Атака на север Косова и «дело США на Балканах»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В ночь на 26 июля сепаратистская «Республика Косово»  попыталась взорвать ситуацию в  Косове и Метохии, взяв курс на вооруженную эскалацию конфликта. Приштина предприняла силовую акцию с целью установления своего контроля над двумя административными переходами на границе с центральной Сербией – Яринье и Брняк. Спецподразделение «Роса» перешло реку Ибр, разделяющую северную (сербскую) и южную (албанскую) часть Косовской Митровицы и вторглось в северную часть, пытаясь захватить Яринье и Брняк. Целью ставится превращение административных границ в государственные и введение полного эмбарго на ввоз товаров из Сербии. Тем самым перерезаются транспортные и экономические артерии, соединяющие сербов севера Косова с центральной Сербией.

Сербы отреагировали оперативно и организованно: тракторами и бульдозерами они заблокировали дороги и возвели  баррикады, блокируя подступы к Брняку и Яринью. Самые жесткие столкновения произошли около Зубиног Потока, в ходе которых, по свидетельствам очевидцев, «Роса» предприняла обстрел сербов из автоматического оружия, «стреляя во все, что движется» . В столкновениях около Брняка был убит один албанский полицейский и ранено по меньшей мере трое сербов. Лишь около 20.00 командующий силами КФОР Э.Билер отдал приказ португальскому подразделению воспрепятствовать дальнейшему продвижению «Росы». В результате попытка захвата переходов сорвалась.  К середине дня 27 июля спецподразделения косовской полиции находились не где-то, а на базе КФОР вблизи Яринья и Брняка, куда их перебросили вертолеты КФОР!

Ситуация на 27 июля характеризуется неопределенностью и напряженностью. Сербы ночь провели на баррикадах, сделанных из грузовиков с песком, сельхозтехники и завалов деревьев. Силы КФОР расположились на административных переходах Брняк и Яринье и заблокировали мост через р. Ибр. Сербские баррикады остаются на подступах к Яринью и Брняку. Сербский народ, вооруженный лишь камнями и сельскохозяйственной техникой, вынужден сам защищать свою территорию и свои права.

Б.Стефанович (глава группы по переговорам с Приштиной, который, собственно, и обеспечил признание Косова Сербией де-факто) якобы договорился с командующим КФОР о том, что с 27 июля на административные переходы Яринье и Брняк вернется «косовская полиция», но в лице служащих сербской национальности (которые там и работали до попытки силового захвата переходов силами «Роса»).  Приштина утверждает, что не существует никакого договора об отводе полиции Косова. Более того, днем 27 июля появились вести о том, что из Приштины в направлении севера Косова выдвинулись значительные силы КФОР, которые были блокированы сербскими баррикадами . Черту под происходящим подвел «министр внутренних дел Косова» Б.Реджепи, заявивший 27 июля, что «все уже договорено с КФОР», «полиция выполнила задание, ради которого была отправлена на север Косова – возвращение законности на переходах 1 и 31 (Брняк и Яринье)», «косовские полицейские и таможенники некоторое время, до улучшения ситуации, на переходы Брняк и Яринье будут доставляться вертолетами КФОР».

Так после очередного раунда переговоров, на которых был достигнут безусловный успех приштинской команды и столь же безоговорочная сдача сербской группы во главе с Б.Стефановичем, последовал следующий логичный и предсказуемый шаг Приштины - попытка силового захвата севера Косова. Она закончилась на данный момент фактическим занятием шиптарскими сепаратистами административных пограничных с Сербией переходов при помощи сил КФОР. Можно констатировать, что попытка окончательного захвата Косова в настоящий момент реализуется в несколько этапов:

1. Сербия в результате переговоров с Приштиной приняла пакет мер, которые вне всякого сомнения являются признанием «Республики Косова» де-факто. Впрочем, эти меры можно даже рассматривать как первые шаги, подготавливающие признание и де-юре.

2. Вооруженной атаке на пункты административных переходов  предшествовала чистка сербских кадров в составе руководства Косовских полицейских сил на севере Косова.

3. Накануне силовой акции Х.Тачи уволил главу «косовской полиции» Решата Маличи, известного тем, что был против плана вооруженной атаки на административные  переходы на севере Косова.

4. Приштина установила таможенную блокаду на товары из центральной Сербии, ультимативно требуя признать таможенные печати «Республики Косова». Грузовики с товарами из Сербии на протяжении шести дней были блокированы на въезде в Косово. В результате, так и не получив разрешения, водители возвращаются обратно, а сербским фирмам и предприятиям в этой связи нанесен огромный материальный ущерб.

