Проблема ПРО: компромисс - это равнозначный обмен уступками

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На минувшей неделе Дмитрий Медведев сделал два заявления по проблеме военной безопасности России, связанных с планами США развернуть в Европе сегмент собственной национальной противоракетной обороны и натовскими планами строительства ЕвроПРО.  Президент РФ предупредил, что, если наша страна не получит твердых гарантий ненаправленности создаваемых у её границ систем против российского ядерного потенциала, она форсирует развитие своих стратегических ядерных сил… «Я надеюсь, - сказал Д.Медведев, - что на те вопросы, которые мы поставили… они ответят, и мы сможем выработать модель сотрудничества в ПРО. Если не выработаем, тогда нам придется принимать ответные меры, чего бы очень не хотелось, тогда речь пойдет о форсировании развития ударного потенциала ядерных средств: это был бы очень плохой сценарий, этот сценарий отбросил бы нас в эпоху холодной войны».

На международном форуме юристов в Санкт-Петербурге Дмитрий Медведев развил свою мысль, подчеркнув, что, если сейчас не договориться с Западом по проблеме ПРО, ситуация в сфере безопасности откатится к 80-м годам прошлого века, отмеченным, как помнят люди среднего и старшего поколений, острой конфронтацией СССР и США.

По большому счету чего-то принципиально нового в словах российского президента нет. Он уже неоднократно высказывался в том смысле, что отказ Запада, в первую очередь США, прислушаться к российским озабоченностям вызовет новый виток гонки вооружений. Такое заявление более чем недвусмысленно прозвучало в ежегодном послании (2010 г.) Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию.

Однако посылаемые из Кремля сигналы, несмотря на всю их серьезность, игнорируют и в Вашингтоне, и в Брюсселе. Такое впечатление, что там установили своеобразную ПРО, чтобы «сбивать» любую здравую инициативу Москвы. А что проблема крайне тревожит российское руководство, западной стороне должно было стать очевидным уже хотя бы потому, что президентское послание прозвучало в дни, когда по обе стороны океана шел процесс ратификации договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений – СНВ-3.

В ситуации, при которой главе государства сегодня приходится публично говорить об отсутствии прогресса в согласовании позиций России и США по проблеме ПРО, во многом виноваты и депутаты Государственной Думы. На этапе ратификации они ограничились лишь тем, что в заявлении, адресованном американским коллегам, призвали Вашингтон убрать свою противоракетную инфраструктуру из Восточной Европы в связи с тем, что «односторонние разработки США глобальной системы ПРО могут разрушить систему стратегической стабильности в области ядерных вооружений». И хотя американские сенаторы ясно заявили, что договор СНВ никоим образом не ограничивает действия США по развертыванию ПРО в Европе, российская сторона пошла на ратификацию. Сказалось острое желание сохранить главный и едва ли не единственный плод «перезагрузки» в отношениях России и США.

Что же последовало дальше? Вначале о размещении собственных противоракет на польской территории Вашингтон договорился с Варшавой. А совсем недавно, в начале мая, на эту тропу вступил и Бухарест, также вызвавшийся установить на своей территории элементы американской ПРО. Пока это будут противоракеты SM-3 с обслуживающим персоналом, но вряд ли дело этим ограничится.

Размещение «американо-румынского» щита ПРО, который позже станет частью щита НАТО, президент Румынии Траян Бэсеску назвал одним из главных национальных интересов. При этом он заявил, что его страна не намерена давать России какие-либо юридические гарантии ненаправленности размещенной на ее территории американской системы против сил ядерного сдерживания РФ. Более того: власти Румынии, оказывается, «не склонны драматизировать» и заявление президента России относительно форсированного развития СЯС РФ в случае, если не удастся найти общую с Вашингтоном модель сотрудничества по ПРО.

Вот уж воистину: куда конь с копытом, туда и рак с клешней.  Бывший премьер-министр Румынии Адриан Нэстасе даже назвал такое поведение нынешнего главы государства глупым. По его мнению, Т. Бэсеску совершает стратегическую ошибку, намеренно раздражая Россию по столь болезненному вопросу.

С этим трудно спорить, но так же невозможно поверить, чтобы румынский президент расхрабрился сам по себе. Он, безусловно, ощущает поддержку «большого брата». Хотя сама дипломатическая служба США, когда нужно, действует мягче. Так, посол США в Москве Джон Байерли, комментируя на днях договоренность о размещении в Румынии элементов НПРО своей страны, заявил, что они не направлены против российского стратегического потенциала сдерживания.

Дескать, вы требуете гарантии – вот они.  Однако это лишь слова, не подкрепленные сколько-нибудь серьезными доводами.  

Запад делает вид, что все необходимые гарантии даны: что еще нужно этой Москве, если её даже пригласили к совместному строительству европейской ПРО?  И опять-таки это только слова. На деле же за те полгода, которые минули после Лиссабонского саммита Совета Россия – НАТО, где прозвучало такое приглашение, по авторитетной оценке заместителя министра обороны РФ Анатолия Антонова, от США и НАТО не получено никаких реальных предложений.

События последних месяцев в широком контексте международных отношений показывают, что США умело прибегают к следующей тактике: они втягивают ту или иную страну или группу стран в процесс переговоров, казалось бы, на паритетных началах и для вида готовы довольствоваться даже малым.  Однако стоит им добиться желаемой цели, «расплачиваются» они далеко не по той цене, которая предполагалась вначале. Разве не так было с Ливией, когда Вашингтон продавил резолюцию о «закрытом небе», на практике обернувшуюся натовскими бомбардировками позиций и инфраструктуры правительственных войск Каддафи?  

Не такую ли тактику он намерен применить и в дискуссии с РФ по ПРО?

Военно-политическое руководство России, с одной стороны, не закрывает окно переговоров. Текущим маем с небольшим интервалом начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров и его заместитель генерал-полковник Валерий Герасимов заявили о готовности обсуждать любые конструктивные предложения по участию в ЕвроПРО, но НАТО должно дать действенные гарантии того, что создаваемая система не будет угрожать ядерному потенциалу РФ.  С другой стороны, Москва демонстрирует готовность пойти на ужесточение своей позиции вплоть до выхода из СНВ-3, если размещение американской ПРО на Европейском континенте продолжится – об этом на минувшей неделе заявил заместитель главы МИДа РФ Сергей Рябков. А через несколько дней позиция МИДа  была основательно подкреплена Кремлем, ибо слова Дмитрия Медведева о форсированном развитии российских СЯС в случае дальнейшего развертывания Вашингтоном в одностороннем порядке элементов ПРО в Европе как раз и означают готовность Москвы денонсировать СНВ-3.

В этом смысле на внешнеполитическом фронте Кремль сделал и еще один важный шаг. 14 мая Д.Медведев направил главам государств-членов Совета Россия – НАТО послания, в которых подчеркнул необходимость надёжно гарантировать, что развертываемые в Европе противоракетные потенциалы не станут подрывать стратегическую стабильность и не будут направлены против какой-либо из сторон.

Тем самым признается, что любой договор – это компромисс, предполагающий взаимные уступки.  Непосредственно напрямую главам натовских государств транслирован предельно ясный сигнал: Россия готова идти только на такой компромисс, который предполагает не одностороннюю «сдачу», а равнозначный обмен уступками.