добиваются США, вызовет естественную реакцию религиозной солидарности с иранцами в постхусейновском шиитском Ираке.

Американский доллар, эта зелёная бумага, остаётся ведущей мировой валютой. Бумага давно никак не связана с золотым стандартом, зато Казначейство США щедро разбрасывает по всему миру «облигации государственного займа». Только следует помнить, что ипотечный, а за ним и финансовый кризис не прошли для США бесследно. «Пять ведущих инвестиционных банков США прекратили свое существование в прежнем качестве: Bear Stearns был перепродан, Lehman Brothers обанкротился, Merrill Lynch перепродан, Goldman Sachs и Morgan Stanley сменили свою вывеску, перестали быть инвестиционными банками в связи с особыми рисками и необходимостью получить дополнительную поддержку Федеральной резервной системы» (6).

В затылок экономике США дышит экономика Китая. Всё больше влияние Китая в государствах Юго-Восточной Азии, китайцы буквально выдавливают оттуда американцев. The Times (7), ссылаясь на «Женьминь Жибао», приводит слова китайского экономиста Ши Цзяньсюня, призывавшего отказаться от американской финансовой зависимости. И действительно, Китай постепенно отказывается от доллара, скупая валюту других стран и золото. Существует проект восстановления Великого шёлкового пути, который связал бы Тихий и Атлантический океаны по суше. В реализации этого проекта заинтересованы Китай и Россия. Осуществись этот проект, и расстановка сил в мире существенно бы изменилась – США оказались бы в стороне от значительной части мировых грузовых потоков. Американцы поддерживают Тайвань, Тибет и Синьцзян, вводят ограничения на поставки китайских товаров на американский рынок. Возникает впечатление, что Китай, воздержавшись при голосовании в Совете Безопасности ООН за резолюцию по Ливии, делал ставку именно на то, что новая война надорвёт Соединённые Штаты, подточив и так напряжённые до предела силы Америки.

Повторимся: в обществе лидирует тот, кому есть, что предложить. А что может предложить миру Китай? Brand «made in China»? Или «китайскую мечту»? З. Бжезинский как-то заметил: «Наш идеологический посыл был скомпрометирован Джорджем Бушем. Россия же и вовсе не имеет никакого идеологического послания миру. Что это может быть за послание – сильное националистическое государство?» (8) Положим, американский посыл был скомпрометирован задолго до Джорджа Буша, но не в этом дело. Дело в том, что мир всё дальше уходит от глобальной гегемонии Америки и всё более уверенно движется к многополярному устройству - разделению на крупные регионы и формированию региональных государств-лидеров.

Разделение на регионы обусловлено отсутствием посланий, привлекательных для всех стран и народов. На нашей памяти такие послания были у СССР, далеко продвинувшегося по пути построения социально справедливого общества, а после – у США, поманивших американской мечтой, свободой, демократией... Сегодня от этого ничего не осталось. Так что же делать России в стремительно меняющемся мире – жить в страхе перед американской агрессией или нацеливаться на региональное лидерство? Стоит ли, глядя на Ливию, испытывать панику, суетиться и пугаться того, что «теперь наша очередь!» А может, подобно мудрым китайцам, стоит спокойно сидеть на берегу реки и ждать, когда мимо проплывёт труп врага?..
____________________

Светлана ЗАМЛЕЛОВА – член Союза писателей России

(1) Воля О. «Американское сало», М., 2009.
(2) Панарин А.С. «Православная цивилизация в глобальном мире», М., 2002.
(3) http://rusk.ru/st.php?idar=10383
(4) Бжезинский З. «Мировое господство или глобальное лидерство», М., 2004.
(5) Независимая газета, март, 2008.
(6) http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/163334/
(7) The Times, октябрь, 2008.
(8) Коммерсант, апрель, 2009.

Оцените статью
0.0