5. Резко усилилось давление Запада на Сербию с требованием признать независимость Косова. Напомним ключевое заявление комиссара Евросоюза по расширению Штефана Филе: «На вопрос о том, является ли полное сотрудничество с Гаагским трибуналом и выдача последнего гаагского разыскиваемого Горана Хаджича достаточным для получения статуса кандидата, мой ответ абсолютно ясен  - "Нет"», «после завершения сотрудничества с Гаагой и проведения внутренних реформ остается главный нерешенный вопрос – отношения Белграда с Косовом». (Обратим внимание, Ш.Филе не говорит о дате начала переговоров о вступлении; вспомним пример Турции, которая годами ждет этого «светлого мгновения», или Македонии, которая ожидает вступления в ЕС с 1996 года). Чтобы Сербия в октябре получила статус кандидата в ЕС, ей нужно провести еще ряд мер. Их реализация завершит «дело США на Балканах» и будет означать независимое от Сербии функционирование суверенного государства Косова (притом правящая коалиции сколько угодно может сотрясать воздух декларациями о своем непризнании независимости Косова - по поговорке «Собака лает, караван идет»). 

Речь идет, по словам Филе, о договоре в области снабжения электроэнергией, телекоммуникаций, таможенных печатях и архивах ЗАГСов.  Сербия, предельно ясно уточняет Филе, не может стать членом Евросоюза, пока не решит проблему с Косовом. Позиция ЕС известна, она оформлена в ряде резолюций европейских институций: установление Сербией добрососедских отношений с Косовом. Очевидно, что добрососедские отношения могут быть установлены только между государствами.  Отметим, что даже при выполнении всех условий самый оптимистичный прогноз для вступления Сербии в ЕС – 2020 год, никак не ранее, но, скорее всего, и эта дата  (если к тому времени сам Евросоюз не развалится под бременем экономических проблем) наступит еще позднее.

В момент, когда на сербских граждан происходило вооруженное нападение шиптарских сепаратистов, сербская власть бездействовала, беспомощно призывая Приштину «к диалогу». Сербские власти предпочли путь декларативных заявлений для внутреннего употребления. С одной стороны, они совершенно справедливо расценили происходящее «как провокацию, цель которой – изгнание сербов из собственного южного края в 24 часа». С другой стороны, Борис Тадич поспешил заверить всех в неукоснительном следовании Белграда прежним курсом, обслуживающим не собственные национально-государственные интересы, а чужие.  С пафосом, демонстрируемым сербским президентом при каждом случае сдачи сербских национально-государственных позиций, он провозгласил, что «Сербия воевать не будет».

И более чем показательна первая реакция правящей коалиции. Когда в сербской Скупщине (парламенте) депутаты Сербской радикальной партии (СРП, председатель В.Шешель) и Демократической партии Сербии (ДПС, председатель В.Коштуница) попытались развернуть обсуждение ситуации в Космете, им не дали это сделать. То есть депутатам запретили обсуждать политическое положение и проблему безопасности сербского населения в КиМ. Депутаты СРП и СДП вынуждены были в знак протеста покинуть зал заседания, потребовав проведения спецзаседания по этому вопросу.

Как заявил заместитель председателя СРП Драган Тодорович, «в каком же государстве мы живем, какое у нас правительство?!», расценив нынешние события как логичное завершение политической линии, осуществляемой Белградом с 2008 года.  Он обвинил сербскую власть в том, что она позволила вступить в край миссии (ЕУЛЕКС), которая три года работает над формированием институций «государства Косово». И напомнил, что не только не соблюдается резолюция СБ ООН 1244, но и от сил ООН - УНМИК - в Косове не осталось ничего, «ни одной живой души», в то время как шиптарские сепаратисты очевидно располагают молчаливой поддержкой КФОР и ЕУЛЕКС. Д.Тодорович призвал правящую коалицию провести внеочередное заседание парламента, прекратить лгать общественности, созвать СБ ООН и в целом реагировать адекватно на вызовы, чтобы не допустить новой гибели сербов в Косове .

Лидер косовских сербов Марко Якшич (партия Воислава Коштуницы) в беседе с автором этой статьи расценил действия албанцев как согласованные с Вашингтоном и Брюсселем, которые оказывают безусловную поддержку косовским сепаратистам и однозначно заняли их сторону. Правительство Сербии, заявил М.Якшич, «не делает ничего для защиты сербов в крае. Правящая коалиция избрала путь вступления в ЕС, отбросив свою конституционную обязанность защищать собственных граждан, подвергающихся вооруженному нападению… Сербия молчит…».

Ситуация в КиМ вызвала столь резко реакцию протеста и всего сербского общества, что под его давлением В.Еремич, министр иностранных дел Сербии, потребовал срочного заседания СБ ООН. Однако действующим председателем является Германия, которая, несмотря на усилия России и Китая, настаивающих на проведении экстренного заседания, пока не дала положительного ответа.

На практике Белград за разрешением кризиса отправился на поклон к настоящему хозяину края – КФОР (по сути, НАТО). Б.Стефанович провел переговоры с командующим КФОР Эрхардом Билером, который и заверил в скорейшем разрешении кризиса (в интересах албанской стороны?). Что показывает роль каждого участника «косовского узла»: Приштина преследует ультрарадикальные геополитические цели (от полной интеграции и ассимиляции сербов в Косове до отсоединения от Сербии следующей части её территории – общин Прешево, Буяноваца и Медвежьи – и создания «Великой Албании»); КФОР (НАТО) на словах дистанцируется от происходящего, но на деле оказывает эффективное практическое содействие албанской стороне; ЕУЛЕКС бездействует, формально осуждает насилие, но в итоге становится на сторону шиптарских сепаратистов, призывая сербов смириться с реальностью.

Сербская правящая коалиция, практически не управляя страной (предпочитая вместо этого выполнять инструкции и директивы по линии Вашингтон-Брюссель), утратила все инструменты влияния на ситуацию КиМ. Она едва балансирует над пропастью, в которой – развал страны,  полный экономический обвал и этническая чистка в Косово.

Сербским гражданам, как это было на протяжении всего югославского кризиса (в Хорватии, Боснии и Герцеговине) приходится рассчитывать лишь на себя, самоорганизовываться. Так, 26 июля сербы из остальных регионов Сербии стали собирать  автобусы  выезжать на помощь сербам в Косове. Однако их силы несопоставимы с боевыми возможностями Приштины, за спиной у которой реет тень НАТО. Поэтому Сербия, сербский народ остро нуждаются сейчас в международной поддержке!

Роль ЕУЛЕКС и КФОР следует оценивать однозначно: вооруженная атака сепаратистов осуществляется с их ведома, молчаливого согласия и содействия - в практическом и дипломатическом планах. Как заявил «заместитель премьера Косова» и «министр юстиции» Хайретдин Кучи,  «Правительство Косова всегда координирует свои действия с международными представителями» . Нет оснований ему не верить. ЕУЛЕКС более 12 часов выжидал, прежде чем начинать реагировать на ситуацию. И реагировать весьма противоречиво: с одной стороны, спецпредставитель ЕС в Косове Ф.Джентини осудил акцию косовской власти и провозгласил, что Евросоюз ее не поддерживает. С другой стороны, французский посол в Косово Жан Франсуа Фиту заявил, что необходимо уважать решения правительства Косова, которое выполняет те функции, которые ему принадлежат по праву .

Отметим при том проявление холодности албанской стороны в отношении Евросоюза. При весьма простом объяснении: «ЕС нам мало дал». И действительно, наблюдается некоторое расхождение в линии ЕС и США относительно «Республики Косово». В настоящее время Евросоюз не поддержал визовую либерализацию, воздерживается от договора о свободной торговле и в целом пока неясна перспектива европейской интеграции «независимого Косова».

Приштина реагирует, как всегда, нагло. «Премьер» Косова Х.Тачи,  заявил, что Приштина проводит операцию «по установлению порядка и закона на севере Косова».  Задачей помимо прочего, по его словам, является «пресечение нелегальной торговли». Шиптарская верхушка бездумно и заученно использует прием Госдепа США: антиправовые, преступные действия прикрывать лавиной назойливых пропагандистских клише о «стремлении к добрососедским отношениям в регионе», о «вере в диалог, который единственно может решить ключевые проблемы», «гражданском и политическом единстве» и т.д. и т.п. На фоне обвинений в торговле человеческими органами и пытках, выдвинутых против Х.Тачи Диком Марти, призыв «торговца расчленёнкой» к «борьбе с криминалом, коррупцией и нелегальной торговлей» выглядит поразительно издевательски.

Таким образом, албанские власти Приштины силой пытаются завершить совместный с Госдепом США проект независимой «Республики Косово» и захватить север Косовского края, населённый сербами. Ключевая роль отводится КФОР (НАТО), силы которого решительно встали на сторону сепаратистов. ЕС занял позицию молчаливого одобрения и дипломатической поддержки.  Сербский народ вновь оказался в одиночестве перед лицом вооруженной агрессии и угрозой проведения, прямо или косвенно, новой этнической чистки…

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться