Мобильная версия Сегодня: 24.07.2016 Обновлено в 14:41 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
В ДНР фиксируют скопление оружия и силовиков у линии соприкосновения...

В Одессе начинается морская фаза учений Sea Breeze-2016...

Парламент Бельгии принял к рассмотрению резолюцию об отмене санкций против России...

СМИ узнали об отстранении всей сборной России от Олимпиады в Рио...

Самолет-разведчик США приблизился к Калининградской области...

В Турции число задержанных после попытки мятежа превысило 13 тысяч человек...

Число жертв теракта на демонстрации в Кабуле достигло 80 человек...

Орбан: европейская политическая элита провалила экзамен после трагедии в Мюнхене...

СМИ: Тегеран и Москва близки к подписанию соглашения по тяжелой воде...

Вооруженная группа в Ереване отказалась сложить оружие...

Минобороны России ответило на статью WSJ об ударе по базе коалиции в Сирии...

Президент России выразил соболезнования главе Афганистана...

Москва разочарована действиями администрации США на двустороннем треке...

Савченко метит в диктаторы Украины...

Западные СМИ впали в истерику из-за слов Трампа о НАТО и России...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА

Судьба сербской армии. Из истории одной военной реформы (II)

Сергей ШАШКОВ | 10.04.2011 | 00:01 Комментариев: 1
 

Часть I

Теперь вернемся в начало 2000-х. Падение престижа военной службы, недостаточное финансирование потребностей армии,  нерешенность социально-бытовых проблем как кадровых военнослужащих, так и военных пенсионеров вызвали ухудшение морально-психологического состояния и негативную реакцию сотен тысяч людей. Справедливости ради нужно отметить, что были попытки реально улучшить условия службы и жизни защитников Отечества, однако назвать успешными эти попытки не назовёшь.

В 2000 году в г. Нови Сад и некоторых других населенных пунктах Центральной Сербии началось строительство 786 квартир для военнослужащих. Средства были получены за счет продажи земель МО в частное владение (на проданных землях можно построить 10 тыс. особняков). Вырученных средств хватило, однако, только на постройку 769 квартир в столичном пригороде, которые достались в основном старшим офицерам центрального аппарата МО и ГШ. Обновленные списки очередников показали, что количество бесквартирных военнослужащих возросло - по состоянию на 1 апреля 2001 года в ВС насчитывалось 20 678 бесквартирных военнослужащих, еще 5 450 человек стояли в очереди на улучшение жилищных условий.

В конце 2001 года правительство СРЮ приняло федеральную программу строительства жилья для военнослужащих на 2001–2005 годы. Необходимые средства планировалось получить за счет продажи высвобождающегося военного имущества или обмена объектов военной инфраструктуры на квартиры для военнослужащих в жилом фонде.  В связи с изменением статуса и компетенции подписавших ее государственных органов программа было вскоре заморожена, однако в 2002-м к ней вернулись, причем 70% вырученных средств планировалось направить на строительство нового жилья и 30% – на капитальный ремонт имеющегося жилого фонда. К декабрю поступивший доход от продажи имущества составил всего 50 млн. динар.    

Новое демократическое руководство на местах сориентировалось очень быстро. В октябре 2002 года возник конфликт между местными исполнительными властями и армейским командованием по поводу использования крупнейшего полигона «Пасульянски Ливаде» в Центральной Сербии.Этот полигон площадью более 16 тыс. га ­- единственный, где было возможно проведение бригадных учений с боевой стрельбой штатными снарядами. Формально эта территория была передана в аренду министерству обороны СФРЮ на основе соглашения, подписанного в 1972 году сроком на 30 лет. «Местечковые демократы»,  как по сигналу, заговорили о том, что нет больше ни СФРЮ, ни Югославской народной армии, а земли эти отныне принадлежат пяти местным муниципалитетам и потому полигон должен быть закрыт. Но если полигон так уж необходим военным, то пусть они за него платят, причем местным властям, предварительно возместив ущерб. Командование Белградского корпуса обвинили в том, что многолетние интенсивные стрельбы и учения превратили полигон в «лунный пейзаж, нашпигованный неразорвавшимися боеприпасами, флоре и фауне нанесен непоправимый урон, разбиты дороги...».

Генерал-полковник Момчило Момчилович, начальник Главного управления боевой подготовки ГШ, пытался отстоять государственную позицию. Он заявил, что полигон является собственностью государства, а министерство обороны готово сократить насколько возможно используемую площадь и построить несколько военных городков, где появятся 5 000 новых рабочих мест для местного населения. Претензии мэров Момчилович охарактеризовал как «весьма агрессивную антиармейскую кампанию, организованную не без участия определенных сил из-за рубежа». Летом 2003 года генерал Момчилович был снят со своего поста и уволен в отставку.

В ноябре 2002 года в передовице газеты «Голос черногорца» отмечалось: «Единственным общим государственным механизмом, реально функционирующим как в Сербии, так и Черногории являются вооруженные силы». Черногорец Миодраг Вукович (Демократическая партия социалистов), один из разработчиков свода конституционных законов, в статье в журнале «Сведок» написал, что «все имущество необходимо разделить между Сербией и Черногорией, и лишь военные объекты должны временно оставаться в общей собственности». Что касается перспективы, то, по мнению политика, «армия должна действовать строго в рамках закона и не должна иметь права принятия решений в отношении каких-либо объектов, особенно что касается использования территорий населенных пунктов, туристических зон и плодородных земель. Между тем, по данным Федерального комитета по собственности, в распоряжении военных находится более 3 000 зданий и объектов, которые им совершенно не нужны». Примечательно, что взнос Республики Черногории в военный бюджет союзного государства в 2003 году составил 5,77%, что было представлено как большой успех, поскольку последние несколько лет Подгорица вообще не участвовала в финансировании ВС.

По словам экспертов, основной проблемой стало то, что «государство не уважает им же утвержденные  законы и правила». Например, согласно действовавшим в то время нормам, уровень денежного довольствия военнослужащего должен в 3–5 раз превышать зарплату гражданского служащего соответствующего ранга, на практике же он не дотягивал до прожиточного минимума.

Военные доказывали, что в странах, сопоставимых с Сербией по ВВП и численности вооружённых сил, расходы на одного военнослужащего не в пример выше: в Бельгии – в 16 раз, Венгрии – в 10, Хорватии – в 6, Болгарии - в 3 раза. В ноябре 2002 года армейский еженедельник «Войско» поместил передовицу, в которой отмечалось: «Когда 5 октября 2001 года власть в стране перешла к демократам, многие военнослужащие, в первую очередь те, кто способствовал этому всеми силами, полагали, что это приведет к улучшению положения в стране и в их жизни». Президент  ассоциации военных пенсионеров генерал-майор в отставке Миленко Глигорович в декабре 2002-го заявил белградскому еженедельнику «Блиц», что 66% военных пенсионеров получают пенсию ниже прожиточного минимума, а 10% бывших военнослужащих не имеют возможности питаться три раза в день. Доведенные до отчания, они стали обращаться с судебными исками к министерству обороны. В ответ был ликвидирован институт военной юстиции, а для рассмотрения «специфических дел» в состав гражданских судов ввели группы военных юристов. Последствия такой политики не заставили себя ждать.

Опрос, проведенный Союзом студентов Сербии среди учащихся в четырех основных университетах республики показал, что около 75% из них предпочитают «откупиться». Среди основных мотивов неприятия военной службы молодые люди назвали «потерянное даром время» (28%), плохие бытовые условия (19,94%), неуставные взаимоотношения (17,83%)  и большую продолжительность службы по призыву (8,31%).При анонимном опросе, проведенном одной из неправительственных организаций в мае 2003 года в Черногории, более 67% выпускников школ сумели избежать учета в военкоматах, 38,4% полагают, что государство вовсе не нуждается в армии, и лишь 9% выразили желание поступить на военную службу в мирное время, но главным образом «из-за любви к оружию».

С сентября 2002 года срок службы по призыву был сокращен с 12 до 9 месяцев, одновременно призывникам из Сербии и Черногории было предоставлено право служить на территории своих республик. Эти решения создали большие трудности в организации обучения и боевой подготовки войск, поскольку учебные центры по одним воинским специальностям находились в Сербии, а по другим - в Черногории. Кроме того, теперь призыв стало необходимо осуществлять четыре раза в год, притом что период обучения сократился до четырех месяцев (пехотинцев – до трех), а срок службы в боевых подразделениях - до пяти. В результате слаживание в звене рота-батальон было практически сорвано, в 2003 году не было проведено ни одного батальонного тактического учения с боевой стрельбой.

Четверть из тех, кого все-таки удалось призвать, не в состоянии были выполнить нормы по физической подготовке, треть – оказались неграмотны, свыше 10 % при анонимном опросе признались, что регулярно употребляют наркотики.

