Призрак бродит по Европе, призрак краха

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Комитет по открытому рынку Федеральной резервной системы (ФРС) принял 9 августа решение сохранить учетную ставку на минимальном уровне (0-0,25%) до середины 2013 года. В заявлении по итогам заседания комитет отметил, что «экономический рост в этом году был значительно медленнее, чем ожидалось». Кроме того, хозяева ФРС полагают, что «несколько более медленно будет восстанавливаться экономика и в ближайшие кварталы». На заседании комитета также обсуждались инструменты, «которые должны содействовать уверенному восстановлению экономики в контексте ценовой политики».

Однако о том, какие же это инструменты, ничего сказано не было. Планы ФРС по дальнейшему стимулированию американской экономики с помощью предельно дешевых кредитов говорят о том, что восстановление экономики США будет происходить более медленными темпами, чем предполагалось. Или же экономика остановится вообще, ибо ничто пока не свидетельствует о росте потребительской активности…

По мнению экономического обозревателя NEWSru.com Максима Бланта, стоит помнить, что экономика США живет в режиме экстренного финансирования уже почти три года. Экстраординарный бюджетный дефицит («план Обамы»), принятый вскоре после его инаугурации, стал практикой. Беспрецедентно мягкая политика ФРС ставит рекорды не только по масштабам денежных вливаний в американскую банковскую систему, но и по длительности этих вливаний.

Между тем сопоставимого по масштабам положительного эффекта от всех этих действий не наблюдается. Уровень безработицы и не думает снижаться к докризисным рубежам, рынок недвижимости стагнирует, экономика постоянно балансирует на грани новой рецессии.

Раскол в Германии

Падение не обошло стороной и Европу. Решение ЕЦБ скупать долговые обязательства Италии и Испании, которое приветствовал официальный Берлин, но осудил Бундесбанк, только подлило масла в огонь. С одной стороны, если за дело принимается ЕЦБ, значит, все не просто плохо, но очень плохо. С другой стороны, стало очевидно, что в германском политическом классе произошёл раскол по поводу помощи проблемным странам еврозоны.

Как сообщила 10 августа газета «Financial Times», предстоящее обсуждение экстренных мер стабилизации долговых рынков еврозоны в немецком бундестаге обещает Ангеле Меркель и ее министру финансов Вольфгангу Шойбле возмущенную реакцию их союзников по коалиции из ХДС и СвДП на заключенное в июле соглашение с партнерами по еврозоне.

Некоторые члены ХДС считают, что надо провести чрезвычайную партийную конференцию, чтобы обсудить правомерность проводимой ныне политики в отношении еврозоны. В свою очередь, треть делегатов недавней партконференции СвДП проголосовали за отказ от создания «фонда спасения» (Европейский фонд финансовой стабильности – EFSF), что было предусмотрено последним саммитом ЕС. Вместо этого механизма лидер свободных демократов и министр экономики Филипп Реслер предлагает учредить европейский «стабилизационный совет», который проводил бы стресс-тесты для оценки конкурентоспособности стран-членов еврозоны и принимал бы санкции, побуждающие их проводить, реформы. Иными словами, свободные демократы настаивают на появлении в еврозоне «экономической жандармерии».

Расклад сил в бундестаге такой, что, если более 21 члена правящей коалиции ХДС/ХСС и СвДП откажутся поддержать создание «фонда спасения» и очередной пакет помощи Греции, Ангеле Меркель придется обратиться за помощью к оппозиционным социал-демократам и «зеленым». Те, по обыкновению, в большей степени воодушевлены европейской «солидарностью», чем консерваторы из ее собственных рядов.

Однако, как пишет обозреватель радио «Deutsche Welle» Никита Жолквер, «если у правительства по этому вопросу и в самом деле не окажется в парламенте собственного консервативно-либерального большинства и решение примут с помощью голосов оппозиции, то канцлеру будет непросто удержаться на своем посту. Достаточно станет маленького толчка, чтобы довести ситуацию до досрочных выборов».

Если такие выборы случатся, не надо много думать, кто на них победит. По данным опросов, правительство Ангелы Меркель, отработав всего половину срока, уже утратило поддержку большинства избирателей. Если бы выборы проходили сейчас, то с уверенным перевесом у власти снова оказался бы социал-демократический канцлер с «зеленым» партнером. Усилились бы и позиции Левой партии.

Франция «держит руку на пульсе»

Не менее драматично положение и еще одного «мотора» ЕС – Франции. Принимающий все более отчетливые очертания кризис в ЕС и паника на мировых биржах - головной индекс Парижской биржи потерял порядка 19% за полторы недели - заставили президента Франции Николя Саркози прервать свой отпуск и вернуться в Париж. 10 августа было проведено экстренное заседание правительства, по итогам которого министр экономики Франсуа Баруэн сообщил, что Франция «держит руку на пульсе» возникших проблем в ЕС и полна решимости полностью выполнить взятые обязательства по сокращению к 2013 году суверенного госдолга до 3% ВВП в соответствии с европейскими директивами. Конкретные меры по сокращению государственного долга будут обнародованы 24 августа.

Как сказала после заседания министр бюджета Валери Пекрес, правительство сделает все для того, чтобы рейтинг, данный Франции мировыми агентствами, не был понижен. Предположительно, власти отменят большинство налоговых льгот, для того чтобы пополнить государственную казну.

Все эти меры, однако, не смогли успокоить падение на европейских биржах, а, может быть, даже способствовали. Панику также усилило объявление о снижении рейтинга Кипра («BBB», агентство Fitch) и опасения политиков относительно будущего европейской валюты.

Чуть позже франко-американское рейтинговое агентство Fitch объявило, что подтверждает наивысшую оценку Франции – ААА, и перспективы развития экономики страны считает «стабильными». Другое агентство Standars and Poor’s в среду вечером подтвердило свою оценку Франции – ААА, и, по словам представителя агентства Николя Свана, агентство считает, что действия французских властей по управлению кризисом «более серьезные, чем американские».

Паника в Афинах

Однако выпущенный на волю джин паники не хочет возвращаться в свою бутылку. Услышав о событиях в Берлине и Париже, запаниковали Афины. Министр финансов Греции Эвангелос Венизелос, не дожидаясь ратификации всеми странами-членами еврозоны решений последнего саммита, потребовал, чтобы экономическое руководство ЕС начало немедленный выпуск единых облигаций еврозоны.

Единые облигации – дело для должников очень даже обнадёживающее. Ведь, появись эти облигации, уже не конкретно Греция должник, а вся еврозона, и не Греция отвечает за этот долг, а еврозона в целом. Этот путь для греков тем более привлекателен, что финансовое положение страны, несмотря на все принимаемые меры и помощь ЕС, только ухудшается. Дефицит греческого государственного бюджета увеличился за семь месяцев 2011 года на четверть по сравнению с прошлым годом. При этом доходы бюджета за семь месяцев упали более чем на 6%, а расходы подскочили на 7%. В результате бюджетный дефицит к началу августа составил 15,5 млрд. евро.

Выпуск единых облигаций 17 стран еврозоны соответствует интересам всех стран, которые уже обращались к кредитной поддержке ЕС и МВФ (Греции, Ирландии и Португалии). Однако для крупнейших стран валютного союза, таких как Германия и Франция, он может означать рост стоимости заимствований, следовательно, бюджетные осложнения и гарантирование долга безответственных партнеров. Поэтому Германия решительно сопротивляется подобному решению проблемы суверенного долга.

Настроения большинства немцев откровенно выразил президент института экономических исследований Ifo при Мюнхенском университете Ханс-Вернер Зинн, который в ответ на претензии греков заявил: «Если страна на время выйдет из еврозоны, это будет лучше для всех сторон, в особенности для Греции».

Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), даже если парламенты всех стран еврозоны ратифицируют решение о его создании, заработает только в конце года. Запланированные ресурсы EFSF в 400 млрд. евро достаточны для поддержки лишь небольших стран вроде Греции. Если же придется спасать, к примеру, Италию, государственный долг которой является третьим по величине в мире и составляет почти 2 трлн. евро, 400 млрд. евро окажутся смешной суммой. Внушает уважение и государственный долг Испании – 700 млрд. евро.

Помимо того, скупка ЕЦБ долговых обязательств этих двух стран – скорее, пропагандистская мера, чем способ облегчения их финансового бремени. На эти цели банк выделил от 2,5 млрд. евро до 5 млрд. евро, но даже 5 млрд. евро —«капля в море» по сравнению с объемами итальянского и испанского долговых рынков, замечает Сиаран О`Хаган из «Societe Generale».

Поэтому ставки по облигациям упали незначительно: по 10-летним итальянским облигациям - до 5,3% с 6%; по испанским — до 5,15%. Инвесторы, как и прежде, сомневаются в способности Италии и Испании платить по долгам. А на падение европейских индексов эта мера вообще не подействовала, что лучше всего говорит о ее ограниченном характере.

Кто более опасен для мировой экономики – США или Европа?

В последние дни многие аналитики задаются вопросом: кто более опасен для мировой экономики – США или Европа? Ответ пытается дать американский еженедельник «Time»: «Как это ни парадоксально, но мировое сообщество инвесторов в ответ на возникшую недавно финансовую сумятицу кинулось скупать американские долговые обязательства. Да, да – те самые облигации, чей рейтинг понизило S&P. А это говорит о том, что проценты по американским займам продолжают снижаться, что дает Вашингтону запас времени, дабы сосредоточиться и составить реальный план сокращения дефицита и восстановления темпов роста в США».

Еврозоне, по мнению издания, везет гораздо меньше. Проценты по заимствованиям у ее самых слабых экономик из категории «свиней» (PIIGS), таких как Португалия, Ирландия, Греция, Испания и Италия, по-прежнему очень высоки. Это создает дополнительную нагрузку на правительства данных стран, заставляя их в огромной спешке осуществлять программы реформ, а также на остальные государства еврозоны, которые вынуждены принимать радикальные меры, чтобы вирус не распространился.

Что касается действий ЕЦБ, его прежние усилия по скупке облигаций не дали долговременного эффекта. Поэтому Европейский центробанк вряд ли сможет самостоятельно справляться с кризисом на протяжении длительного времени. А помощи ЕЦБ в ближайшее время ждать неоткуда. В еврозоне просто не хватает денег, выделенных на борьбу с долговым кризисом, и в ближайшем будущем картина здесь вряд ли изменится.

Ведь «для принятия важных решений требуется согласие руководства всех стран еврозоны, добиться чего-то просто кошмарно сложно, особенно в связи с тем, что каждая страна должна думать, как политика еврозоны отразится на ее избирателях. Вот почему главного члена еврозоны Германию приходится пинками и окриками подгонять к принятию любых решений по урегулированию кризиса евро. Канцлеру Германии Ангеле Меркель грозит едва ли не бунт ее собственных сторонников из-за согласия на новые меры помощи. Поэтому-то она столь решительно отвергает призывы добавить денег в фонд спасения еврозоны... А без поддержки Германии ничего не произойдет»,  подводит итог издание.

«Time» пишет, что события в Евросоюзе могут выйти из-под контроля его лидеров и новая волна кризиса покатится из Европы по всему миру. Опасения такого рода, надо признать, вполне резонны. И, конечно, случись подобное, крах, в первую очередь, предстоит пережить самой Европе…