Вместе с Хорватией в ЕС придёт «балканизация»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Совет Европейского Союза на заседании в Брюсселе 24 июня принял решение о дальнейшем расширении ЕС - с 1 июля 2013 года 28-м членом Евросоюза станет Хорватия. Подписание итогового документа о присоединении Хорватии к ЕС намечено на декабрь 2011 года. До этого момента его должны одобрить парламенты каждой из стран-членов Евросоюза.

Министр иностранных дел председательствующей в ЕС до 30 июня Венгрии Янош Мартоньи назвал информацию о грядущем приеме Хорватии «хорошей новостью». [1], но и он поспешил подчеркнуть, что речь не идет о немедленном вступлении хорватов в ЕС. «Необходимо еще прояснить ряд технических вопросов» - уточнил глава венгерского внешнеполитического ведомства [2].

Заявку Хорватии на вступление в Евросоюз ЕС рассматривал с конца 1990-х годов, однако не спешил включать перед Загребом «зеленый свет». При однозначно проевропейском курсе Хорватии в этой стране, как в капле воды, отражаются все проблемы и противоречия балканского региона…

Достаточно назвать проблему десятков тысяч сербских беженцев, лишившихся своих очагов после разгрома регулярной хорватской армией Сербской Краины в 1995 году. Одним из активных участников той операции в качестве командующего Сплитским военным округом был генерал Анте Готовина. Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии обвинил его в личной причастности к смерти, по меньшей мере, 150 краинских сербов.

Дело Анте Готовины получило громкий резонанс на уровне руководства ЕС еще на стадии розысков генерала, явно пользовавшегося негласной поддержкой тогдашних хорватских властей. Подготовленный Брюсселем предварительный сценарий расширения Евросоюза предусматривал возможность приема Хорватии вместе с Болгарией и Румынией в 2007 году. Однако этот срок был соблюден лишь для Софии и Бухареста. Решающим стал доклад, сделанный в марте 2005 года тогдашним Главным прокурором Гаагского трибунала Карлой дель Понте. Она констатировала нежелание Загреба сотрудничать с Трибуналом и этим заблокировала начало переговоров ЕС и Хорватии. Дель Понте обвинила в потворстве беглому генералу не только правительство Хорватии, но и руководство хорватской католической церкви, а также Ватикан.

В декабре 2005 года Анте Готовина был арестован вдали от Балкан – на Канарах, на острове Тенерифе. По официальной версии – полиция отследила его телефонные переговоры, по неофициальной – власти Хорватии тайно передали информацию о местонахождении генерала, но так, чтобы исключить нежелательную для них внутриполитическую огласку.

В апреле 2011 года генерал Готовина был приговорен Гаагским трибуналом к 24 годам лишения свободы. В числе других участников «совместного преступного предприятия» были названы покойный президент Хорватии Франьо Туджман и министр обороны Гойко Шушак, а также начальник Генерального Штаба хорватской армии до июля 1995 года Янко Бобетко и его преемник на этой должности с июля 1995 года Звонимир Червенко [3].

Это вызвало в самой Хорватии резкий всплеск националистических настроений, шокировавший Евросоюз. Премьер-министр Хорватии Ядранка Косор заявила на срочно созванной пресс-конференции о неприемлемости для хорватского правительства вынесенного генералам приговора. «Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы была отменена квалификация совместного преступного предприятия», - заявила она. Брюссель был вынужден жестко предупредить хорватов, что «чрезмерная реакция» на приговор «может негативно сказаться на завершающей стадии переговоров о вступлении Хорватии в ЕС».

Проблема осложнялась тем, что в Хорватии, в отличие от других республик бывшей Югославии, существует решение парламента, квалифицирующее события 1991-1995 годов как «оборонительную и освободительную Отечественную войну». Подобный документ не только входит в противоречие с решениями Гаагского трибунала, но и служит питательной средой для националистических настроений в самой Хорватии, с чем вскоре придется считаться всей остальной Европе. Придется ей считаться и с другой особенностью хорватского политического ландшафта – коррупцией. Ее хватает и в других странах, но именно в Хорватии в 2009 году премьер Иво Санадер был вынужден подать в отставку под грузом обвинений в коррупции, а в 2010 году он был арестован в Зальцбурге по ордеру Интерпола. Любопытно, что Санадер считался в стране одним из наиболее убежденных сторонников евроинтеграции и был награжден в 1995 году высшим Орденом князя Трпимира «за исключительный вклад в дело обеспечения независимости, территориальной целостности и международного авторитета Республики Хорватия» [4].

Проведенная еще во время войны в Хорватии приватизация «была ошибочной и криминальной», свидетельствует бывший президент страны Стипе Месич. По его словам, вся индустрия страны была уничтожена, и «Хорватия до сих пор из-за этого страдает» [5].

Так что вряд ли вступление Хорватии в Евросоюз станет «хорошей новостью» для европейцев. А ещё по состоянию на конец 2010 года внешний долг Хорватии достиг 60 млрд. долларов, что всего на 3 миллиарда меньше объема ВВП страны; безработица превысила 13%, что не включает формально занятых на многочисленных госпредприятиях, подлежащих процедуре банкротства. Подобная ситуация - не только угроза для налогоплательщиков стран-членов ЕС, но и питательная среда для националистических и экстремистских настроений, новых потоков беженцев и дальнейшего разгула криминала. Для Евросоюза, всё ещё пытающегося «переварить» приём в свои ряды в 2004-2007 годах десятка восточноевропейских государств, подобные настроения особенно нежелательны. Ведь национализм в Западной Европе и без того на подъеме…

Да и сама Хорватия по вопросу о выгодах вступления в ЕС расколота. «Членство в ЕС нужно президенту Иво Йосиповичу», а для страны означает «капитуляцию» - это лишь один из откликов, обнародованных ведущей хорватской газетой «Ютарни лист» [6]. Как бы и Евросоюзу не пришлось капитулировать перед лицом «нашествия с Востока».

Ядранка Косор говорит, что видит в решении Совета ЕС «самую большую награду к годовщине независимости», провозглашенной Загребом 25 июня 1991 года [7]. 20 лет назад сецессия Хорватии и её соседки Словении ознаменовала начало кровавого распада Югославии, срежиссированного в Вашингтоне, Берлине, Вене и Ватикане. Теперь «балканизация» грозит «единой Европе»…

______________________

[1 Jutarnjilist,24.06.2011

[2] http://www.eu2011.hu/news/economy-migration-and-croatia-european-counci…

[3] http://www.icty.org/x/cases/gotovina/tjug/en/110415_judgement_vol1.pdf

[4] http://narodne-novine.nn.hr/clanci/sluzbeni/262805.html

[5] DPA 230205 GMT Jun 11

[6] Jutarnji list,22.06.2011

[7] AFP 231303 GMT JUN 11