При подведении итогов за 2002 учебный год руководство Военной академии, которая считалась основным военно-учебным заведением страны, отмечало, что ключевой проблемой стал отбор кандидатов на обучение: попытки сохранить прежние критерии вступительных экзаменов на «минимально приемлемом уровне» привели к большому недобору слушателей.

В 2004 году Б.Тадич стал президентом Сербии, но начатая им работа по реформированию ВС была продолжена. В здании МО были выделены кабинеты для действующих и отставных старших офицеров стран Западной Европы и США, которые принимали непосредственное участие в разработке проекта реорганизации армии, системы переквалификации офицеров и изменения военной доктрины. Британские военнослужащие в рамках этой миссии присутствовали даже на заседаниях по анализу общей боевой готовности частей и подразделений армии Сербии.

В  апреле 2005 года общественности были представлены две книги – «Стратегии обороны» и «Белая книга обороны». Выступавший на презентации министр обороны Првослав Давинич сообщил, что «армия находится на верном пути евроатлантической интеграции. Существуют определенные политические препятствия, но мы станем членами Партнерства за мир, а после этого и НАТО». В «Стратегии обороны», в частности, отмечалось, что агрессия (нападение на Сербию другого государства) «маловероятна». Это в то время, когда 15% территории страны были уже оккупированы, а затем насильственно отторгнуты с провозглашением на сербских землях албанского государства...

3 июня 2006 года Черногория объявила независимость, и союзное государство Сербии и Черногории прекратило существование. 7 сентября 2006 года президент Тадич подписал в США (вместе с госсекретарем Кондолизой Райс) Договор о статусе сил, так называемый SOFA (Status Of Forces Agreement), который устанавливал права и обязанности американского военного персонала во время пребывания на территории Сербии – документ предоставлял им фактически экстерриториальность и неподсудность. «Шефство» над сербской армией было поручено Национальной гвардии штата Огайо, делегации которой принялись активно осваивать свою зону ответственности в рамках возможного ТВД.

В феврале 2008 года сербский край Косово объявил независимость, там  под прикрытием НАТО приступили к формированию регулярной армии, основой которой стали албанские боевики с боевым опытом. Белград ограничился невнятными «нотами протеста» с выражениями сожаления, озабоченности и обеспокоенности. Неудивительно, что уже на ближайшем саммите НАТО (Бухарест, апрель 2008) было принято решение о переходе Сербии от участия в программе «Партнерство ради мира», которое считается первым шагом к вступлению в НАТО, к стадии «интенсивного диалога».

Реформы продолжались. Активные распродажи «излишков» МО дали удивительный результат – при сокращенной более чем на 60% армии и успешном «освоении» вырученных средств в стране практически не осталось полигонов и тактических полей, пригодных для боевой подготовки (власти Сербии даже  заключили соглашение с Болгарией на использование полигона Шабла на побережьн Черного моря), а очередь бесквартирных военнослужащих по-прежнему насчитывала почти 16 тыс. человек. Летом 2008 года было объявлено о намерении выставить на продажу двадцать принадлежащих МО объектов недвижимости на сумму 300 млн. евро (к слову, все оставшееся имущество МО оценивалось тогда в 2 млрд. евро). Тогдашний начальник ГШ Здравко Понош пояснил: «Деньги, вырученные от продажи армейской недвижимости, могут решить многие проблемы, а также ослабить давление на госбюджет - ежегодно армия тратит 2 млн. евро только на охрану этих объектов».

15 мая 2008 года начальник ГШ армии Сербии генерал-лейтенант Здравко Понош после встречи с начальником ГШ ВС РФ генералом армии Юрием Балуевским заявил, что армия Сербии возобновит «серьезное военное сотрудничество» с Россией в военно-технической области. Политика есть отрасль, где случайные совпадения закономерны: генерал Балуевский сдал дела начальника ГШ уже через три недели, его сербский визави задержался ненадолго и был снят со своего поста 30 декабря указом президента Тадича за «вольнодумство» и критику министра обороны.

Между тем местный военно-промышленный комплекс, который ещё недавно выпускал разноообразную и качественную продукцию от стрелкового оружия и инженерно-саперного вооружения до РСЗО, автоматизированных систем управления, штурмовиков и танков Т-84 (усовершенствованный аналог советского Т-72), в результате «реформ» оказался почти полностью уничтожен. Одним из крупнейших контрактов последних лет стало производство 20 тысяч охотничьих ружей на заводе «Застава» по заказу американской фирмы «Ремингтон». 

23 ноября 2009 года состоялось знаменательное событие: президент Б.Тадич и министр обороны Д. Шутановац открыли военную базу «Юг». Президент подчеркнул, что стратегические интересы Сербии заключаются в членстве в Евросоюзе и сохранении территориальной целостности, а военный министр отметил, что база знаменует приведение новой системы опорных пунктов сухопутных войск к завершенному облику. По словам Шутановаца, база «Юг» является самым большим и современным  инфраструктурным объектом, построенным за последние годы в интересах МО. Согласно официальным данным, строительство базы «Юг» близ города Буяновац у административной границы с Косовом велось с 2003 года и продолжалось шесть лет «из-за ограниченности средств сербского оборонного бюджета». В качестве пояснения:  в 2003 году в Буяновце была дислоцирована полнокровная боеготовая армейская бригада,  усиленная артиллерийскими, бронетанковыми и инженерными подразделениями, общей численностью свыше 6 000 военнослужащих. Соединение было ликвидировано, фонды «оприходованы» и сегодня в давно существующем гарнизоне разместили около тысячи солдат и офицеров с задачей обеспечить работу Центра по подготовке миротворческих сил, коим база по сути и является.

В результате 10-летних реформ вооружённые силы Сербии были сокращены до трех командований – сухопутных войск, ВВС и ПВО, а также учебного. В сухопутных войсках осталось шесть бригад, воздушные рубежи охраняют две авиабазы и одна зенитно-ракетная бригада. Учебное командование включает семь центров первоначальной военной подготовки, а также шесть центров по родам войск. Военные моряки сведены во флотилию речных катеров. Общая численность ВС, по различным оценкам, составляет от 21 до 28 тысяч военнослужащих.

Не обошла реформа стороной и систему военного образования: 24 февраля 2011 года в Белграде был создан Университет обороны в составе трех факультетов – медицинского, гуманитарных наук и технического. Венцом стали нововведения в форме одежды, новые знамена, штандарты, символы, эмблемы и воинские звания. Так, звание генерал-полковник было заменено на «генерал», а также введено звание «бригадный генерал», что соответствует стандартам НАТО и потому, по задумке, должно непременно внести «позитивный вклад».

В декабре 2010-го был произведен последний набор в армию военнослужащих по призыву – с 1 января 2011 года сербская армия перешла на профессиональную основу и сейчас полным ходом идет конкурсный отбор «профессионалов». Кандидаты как мужского, так и женского пола должны быть гражданами Сербии в возрасте от 19 до 30 лет,  годные к военной службе по состоянию здоровья, не находящиеся под следствием и не имеющие судимости по делам, связанным с должностными преступлениями. «Все мужчины-геи и женщины-лесбиянки, которые хотят служить и отвечают требованиям конкурса, имеют право подать заявление, потому что… в армии Сербии члены всех групп меньшинств могут чувствовать себя желанными гостями», - заявил информационный центр гомосексуального сообщества Сербии. Министр обороны Драган Шутановац, в свою очередь, с удовлетворением отметил, что 2010 год  был успешным для министерства обороны «благодаря исключительным результатам в реформе армии».

Есть, впрочем, и иные мнения. По словам политического аналитика Бранко Радуна, сегодня некогда мощная сербская армия в результате 10-летних реформ представляет собой небоеспособное, слабое в моральном и техническом отношении образование, терзаемое постоянными ревизиями со стороны НАТО.

 
Метки: НАТО Сербия
 

 
Рейтинг: 4.6 (43)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Андрей ГЕРАЩЕНКО

Славянскому базару в Витебске – четверть века!

С 12 по 20 июля в Белоруссии проходил XXV «Славянский базар в Витебске» - один из крупнейших в Европе фестивалей искусств. А начиналось всё так. В 1988 году в ответ на фестиваль советской песни в польском городке Зелена Гура в СССР решили проводить фестиваль польской песни. Выбор пал на Витебск – северную белорусскую  столицу. Однако в 1991 году не стало СССР, закончилась и история фестиваля советской песни в Польше. Тогда-то и возникла идея преобразовать фестиваль польской песни в «Славянский базар» - международный праздник песенной культуры славян, ставший ответом на распад Большой страны. Многие восприняли это как стихийное культурное сопротивление русской смуте конца ХХ века...

24.07.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Сергей ШАШКОВ


все статьи