Нужна ли православным Украины независимость от Московского Патриархата (I)?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В последние дни друзья и знакомые, живущие не в Киеве, с тревогой пишут: «Что там у вас происходит? Украинская Церковь отделяется от Московского Патриархата? Вы вообще понимаете, к чему это приведёт?»

Для начала несколько фактов.

8 июля в Киево-Печерской лавре проходил юбилейный поместный Собор УПЦ МП. Его неожиданно быстрый созыв, без обстоятельного выдвижения делегатов от епархий, вызвал недоумение у той части верующих и священнослужителей, которым не безразлична судьба церковного единства.

Представители православной общественности Украины обратилась к своему священноначалию с призывом не предпринимать шагов к разрыву канонического единства с Московским Патриархом, а демонстранты у стен лавры подтвердили свои просьбы молитвенным стоянием и соответствующим содержанием плакатов и транспарантов.

В тот же день в церковной прессе один из епископов строго отчитал всех «нагнетающих ажиотаж» и уверил, что автокефалия украинской Церкви не будет рассматриваться. Вместе с тем итоговое Постановление Собора (Ухвала) содержит ряд положений, говорящих о том, что подспудное движение к автокефалии и разрыву с Москвой всё же продолжается.

Патриарх Московский в документе нигде не упомянут. Нет ни слова о послушании Матери Русской Православной Церкви, а Матерью называется УПЦ. Нигде не сказано о том, что УПЦ является частью РПЦ. Говорится лишь о каноническом и молитвенном общении с Русской Церковью, но в таком контексте, будто УПЦ - равная РПЦ Поместная церковь.

Список «странностей» в документах Собора можно было бы продолжить. Тут и сомнительное выражение «Украинская Православная Церковь является Церковью украинского народа», отдающее ересью филитизма. И утвержденный в новой редакции церковный Устав, где, по мнению специалистов, припрятаны пункты, открывающие дорогу к полному отделению.

Однако для тех, кто живет и молится на Украине, во всём этом нет ничего удивительного. Тягостная двусмысленность – часть нашей церковной жизни. И даже лидер известного православного братства, один из тех, кто стоял с плакатом у стен лавры, недавно с горечью произнёс: «Наверное, автокефалия всё-таки будет». Потом тяжело вздохнул и добавил: «Но мы должны сделать всё, чтобы это случилось как можно позже…»

Почему же православные Украины в большинстве своем не хотят разрыва с Московским Патриархом и Русской Церковью? Какими могут быть последствия украинской автокефалии? И, наконец, откуда эта обреченность – большинство не хочет, но «всё равно будет»?

Попытаюсь ответить на эти вопросы, а заодно описать украинскую церковную ситуацию и атмосферу, в которой мы живем.

Правда, мне могут сказать: вы, не богослов, можете ли касаться столь сложной и неоднозначной темы. Но, во-первых, богословы Украины избегают высказываний на подобные темы (похоже, опасаются). А во-вторых, вопрос каноничности Церкви, к которой принадлежишь, далеко не отвлеченный. Тут речь идет о наличии благодати, о присутствии в твоей Церкви Самого Бога, а значит - о личном спасении каждого из нас, верующих. Поэтому право на личное мнение, думается, у меня есть.

Итак, я – рядовой мирянин Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. На каждой литургии вместе со всеми, кто находится в храме, когда священник или диакон произносит: «Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Кирилла да помянет Господь Бог во Царствии Своем…», стараюсь нелицемерно, от всего сердца просить Бога о спасении и укреплении, Московского Патриарха, и прошу о нём, как о своём и нашем общем духовном отце и пастыре.

Однако все пятнадцать лет моей осознанной церковной жизни я постоянно слышу в прессе, Интернете, вне храма, а иногда и в храме некий глухой вкрадчивый шепот: «Скоро мы не будем поминатьэтого человека».

В лихие оранжевые годы шепот переходил в откровенный вопль: «Нам нужна своя украинская церковь! Когда же мы, наконец, отделимся от Москвы и её Патриарха? Независимой державе – независимую церковь!» И хотя сегодня, при новой пост-оранжевой власти крики поутихли, в обществе постоянно ощущается опасность отделения, а сторонники автокефалии, закономерно обласканные при Ющенко, ныне, при православном президенте, стали действовать ещё увереннее, а свои позиции укрепили ещё больше. Парадокс? Не знаю.

«Успокойтесь, всё давно решено, - вновь слышу я шепот знатоков закулисной жизни Церкви. - Высшее церковное начальство давно лелеет мечту об автокефалии и втайне готовит отделение, которое неизбежно произойдет в нужное время».

Все эти голоса и намеки, устные и печатные, в светских изданиях звучащие открыто, в церковных – искусно завуалированные, смущают меня и вводят в соблазн. В том числе в соблазн осуждения. Ведь подобное двоедушие – называть «Великим Господином и отцом» и при этом тайно тяготиться связью с отцом, интриговать, стремиться к расколу – отвратительно. Где тут Христос, где Евангелие?

Однако те же знатоки продолжают: «Уже немало епископов поддерживают идею отделения. Их число растёт. Пусть на прямой вопрос на пресс-конференциях они, спокойно глядя в камеры, уверяют, что против автокефалии. Мы понимаем – пока так надо. Но процесс идёт, и рано или поздно он увенчается…»

Стоп! Чем он увенчается?! Отвечают: «Появлением новой украинской автокефальной церкви. Поместной и независимой». И всё это подаётся как несомненное благо.

Но, видимо, я отношусь к тем непродвинутым, неевропейским православным, которые не понимают, в чем состоит это благо и не стремятся к нему. К тем, кто, узнав о внезапном созыве Собора УПЦ, просил Пресвятую Троицу не допустить разрушения Церкви Христовой на землях Святой Руси.

Что ж, видно, пора мне, рядовому мирянину, перейти от смутных тревог и страхов к ясному осмыслению того, почему я не хочу отделения от Московского Патриархата.

Начну с очевидного. Для чего мы, христиане, живем? Наша цель – спасение во Христе, Царство Небесное и жизнь с Богом. Так учит Мать Церковь, и никто пока эту цель не отменил. Как достичь её? Живи по Евангелию. Исполняй заповеди Христа. И тогда встретишь Его и будешь с Ним всегда. Так это? Несомненно.

А теперь я спрашиваю себя. Живу ли я так? Нет, не живу. Наоборот, часто живу так, словно Бога вообще нет. Хотя верю Евангелию. И это страшно, потому что иду в погибель. Вот суть моей жизни. Хочу спастись - и не могу. Стремлюсь вверх - и падаю вниз. Здесь центр моего существования. Здесь решается моя судьба в вечности. Остальное второстепенно.

И тут я задаю себе простой вопрос: создание Украинской автокефальной церкви, отделение от Московского Патриархата может помочь мне стать другим и приблизиться к Царству Небесному? Как разрушение единства канонической территории Московского Патриарха поможет мне исполнить заповеди блаженства – стать кротким, плачущим о грехах, жаждущим правды и чистым сердцем? Да никак! Тут лишь мои тайные отношения с Богом, тайна Его Промысла. И помещенный в новый, для кого-то вожделенный формат поместной церкви, я не стану автоматически милостивым, любящим Бога и ближнего. (Кстати, украинская поместная Церковь в подлинном значении этого слова у нас давно уже есть – мы исповедуем Христа в месте, называемом Украина).

И вот мой первый осмысленный вывод: если отделение от Московского Патриарха никак не решает моей главной проблемы, не избавляет от моей главной беды и ни на шаг не приближает к спасению, это отделение не имеет смысла и мне не нужно. А разговоры об отделении и всяческие радения о нём лишь уводят меня и подобных мне от важнейшего – поиска жизни во Христе.

Но может быть, спрашиваю я себя, ты со своей невысокой кочки не видишь картины в целом? Возможно, связь с Московским Патриархом не позволяет нашей Церкви исполнять свои задачи в этом падшем мире? И только получив автокефалию, Церковь Украины сможет выполнять предназначенную ей от Бога роль?

Простите, какова эта роль? В чем миссия Церкви? Церковь – корабль спасения. Она проповедует Евангелие, указывать путь в Царство Небесное, через церковные таинства соединяет человека с Богом, укрепляя и освящая его. Кроме того, Церковь и её служители призваны являть образцы высокой жизни, праведного христианского поведения, являть себя Небом на земле.

Скажите, имеет ли УПЦ МП в её нынешнем статусе хоть какие-нибудь препятствия для осуществления всех этих задач? Что или кто мешает Украинской Церкви учить своих чад Слову Божию, приносить Богу бескровную жертву, крестить, венчать, провожать в вечность усопших? Кто ставит преграды проявлениям братской любви и стремлению к святости? Ничто и никто.

И вот мой второй вывод: если Украинская Церковь в полной мере может исполнять свою великую миссию на своей земле и не имеет к тому препятствий, её отделение и реорганизация лишены смысла, а следовательно - не нужны и даже вредны, поскольку в духовном плане единство и мир всегда лучше разделений и обособлений.

Но, возможно, есть иные мотивы для стремления к автокефалии? Мне неведомые, но благие и пока недоступные моему пониманию? Быть может, общество Украины получит некие преимущества от обретения нового церковного статуса?

Тогда обратимся к тем людям, кто явно и открыто (или не слишком открыто, но вполне очевидно) выступает за отделение от Московской Патриархии. И следуя принципу «по делам узнаете их», попробуем понять, какие последствия для политики, образования, культуры и общественного сознания Украины будет иметь церковное разделение.

Первое, что бросается в глаза: все аргументы за обособление от Московского Патриарха, исходящие от политиков, деятелей культуры и даже отдельных священнослужителей, не касаются сферы духовной, то есть отношений с Богом. Речь, как правило, идет о весьма приземлённых этнических, державных, фольклорных и прочих прагматических выгодах (да и выгодах крайне сомнительных). И тут сразу же напрашивается еще одна мысль: если устремления и мотивы этих людей не определяются Евангелием, то и результаты их деятельности, скорее всего, будут Евангелию противоречить.

Однако не будем спешить, перейдём к примерам конкретным.

К откровенным сторонникам церковной «самостийности» относятся многие политические деятели Украины со своими командами аналитиков, политологов и журналистов.

Какое им дело до Церкви? Ведь большинство из них не знает молитву Господню «Отче наш» и уж, конечно, не сможет прочесть православный «Символ веры». Иной раз читаешь рассуждения «аналитиков» о Церкви и религии и понимаешь – люди говорят о том, чего не знают, чего не любят, за что не больно. Пишут с позиции наблюдающего за странными и смешными человечками, которые кому-то кланяются, зачем-то встают на колени, кого-то за что-то благодарят. Откуда такое отношение - понятно:здесь верой и не пахнет. Церковь Христова для этой публики не божественное установление, а некая «структура», вроде партии или профсоюза, в которой собирается «электорат». Чего же тогда ждут эти господа от церковного разделения?

Несомненно, для политиков этот шаг в сторону дальнейшего обособления одной части исторической России (Украины) от других, кровно связанных с ней частей, - лишь средство, облегчающее борьбу за власть при уменьшении политической конкуренции. Антирусская карта накануне выборов разыгрывается большинством политиков (все подчеркивают, что Москва им не указ). Теперь же к словесной эквилибристике прибавится и церковная тема (наша партия и наш вождь поддерживает национальную церковь).

В «своей» местной автокефальной церкви политические деятели видят её большую доступность для внешнего манипулирования. А также возможность более эффективного использования церковного народа в совершенно чуждой ему роли – носителя идеологии партий, превращения его из народа Божия в управляемых держателей бюллетеней.

В обособленной церкви борцы за власть надеются использовать церковных иерархов (теперь более от них зависимых) для влияния политического, мирского, а не духовного. Навязать священнослужителям несвойственные и вредные для духовных лиц и для их паствы деяния.

И, возможно, главное: с «национальной церковью» удобнее исполнять волю западных кураторов. Тех, кто всегда в центре своего политического внимания удерживают раскол и ослабление Русского мира и всей православной цивилизации. А идеология «отдельности украинцев» как инструмент этого раскола после разрыва с Московским Патриархом будет поддержана ещё и «отдельностью церкви».

Какие же последствия можно ожидать от деятельности таких политиков на церковном поле Украины?

В случае если автокефалия состоится, она принесёт только зло. Жители Украины и России ещё больше отдалятся друг от друга. Усилится и без того постоянно разжигаемая неприязнь к России. Церковное разделение поощрит русофобию, которую политики давно используют для манипулирования сознанием и которая уже отравила сотни тысяч молодых душ…

Автокефалия «освятит», легализует навязанную псевдопатриотами «нелюбовь» ко всему русскому. А там, где нет любви, нет Бога, нет Христа. Кто в злобе, тот с Диаволом - и рискует остаться с ним навсегда.

Политики Украины, финансово зависимые от Запада, по-прежнему будут вынуждены продвигать в общество Украины «ценности и стандарты» своих европейских кураторов. Только теперь они будут опираться на прозападное, «оранжевое» лобби в Церкви (эта часть клира и епископата сегодня и есть главный мотор движения к автокефалии). А что это за «ценности» известно - узаконенная содомия, «ювенальное» разрушение семьи, совращение детей с помощью новых школьных программ, полная религиозная «толерантность», то есть допуск в страну любых духовных монстров, вплоть до сатанистов.

В конечном счете, на Украине может возникнуть ситуация, приближающая миллионы к вечной погибели.

Активными сторонниками автокефалии также выступают и многие деятели украинской культуры, писатели. От них, как и от политиков, мне ни разу не приходилось слышать о мистической, сакральной стороне церковной жизни. В большинстве своем это либо бывшие коммунисты-атеисты, либо неоязычники, либо вскормленные галицийской идеологией профессиональные русофобы. Вопиющая церковная безграмотность при огромном самомнении заставляет их требовать немедленного слияния канонической Церкви с раскольниками, католиками, униатами в «єдину помісну церкву». О дикости подобного требования они не догадываются, им неведомо, что Церковь есть Тело Христово.Они рассматривают Церковь как еще один атрибут специфически ими понимаемой украинской державности. Вместе с тризубцем, орденоносцем Бандерой и первыми на планете земледельцами украинцами-ариями, жившими якобы сотни тысяч лет назад. И весь этот «болезненный набор» новой автокефальной церкви придётся освящать и помогать внедрению в умы бедных наших соотечественников.

Ведь для украинских «культурных деятелей» важно, чтобы Церковь учила не христианству, но «агрессивному украинству». То есть вместе с ними питала народ той же злобной мифологией, которой господа писатели уже постарались наполнить школьные и вузовские учебники. Это раньше писатель был совестью нации, и эта христианская совесть подсказывала человеку путь к спасению. Нынешний украинский писатель, если чему-то и верен, то не заповедям Христа, а «державе», то есть вместо Бога у него - идол.

Что греха таить, есть тут у «пысьменныков» и личный творческо-коммерческий интерес. Ну не покупают их «литературный продукт» на рынке. Катастрофически проигрывают украинские деятели русским авторам. И церковь, говорящая на украинском языке (а вопрос о реформе богослужения и введении службы на украинском вместо тысячелетнего благодатного церковно-славянского, несомненно, поднимут те, кто сегодня изнутри отрывает Церковь от Московского Патриарха и кто уже сейчас продавливает на отдельных приходах эту замену), - «новая церковь» будет еще одним аргументом в пользу ограничения русского языка, запрета на ввоз российской книги («пысьменныки» об этом мечтают) и дальнейшего вытеснения русского языка из культурного пространства Украины. (Хотя нынешнего главу Союза писателей Украины В.Яворивского, пожалуй, не будут читать, даже если к этому обяжет специальный закон Верховной Рады, а за нечтение будут привлекать к суду).

(Окончание следует)