Геополитический баланс польско-американских отношений

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Визита Барака Обамы в Варшаву поляки ждали давно. Переключение внимания Вашингтона на процессы, происходящие в ближневосточном регионе, и, как следствие, некоторое пренебрежение восточноевропейским сегментом международной политики вызвали у польских элит боязнь остаться в одиночестве в позиционном противостоянии с «русским медведем»…

Приезд американского президента к полякам для самих поляков – событие знаковое, свидетельствующее о том, что Белый дом, как и раньше, рассматривает Польшу в качестве ключевого союзника в Центрально-Восточной Европе. Варшава - «локомотив» и главный застрельщик всех проамериканских преобразований в посткоммунистической Европе, и увядший в последнее время интерес к Польше со стороны американской элиты неприятно настораживает польское общество. В кругу американских неоконсов Б. Обаму уже называют «не проевропейским трансатлантистом» (1). Такая характеристика очень необычна для американских президентов, которые, начиная с Первой мировой войны, стремились расширить влияние Соединённых Штатов на весь европейский континент, опираясь как раз на Польшу.

Отстранённость от «восточноевропейских дел» и от Польши в том числе не стоит ставить в вину самому Вашингтону. За годы, прошедшие со времени демонтажа СССР и формального окончания холодной войны, новоиспечённые члены западной цивилизации из постсоветской Европы выказали американцам столько лояльности, что Белому дому нет никакой необходимости беспокоиться о поведении своих юных партнёров. Они настолько прочно впаяны в американоцентричную модель мироустройства, что даже при охлаждении внимания со стороны Вашингтона всё равно вынуждены во всём следовать за американцами. Впрочем, достигнутые в ходе визита Б. Обамы договорённости должны успокоить польское руководство: в 2018 году в Польше появятся элементы американской системы ПРО, а ещё раньше, в 2013 году, – группировка ВВС США, которая разместится на трёх авиабазах (Кшесина, Ласк и Повидз). Пока на временной основе, но Варшава уже сегодня настаивает, что лучше бы на постоянной.

Притязания Польши на роль регионального лидера полностью соотносятся с интересами США в Европе. Именно Польша должна превратиться в своего рода магнит и полюс силы, сплачивающий вокруг себя государства с антироссийской внешней политикой. Со второго полугодия 2011 года Польша займёт пост председателя Европейского Союза. Представители американского политического класса полагают, что это будет особый период в истории всей Центрально-Восточной Европы, поскольку «ни один регион не обладает лучшим инструментарием для продвижения демократических ценностей, идей свободного рынка и верховенства права в тех странах, которые не являются членами ЕС, но желают туда попасть» (2). Больше всех «желают», как известно, Молдавия и Украина. Вернее, правящая верхушка этих постсоветских республик. Несколько иная ситуация в Белоруссии: там в ЕС хотят, преимущественно, приверженцы оппозиционных кругов.

В Варшаве Обама спел старую песню о том, что Восточная Европа должна превратиться в регион мира и стабильности, но это невозможно до тех пор, пока в Белоруссии правит «последний диктатор Европы» - Александр Лукашенко. Следовательно, поляки и американцы будут, как и раньше, сообща трудиться над свержением А. Лукашенко. Белорусская оппозиция уже заполучила в своё пользование оплаченную польскими властями штаб-квартиру чуть ли не в центре Варшавы.

Активизация усилий польской дипломатии на приднестровско-молдавском направлении тоже примечательна. Молдавия – «достаточно маленькая страна, где с помощью небольших финансовых и политических затрат и ограниченным использованием человеческого капитала можно получить существенные демократические дивиденды» (3). Вовлечённость Варшавы и Вашингтона в «перековку» Европы на свой лад «поможет выработать механизмы взаимодействия для преодоления затруднений в таких странах, как Египет, Украина, Сирия и Белоруссия» (4).

Одним из «механизмов взаимодействия», применительно к постсоветским республикам, служит программа Восточного партнёрства. Как известно, проект был представлен в 2008 году на заседании Совета ЕС по общим вопросам и внешним связям Министерством иностранных дел Польши при участии Швеции и рассчитан на шесть постсоветских государств – Украину, Белоруссию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию. Варшава заинтересована в интеграции этих государств в евро-атлантические структуры. Однако, поскольку об их членстве в ЕС речи пока быть не может, в рамках Восточного партнёрства предлагается укрепить стратегическое сотрудничество с указанными странами и приступить к реализации ряда экономических проектов, которые повлияли бы на экономическое положение стран-участниц, чьи интересы в настоящее время слишком тесно связаны с Россией. Своё полугодичное председательство в ЕС поляки хотят использовать как раз для реанимации программы Восточного партнёрства, что предполагает активизацию усилий польской дипломатии в тех странах, на которые эта программа нацелена.

Польша для Вашингтона – не только американский плацдарм в Восточной Европе, но и активный помощник США в других уголках планеты. Именно Польша, наиболее последовательно идущая по пути «демократизации» и «прогресса», должна, по мнению американских аналитиков, послужить примером для североафриканских «революционеров». В апреле 2011 г. бывший президент Польши Лех Валенса побывал в Тунисе, чтобы установить контакты с новым правительством и поделиться с ним польским опытом «положительных преобразований». «Арабскую весну» 2011 года уже сравнивают с 1989 годом, который окрестили «Годом чудес» для всей Центрально-Восточной Европы, подразумевая быстрое низвержение правящих режимов и переход всего региона из советской зоны влияния под власть США.

Резюмируем основные аспекты польско-американской политики с учётом последних договорённостей между Бараком Обамой и Брониславом Коморовским:

1) в 2013 г. американская военная группировка в Польше будет усилена несколькими эскадрильями ВВС США, и это - прямая угроза безопасности России.

2) в 2018 г. в Польше появятся новые элементы американской системы ПРО.

3) будет усиливаться давление на Минск и параллельно с этим развиваться польско-молдавская и американо-молдавская дружба «против России» (Бараку Обаму уже пригласили в Кишинёв);

4) Польша готова активно участвовать в переходных процессах, инспирированных американцами в арабских странах, и служить в Центрально-Восточной Европе главным лоббистом политики Вашингтона на Ближнем Востоке и в Северной Африке, опосредованно работая на подрыв российского влияния в этих регионах;

5) США ставят задачу сделать европейское пространство «более однородным». Если в Восточной Европе дела идут более-менее гладко и американское первенство никто оспаривать не решается (маленькая Белоруссия не в счёт), то в Южной Европе американское влияние воспринимается крайне негативно, особенно в Сербии как геополитическом центре Балкан и родственной ей Черногории.

Усиление роли Польши и активизация её традиционно проамериканской политики на всём европейском континенте превратят страны южной и юго-восточной Европы в своего рода «политические резервации» - относительно крупные государственные образования, на «перестройке» которых сможет сосредоточиться Вашингтон, делегировав Польше основную часть своей «работы» в Восточной Европе.

_________________________________________
(1) Jan Techau “Doing Geopolitics in Eastern Europe” Carnegie Endowment.
(2) “Insider view: congressman Daniel Lipinski on the future of U.S.-Polish relations” Central Europe Digest June,1 2011.
(3) Peter B. Doran “Obama in Poland. Substance and Symbolism” Central Europe Digest June,1 2011.
(4) Там же.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться