Перейти к основному содержанию

Косово без надзора?

Ситуация вокруг статуса Косова и формата международного присутствия в крае становится все менее предсказуемой... есть основания говорить о существовании общего сценария, разработанного Евросоюзом и властями Сербии для переговоров Белграда и Приштины о разделе Косова за спиной сербских парламентариев и самих косовских сербов...

Ситуация вокруг статуса Косова и формата международного присутствия в крае становится все менее предсказуемой. Сразу после того, как глава делегации Белграда на переговорах с Приштиной, проходящих в Брюсселе под эгидой Европейского союза, Борислав Стефанович впервые на столь высоком уровне допустил возможность раздела Косова на сербскую и албанскую части, с еще более неожиданным заявлением выступил глава французской дипломатической миссии в Косово Жан-Франсуа Фиту. Он призвал как можно скорее снять с края международный надзор. «Чем скорее будет покончено с поднадзорной независимостью, тем лучше, но этот процесс следует начать уже сейчас», - приводит высказывание дипломата косовское албаноязычное Радио Дукаджини. По словам Ж-Ф. Фиту, настало время, чтобы граждане Косова «получили полноценный суверенитет». Он отметил, что для этого придется изменить конституцию «государства», но не видит на этом пути серьезных препятствий. [1] Примечательно, что ранее Жан-Франсуа Фиту возглавлял французскую дипломатическую миссию в Кабуле, но там он остерегался призывать к скорейшему выводу международных сил из Афганистана.

До сих пор западные державы, даже признавшие самопровозглашенную в 2008 году независимость Косова, настаивали на необходимости внешнего надзора за деятельностью местных властей. Соответствующие положения были включены не только в план косовского урегулирования, обнародованный в 2007 году спецпосланником генсека ООН Мартти Ахтисаари, но и в текст конституции Косова, одобренной Евросоюзом. Инструментами подобного «надзора» служат расквартированные в крае миссии ООН и ЕС и многонациональные натовские силы КФОР. По мнению Запада, «поднадзорный» характер статуса Косова должен в определенной степени гарантировать от возобновления сербо-албанских столкновений и успокоить косовских сербов и Белград.

Почему же сейчас Запад отказывается от данного положения? Во-первых, в последнее время происходит все более заметное смягчение позиции Белграда, который уже выражает готовность при определенных условиях согласиться на раздел края. Выступая 27 апреля перед депутатами Народной Скупщины, Борислав Стефанович заявил, что переговоры с косовскими албанцами не нарушают сербские интересы, но «дают совершенно новый подход» для урегулирования ситуации вокруг Косова и пользуются поддержкой международного сообщества. Отвечая на уточняющий вопрос депутата от оппозиционной Сербской радикальной партии о полномочиях делегации на ведение переговоров о разделе Косова, господин Стефанович заявил, что раздел Косова - это только одна из тем, о которой Белград готов разговаривать, и что принятая ранее парламентская резолюция по Косову якобы дает для этого достаточно полномочий. [2] При этом он умолчал о том, что в преамбуле действующей Конституции Сербии Косово и Метохия определены как «составная часть территории Сербии». [3]

Неудивительно, что слова Борислава Стефановича встретили позитивную реакцию в Приштине. Руководительница ее делегации на переговорах с Белградом Эдита Тахири назвала своего коллегу «конструктивным переговорщиком», что «дает основания для оптимизма». По ее словам, предстоящий в мае новый раунд переговоров может ознаменоваться «представлением окончательных предложений обеих сторон». [4] Очевидно, одним из таких предложений и может стать раздел Косова.

Подобный вариант, действительно, стал бы неплохим бонусом для албанских властей Косова. Ведь речь идет, по сути, об обмене северных, сербонаселенных, районов Косова на официальное признание косовской независимости со стороны Сербии. Данные районы и так фактически неподконтрольны албанцам. Это вынуждена признавать даже «Международная кризисная группа», подчеркивающая, что север Косова «не находится под эффективным контролем Приштины уже два десятилетия». [5]

Как отмечает приштинская газета «Коха диторе» со ссылкой на ряд лидеров косовских сербов – в частности Марко Якшича, за идеей раздела Косова «стоят министр иностранных дел Сербии Вук Еремич и сербский президент Борис Тадич». «Данная идея занимает прочно укоренилась во взглядах Тадича», - замечает Якшич, имея в виду известного общественного и государственного деятеля «поздней» Югославии. [6]

В сложившейся ситуации снятие международного надзора, как надеются в западных столицах, могло бы теоретически склонить албанские власти Косова к согласию на раздел, что, в свою очередь, открыло бы путь к достижению договоренностей между сербами и албанцами. В данном случае есть основания говорить о существовании общего сценария, разработанного Евросоюзом и властями Сербии для переговоров Белграда и Приштины о разделе Косова за спиной сербских парламентариев и самих косовских сербов.

Следует также учитывать еще один важный фактор – рост популярности в самом Косове радикального движения «Самоопределение», выступающего за немедленный вывод из края всех международных надзорных миссий, именуемых «оккупационными». Его лидер Альбин Курти уже вступил в контакт с руководством ЕС. В частности, он от имени своей фракции в Ассамблее Косова в письменном виде потребовал от верховного комиссара Европейского союза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон пересмотреть решение о назначении командующим специальным полицейским подразделением ЕС в Приштине румынского полковника Мариана Петре. В качестве предлога названа причастность его коллег – румынских полицейских – к гибели в феврале 2007 года двух сторонников «Самоопределения» при разгоне демонстрации в Приштине. Движение Курти возлагает вину за их смерть на Миссию ООН по делам временной администрации в Косово и правительство Румынии – которое, к слову, не признает независимость Косова. [7]

В Брюсселе отдают себе отчет, что именно с данным движением Евросоюзу, скорее всего, придется напрямую иметь дело после предстоящих в 2012 году косовских выборов. Отсюда и нынешний жест Парижа в сторону косовских радикалов.

Есть и третий фактор – связанный с нынешней общей активностью Франции в регионах Балкан, Северной Африки и Ближнего Востока. Настаивая на более жестких военных действиях в Ливии, Парижу необходимо отвести от себя подозрения в намерении оккупировать эту страну. Эти подозрения базируются в том числе на истории операции НАТО против Югославии и присутствии в Косово сил Альянса. В этой ситуации уход НАТО и ЕС из Приштины мог бы смягчить подобную критику и ослабить невыгодные для Франции международные аналогии.

Примечания:

[1] РИАНовости28.04.2011 07:56

[2] http://www.srbija.gov.rs/vesti/vest.php?id=151941

[3] Constitution of the Republic of Serbia. Belgrade, 2006. P.2.

[4] Zëri, 27.04.2011.

[5] North Kosovo: Dual Sovereignty in Practice. Pristina-Mitrovica-Brussels, 2011. P.I.

[6] Koha Ditore, 27.04.2011.

[7] Ibid.

Оцените статью
0.0