Гаагский трибунал: «шторм» или «штиль»?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

15 апреля Международный трибунал по бывшей Югославии вынес приговор по делу генерала Анте Готовины и его подчинённых М.Чермака и М.Маркача, признанных виновными в совершении военных преступлений во время военной операции под кодовым названием «Шторм» в Сербской Краине в августе 1995 года. Тогда за четыре дня хорватские войска под командованием этих генералов полностью «зачистили» целое сербское государство – Республику Сербская Краина. От бесчинствующих хорватских войск были вынуждены бежать 250 тысяч человек.

Данное дело имеет особое значение для сербов. Это – единственное дело, возбуждённое Гаагским трибуналом за преступления, совершённые в отношении сербов, и за которые преступники пока оставались неоправданными. Напомним: более 70 процентов обвинённых (и впоследствии осуждённых) Гаагским трибуналом были сербы. Прокурор МТБЮ выдвинул небольшое число обвинений и против хорватов, босняков, македонцев и албанцев, но сделано это было демонстративно только в отношении преступлений, совершённых представителями этих этнических групп против НЕсербов. В ситуации, когда именно сербы были главной мишенью и главными жертвами войны в бывшей Югославии, такая политика главного прокурора Гаагского трибунала имела особый смысл. Целью этой политики являлось юридическое закрепление фальсификации истории войны, в которой сербы якобы были не только главными агрессорами, но и среди них не было особых жертв. Судьи МТБЮ «достойно» завершили этот спектакль с выдвижением обвинений против нескольких несербов, оправдав практически всех из них. Это и оправдание С.Халиловича, Н.Орича, смехотворно маленький срок (фактическое оправдание) Р.Делича. Особо «выдающимся» является оправдание главаря албанских террористов Армии освобождения Косова Р.Харадиная. Вспомнить об этом оправдании стоит особо, в том числе и потому, что и в деле Харадиная, и в деле Готовины председательствующим был судья Альфонс Ори из Нидерландов. Этот судья проявил себя последовательным проводником фальсификации истории войны в бывшей Югославии, осуждая невиновных лидеров сербов и оправдывая их самых отъявленных палачей.

И вот объявлен приговор. Генералы Готовина и Маркач признаны виновными в совершении военных преступлений и приговорены к 24 и 17 годам тюремного заключения соответственно. Палачи сербского народа понесли заслуженное наказание, но мы вынуждены усомниться в искренности Гаагского трибунала, впервые за почти двадцать лет признавшего виновными лиц, совершивших массовые злодеяния против сербов.

Во-первых, был полностью оправдан третий подельник Готовины и компании - генерал И.Чермак. Он якобы не имел достаточного контроля за своими подчинёнными. Впрочем, и Готовина с Маркачем также были оправданы по ряду пунктов обвинения, в частности по таким как «бесчеловечные акты» и «насильственное перемещение гражданского населения». Логика таких оправданий впечатляет: дескать, население само бежало от их войск и никто их насильственно по рукам и ногам не вязал, заставляя покинуть свои города и деревни.

Важно отметить, что суд не рассматривал законность самой операции «Шторм», а всего лишь вопрос о том, были ли в действительности совершены преступления во время её проведения. Это – один из важнейших вкладов Гаагского трибунала в фальсификацию истории. Ведь карательная операция хорватских властей сама по себе является преступлением против человечности. Хотя судебная палата и признала, что во время операции было совершено «значительное количество» преступлений против гражданского населения, число этих преступлений было искусственно занижено самим обвинением (то есть суд их не рассматривал в принципе!). Более того, суд признал генералов виновными только в командной ответственности, то есть не за их собственные преступления, а за преступления, совершённые их подчинёнными, в частности сотрудниками подразделений полиции специального назначения. Однако возникает вопрос: получается, эти полицейские сами затеяли наступление на Республику Сербская Краина?

Привлекает внимание признание судом того факта, что главным организатором и вдохновителем преступления по очистке территории Краины от сербов был тогдашний президент Хорватии Ф.Туджман. Такое признание является не только запоздалым, но и циничным. Ведь против Туджмана Гаагский трибунал не выдвинул обвинительного акта, хотя доказательства его вины в совершении военных преступлений были не только хорошо известны – сам Туджман публично гордился своим решающим вкладом в развязывание войны! То же касается и тогдашнего министра обороны и начальника генштаба Г.Шушака и З.Червенко. Их преступления хорошо известны, но обвинения против них МТБЮ так и не выдвинул. Так что «откровения» судей трибунала в начале 2011 года являются искусственными. Данные откровения МТБЮ больше похожи на попытку оправдать Готовину и Маркача, сняв с них ответственность за само наступление на гражданское население и переложить её на давно умершего Туджмана.

«Строгость» судебной палаты при ближайшем рассмотрении выглядит очередным лукавством. В самом массовом за всю послевоенную историю изгнания гражданского населения виновными были признаны всего два человека, да и то в основном - ввиду недосмотра за своими подчинёнными. При этом и подчинённые, в общем-то, не совершали ничего предосудительного, разве что немного разграбили и убили «несколько» (так говорится в приговоре) стариков [действительно, убивали в основном именно стариков, которые не могли или не хотели бежать от наступавших войск]. Вот такой останется карательная операция против сербов в истории, написанной Гаагским трибуналом.

Хорватская операция «Шторм», стершая с лица земли целое сербское государство, представлена Гаагским трибуналом как «штиль». И суровые приговоры двум бывшим генералам - лишь отвлекающий манёвр.