Вокруг Ливии: о «свободных СМИ» и «генеральной линии»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

СМИ уже давно превратились в средство боевого обеспечения военных действий. По силе своего воздействия они являются своеобразным оружием массового поражения; на Западе существуют многочисленные структуры, входящие, как правило, в состав силовых ведомств и отвечающие за «правильную подачу информации» и обработку общественного мнения. Их задача – подготовить обывателя, «вбить ему в голову» готовность на рефлекторном уровне поддержать необходимость и крайнюю полезность сегодня немедленно разбомбить этих, завтра - оккупировать тех и до поры - миловать третьих…

Способы и методы ведения такой работы постоянно совершенствуются, и если сравнить информационное обеспечение агрессии НАТО против Югославии в 1999 году, массированные информационные атаки в ходе подготовки к «освобождению и демократизации Ирака» в 2003-м с действиями СМИ, «освещающими» события в Ливии – а прошло не так много лет, – становится отчетливо видно, что процесс стал гораздо более технологичным и абсолютно циничным.

СМИ - и российские не исключение - сегодня используются не для донесения картины происходящего, а скорее наоборот – представить дело так, как надо тем, кто ими управляет и принимает решения. Кстати, сами «бойцы дезинформации» даже с некоторой гордостью именуют себя ньюс-мейкерами, тешась иллюзией, что они «делают новости». На самом деле они лишь ретранслируют чужую, зачастую согласованную и заранее одобренную точку зрения и подают картину в той степени «соответствия заданной правде», которая зависит лишь от поставленных целей, значимости «реализуемого проекта» и, соответственно, силы спланированного воздействия.

Один из главных принципов независимой прессы – объективность - в Ливии был попран откровенно, явно и даже с иезуитским удовольствием. Те немногие репортажи, что передавались из Триполи, зачастую сопровождались едкими комментариями, а представленные официальными лицами заявления и факты неизменно предварялись словом «якобы». Доходило до откровенного кощунства: получив возможность увидеть лично места, пострадавшие от бомбежек авиации НАТО и морги с телами погибших, некоторые «ньюс-мейкеры» объявили, что «кровавый режим собрал какие-то трупы со всей округи и выдает их за жертв точечных ударов». Нет смысла перечислять все небылицы (поданные как свершившийся факт) про «бегство М. Каддафи, измену его сына, сотни белорусских военных советников, тучи африканских наемников, получающих 2000 долларов в день» и др.

Вместе с тем к 20 марта в захваченном мятежниками ливийском городе Бенгази, «вдруг» оказалось более 800 иностранных корреспондентов, многие имели удостоверения сотрудников различных печатных, теле-радио и других органов СМИ, но ни у одного не было визы, позволяющей законно находиться на территории этого государства-члена ООН, независимого и суверенного. Не было официальной аккредитации, разрешения на съемки, были только наличные и установка – «задай им!». Им – это руководству страны и тем ее гражданам, которые выступили в защиту существующего в Ливии строя.

К началу апреля стало ясно, что «кина не будет» - сценарий оказался провальным. Сонмы старателей изогнутого пера и зашоренного видоискателя исчезли так же внезапно, как появились, и в Ливии остались лишь редкие профессионалы из числа фрилансеров да считанные представители тех редакций, где не считали, что «все пропало» - первые добровольно, вторые по принуждению.

В дезинформационной вакханалии приняло активное участие и российское медиасообщество. Российские СМИ не только услужливо ретранслировали явно предвзятые материалы западных агентств, но и пытались доказать, что «у самих дегтя навалом, не успеваем расходовать!». И расходовали, не жалея, но всегда глядя на флюгер, игнорируя все остальное. Причем расходовались не только деготь и желчь, бумага и эфирное время.

6-7 марта были выполнены два рейса самолетов Ил-76 МЧС РФ с гуманитарной помощью в аэропорт Джерба в Тунисе для «ливийских беженцев». При этом сама операция на сайте МЧС была названа как оказание помощи «Республике Ливия» (!!!). Конечно, 34 тонны доставленного из России детского питания и другие полезные грузы оказались востребованными и получатели были благодарны. Однако к тому времени даже Верховный комиссариат ООН по делам беженцев был вынужден признать, что ливийцы свою страну не покидают, а «беженцы» - это граждане Египта, Бангладеш, Нигера, Чада и другие гастарбайтеры, в основном занятые на строительстве автодорог, подсобных и иных работах, не требующих квалификации. Здесь есть интересный момент: среди почти 300 тысяч этих «ливийских беженцев» большинство составили египтяне. На вопрос о том, почему при открытых границах с Египтом на востоке Ливии они устремились в противоположную своей родине сторону, через строго контролируемые пограничные КПП на границе с Тунисом, многие простодушно признавались: из Египта на их телефоны приходили сообщения, что если они поедут прямиком, то подвергнутся ужасной опасности: «повстанцы отрежут им головы, как собакам Каддафи».

В итоге незамысловатой комбинации все мировые СМИ с неделю взахлеб рассказывали о «сотнях тысячах ливийцах, бегущих от кровавого режима ненавистного диктатора», а тунисские власти ломали голову, где разместить и чем накормить такой наплыв негаданных «визитеров». Через две недели все гастарбайтеры, кто хотел покинуть Ливию, это сделали. С завершением «информационной атаки» Евросоюз без лишнего шума приступил к эвакуации тысяч египтян из Туниса в Египет, а оставшимися в палаточных лагерях примерно 120 000 гражданами африканских и азиатских стран интересуются лишь сотрудники ряда мелких неправительственных организаций да тунисская полиция. Однако примечательно: над палатками, где практически нет ливийцев, в последнее время, по свидетельству очевидцев, вдруг массово появились монархические флаги Ливии времен короля Идриса – такие же в одночасье и невероятном количестве были вывешены в Бенгази 17 февраля. Очевидно, здесь нужно ждать новой волны корреспондентов…

Одновременно с «массовым исходом ливийских беженцев в Тунис» на территории Египта близ границы с Ливией журналистам с помпой представили образцово-показательные лагеря для «спасающихся от Каддафи». Они оставались пустыми две недели и были тихо свернуты, а вот организованные конвои в Бенгази с гуманитарной помощью подверглись тотальному разграблению в приграничных районах Египта. Спасти содержимое удалось лишь тогда, когда машины с гуманитарной помощью стали включать в состав охраняемых колонн с военными грузами «повстанцам». Это известно всем, в том числе журналистам, кто был в последние полтора месяца в районе погранпереходов между Египтом и Ливией. Но об этом СМИ не сообщают и вполне понятно почему.

8 апреля две группы российских СМИ были задержаны в пригороде Бенгази и стали посылать SOS - они пытались выехать из Бенгази на юг, в стратегический район нефтедобычи и место расположения крупнейшего источника питьевой воды, то есть к объектам особого внимания. Даже в некоторых «ну очень демократичных странах» попытки несанкционированного проникновения в запретные зоны, да еще в условиях фактически боевых действий обычно заканчиваются судом и обвинительным приговором с выплатой гигантского штрафа. В ряде «чуть менее демократичных» государств, в том числе союзных США, схожая ситуация может быть разрешена очень оперативно: на месте и без бюрократической волокиты. Использование катаны, мачете или иного аналогичного инструмента позволяет экономить одновременно патроны и бумагу. К счастью, Ливия к таким странам не относится, хотя на Западе и решили, что пора ее, наконец, «демократизировать».

В случае с сотрудниками НТВ и «Комсомольской правды» их сопроводили обратно в Бенгази, при этом оставили сотовые и спутниковые телефоны, позволили звонить, а через несколько часов отпустили. Такое отношение было связано с тем, что они оказались гражданами РФ, или, согласно все еще бытующим в мире представлениям, – «советскими». В ливийском Бенгази, как и во многих других городах разных стран мира, много выпускников советских вузов, которые еще сохранили добрую память о «той стране» и по-прежнему рассматривают нас как «советских друзей». Никто не поручится, что история имела бы благополучный исход, будь они, к примеру, американцами. В качестве отступления: 11 февраля Лара Логан, корреспондент американского телеканала CBS, которая с восторгом вела прямой репортаж с каирской площади Тахрир о «победе демократии», подверглась там же избиению и групповому изнасилованию ликующей толпой «сторонников либерализации». По мнению ряда местных комментаторов, ее подвело именно гражданство США, хотя она родом из ЮАР. Естественно, тема в мировых СМИ «не разрабатывалась».

Однако вернемся к истории с нашими в Бенгази. Вскоре после того как стало известно о задержании, глава МИД РФ С.Лавров выступил с заявлением, что его ведомство обратилось за поддержкой к своим послам в Турции и Италии, поскольку у этих стран есть генеральные консульства в Бенгази. А далее последовало: «Москва может обратиться к странам, у которых, по слухам, есть спецназ в Ливии, за помощью в освобождении захваченных российских журналистов». Заявление любопытно тем, что прежде в МИД РФ, Администрации Президента России и других важных инстанциях не уставали повторять, что там не комментируют слухи, не реагируют на предположения и спекуляции, оперируют не домыслами, но только фактами.

К вечеру картину довершило сообщение постпреда России при НАТО Д. Рогозина, ответственного, согласно указу президента РФ, за переговоры по противоракетной тематике: «По поводу захвата российских журналистов силами ливийской оппозиции я только что обратился к руководству НАТО за возможным содействием в их освобождении». К тому времени российские «захваченные» журналисты уже пересекли границу Египта, получили указания из своих редакций возвращаться в Москву и бурно отмечали окончание командировки… Они были искренне рады своему отъезду, так и не успев понять, где они были и зачем. Кстати, ни одному российскому журналисту не пришло в голову взять интервью у командира 32-й бригады Хамиса Каддафи, который дважды учился в Москве и по инициативе которого маршем соединения стала музыка известной в СССР песни «Малая Земля». Любой профессиональный журналист вцепился бы в эту тему, но не «наши» – этим нужна отмашка. Впрочем, я отвлекся.

Понятно, что и Лавров, и Рогозин не являются инициаторами и авторами данных заявлений, а «информируют публику» о реакции тех, кто принимает решение и «колеблются» строго в соответствии с руководящими указаниями. Что касается официальной позиции российского высшего руководства, то она довольно быстро претерпела – и претерпевает - существенные изменения, притом неоднократно. СМИ за ними порой не поспевали и многие терялись при выборе «соответствующих моменту» определений, тем более в свете невиданного плюрализма в высших эшелонах власти. Вернемся немного назад.

21 марта премьер В. Путин, говоря о ситуации Ливии, заявил: «Резолюция Совбеза является неполноценной и ущербной, она разрешает все и напоминает средневековый призыв к крестовому походу. Фактически она позволяет вторжение в суверенную страну». В тот же день президент Д.Медведев подчеркнул, что Москва не считает резолюцию СБ ООН неправильной: «Если сегодня пытаться 'бить себя крыльями по корпусу' и говорить, что мы не понимали, что делали, это было бы неправильно, мы сознательно на это шли… Все, что происходит в Ливии, связано с безобразным поведением, которое осуществлялось руководством Ливии, и преступлениями, которые были совершены против собственного народа, об этом не нужно забывать, все остальное является последствиями».

Согласно проведенным тогда опросам общественного мнения, от 75 до 85 процентов россиян считают такую позицию РФ «неправильной». Трудно сказать, в какой мере эти результаты могли повлиять на изменение позиции руководства страны. Во всяком случае, на российские СМИ они не оказали никакого воздействия, и те в своем большинстве, оценив «текущую диспозицию» по своим каналам, продолжили сочинять «оды борцам за свободу» и клеймить «дикие орды ненавистного режима». Так был, наконец, посрамлен катарский канал «Аль-Джазира», который с начала апреля ограничивается в характеристике противоборствующих в Ливии сторон лишь двумя терминами: «революционеры» и «фаланги Каддафи».

Спустя всего неделю, 28 марта, С. Лавров отметил, что «действия авиации западной коалиции в интересах ливийских повстанцев являются, по сути, вмешательством в гражданскую войну в Ливии и выходят за пределы полномочий, установленных для участников операции Советом Безопасности ООН». Поскольку заявление исходило не от первого лица и прозвучало на встрече с главой МИД Киргизии, многоопытные эффективные менеджеры СМИ на него не обратили особого внимания и продолжили риторику в прежней тональности, однако лишь до середины апреля. Затем ливийская тема внезапно исчезла с главных полос, но в тех же СМИ стали появляться взвешенные комментарии и трезвые оценки. Внятного объяснения этого феномена не последовало.

26 апреля премьер-министр В. Путин заявил, что ни у одной страны мира нет санкции на убийство ливийского лидера. Он сказал буквально следующее: «Говорили - не хотим убивать Каддафи. Теперь некоторые официальные лица говорят: 'Да, стремимся уничтожить Каддафи'. А кто позволил это сделать? Что, разве был суд? Кто взял на себя это право - казнить человека, какой бы он ни был. Ну какое же закрытие неба, если каждую ночь бьют по дворцам?» Премьер также высказал мнение, что основным интересом тех, кто сейчас «орудует в Ливии», могут быть природные богатства этой страны.

В воскресенье, 1 мая МИД РФ объявил, что российское руководство высказало «серьезные сомнения» в искренности заявления Североатлантического альянса, который утверждает, что авианалет на Триполи в ночь на 1 мая не был направлен против ливийского лидера Муаммара Каддафи и членов его семьи. Международная коалиция превышает «мандат резолюции 1973 Совета Безопасности ООН, никоим образом не предусматривающий смену руководства ливийской Джамахирии». Это заявление последовало после очередной серии авиаударов сил антиливийской коалиции по гражданским объектам в Триполи, в результате одного из налетов погиб сын ливийского лидера Сейф аль-Араб (аспирант экономического факультета Каирского университета) и другие мирные жители.

Таким образом, некоторым понадобилось более двух месяцев для того, чтобы начать «серьезно сомневаться» в том, что многим было ясно еще 27 февраля, когда СБ ООН единогласно принял резолюцию № 1970 о введении санкций против Ливии. Резолюция, помимо запрета на поездки Муаммара Каддафи, членов его семьи и ряда родственников, а также членов его правительства, установила, что все государства-члены ООН «обязаны немедленно принять все необходимые меры для того, чтобы предотвратить прямые или непрямые поставки, продажу или перемещение в Ливию» любых видов вооружения, «включая все виды оружия, амуниции и военных материалов».

Спрашивать СМИ, является ли загрузка бомб и ракет на борт истребителей НАТО на аэродромах в Европе и прицельный сброс этого боезапаса на кварталы Триполи «перемещением амуниции» - бесполезно. Грубые многочисленные нарушения резолюций 1970 и 1973 очевидны, но в СМИ ждут сигнала. Правда, там уже заметно смягчили «остроту подачи», сообразно моменту, и переместили акценты, но выжидают, до конца не сориентировавшись. Как говорится, мало ли…

Послесловие

22 февраля 2011 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на регулирование деятельности электронных СМИ. Законопроектом, в частности, вводится новое правовое понятие для сайтов в Интернете – «сетевое СМИ». Кроме того, вводится новый признак СМИ – периодичность обновления, что позволит относить интернет-сайты к разряду прессы.
Вряд ли кто из иностранцев обратил внимание на это короткое сообщение. Однако в России всегда умели читать между строк.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться