Зачем США назначают нового посла в России?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

14 сентября президент США Барак Обама  внес на рассмотрение Конгресса для утверждения на должность  посла США в России кандидатуру специального помощника президента по вопросам национальной безопасности, директора по делам России и Евроазиатского региона в Совете национальной безопасности США Майкла Макфола. Действующий посол Джон Байерли, который занимает этот пост с 2008 г. и, как считается, работает достаточно эффективно, заменяется раньше срока.

Когда 29 мая газета The New York Times впервые сообщила, что Барак Обама предложит на должность нового посла США в Москве Майкла Макфола, это стало для многих полной неожиданностью. В Вашингтоне уже давно циркулировали слухи о том, что посольство в России возглавит второй заместитель госсекретаря США Дэниэл Рассел. Поэтому решение Обамы следует рассматривать как очередное поражение госсекретаря Хиллари Клинтон. В целом это знаменует собой очередной этап ослабления влияния элиты Восточного побережья (йельских иллюминатов) - вслед за отставкой в конце апреля главы Пентагона Роберта Гейтса, друга Буша-старшего, и назначения на его место Леона Панетты, который с 2009 г., став директором ЦРУ, блокировал возможности использования ресурсов этого ведомства Орденом и группировкой неоконсерваторов.

Будущий новый посол США в России Майкл Макфол не является карьерным дипломатом и не имеет опыта дипломатической службы. Он ученый, выпускник Стэнфорда, обладатель степени Оксфордского университета. Будучи еще совсем молодым человеком (сейчас ему 47 лет), Макфол в 1983 году впервые приехал в Россию и с тех пор регулярно ее посещает. В 1993-1995 гг. он возглавлял Московский Центр Карнеги и имеет в Москве обширные связи. Макфол - крупнейший в Штатах специалист по России, профессор политологии Стэнфордского университета и сотрудник Института Гувера, автор и редактор более 20 книг о демократическом государственном устройстве.

С приходом к власти Барака Обамы Майкл Макфол стал одной из ключевых фигур президентской администрации. Он считается архитектором «перезагрузки» в отношениях Москвы и Вашингтона и рьяным защитником политики Обамы. Тот факт, что американский президент собирается назначить послом в РФ ключевого сотрудника из своего ближайшего окружения, а не дипломата, означает, что России отводится важнейшая роль в выстраивании нового курса мировой политики. А учитывая, что «перезагрузка» объявлена удачно завершенным проектом, новый посол должен обеспечить эффективное развитие сложившихся отношений между Москвой и Вашингтоном, для чего сконструировавший их Макфол подходит как нельзя лучше.

Майкл Макфол входит в группу так называемых «либеральных ястребов» - представителей Демократической партии США, объединенных вокруг Института прогрессивной политики при Совете руководства партии и стоящих ближе всех по своим позициям к неоконам. Однако сам Макфол утверждает, что его взгляды сильно различаются с позициями неоконсерваторов: «они считают, что ресурсы надо вкладывать в Пентагон, я же считаю, что их нужно вкладывать в университеты» и приглашать молодежь из России, Саудовской Аравии или Ирана, поскольку «наглядный пример более эффективен, чем экспорт демократии».

Базовые принципы общей внешнеполитической концепции Макфола изложены им в статье «Доктрина Свободы». В ней он, в частности, пишет, что нужно отказаться от государствоцентризма во внешней политике США, отныне эта область - область противостояния идей, режимов, движений, индивидов, а не только государств. США в этой системе координат выступают не как государство, а как полюс свободы, «друзья которого есть везде». В своих работах Макфол призывает комбинировать силовые военные действия по смене недемократических режимов с мягкой политикой продвижения демократии за рубежом, отдавая предпочтение последней. При этом особое внимание необходимо уделять стратегиям негосударственных субъектов и сетевым стратегиям.

России и политике США по отношению к ней посвящены почти все опубликованные за последнее десятилетие труды М.Макфола, в большинстве которых он резко критикует «путинский режим».  Еще в самом начале президентства В. Путина М.Макфол в работе «Один шаг вперед, два шага назад» (2000 г.) заявил, что В.Путин «может стать русским Милошевичем». В 2005 г. Макфол написал (в соавторстве) статью для «Weekly Standart» под провокационным названием «Путинская авторитарная душа». А в январе 2008-го в статье «Миф авторитарной модели»  он обрушился с резкой критикой на В. Путина и созданную им вертикаль власти, видя в них основную угрозу «продвижению демократии» в России, и заодно обвинил «путинскую модель» в неэффективности.

Испытывая стойкую антипатию к В.Путину и созданной им политической модели, М.Макфол напрямую взаимодействует с так называемым  российским гражданским обществом. В июле 2009 г. совместным решением президентов США и РФ была создана рабочая группа Макфол - Сурков по вопросам гражданского общества, благодаря чему помощник Б.Обамы получил возможность непосредственно влиять на внутреннюю политику России.  В сегодняшней ситуации  руководством США, видимо, признано необходимым постоянное личное присутствие Макфола в Москве. Отсюда новое назначение – вероятно, для того, чтобы быстрее запустить процесс «демонтажа путинской политической модели», о чем давно мечтают западные «партнеры» России.

В сентябре 2008 г., после событий российско-грузинской войны, когда Вашингтону стало ясно, что для успешного давления на Россию необходимо согласование любых действий по РФ с мощными сетевыми структурами «местного корня», Макфол выступил в Конгрессе с докладом «Российско-американские отношения после кризиса в Грузии». В нем он предложил новую стратегию взаимодействия между США и Россией: она состоит «в проведении такого давления, которое исключает непосредственное применение силы и угроз применения силы с одновременным использованием всех «несиловых» инструментов влияния». По мнению Макфола, самое важное в реализации новой стратегии США на российском направлении - это всемерная поддержка индивидов, групп, общественных объединений, научных и аналитических центров, государственных служащих, «настаивающих на модернизации экономической и политической системы в России».

Иначе говоря, Майкл Макфол является не просто активным противником российского лидера, но также сторонником широкого подключения в конфликтных взаимодействиях с российской стороной агентуры влияния и лиц «психологически прикомандировавших себя к Западу». Его обширные связи в Москве, «наработанные» за то время,  что он возглавлял Московский Центр Карнеги, дают ему основания для успешной деятельности на этом направлении.

Важно отметить, что приверженец «демократического государственного устройства» Макфол позиционирует себя в качестве «сторонника жесткой борьбы с коррупцией во властных структурах». А поскольку коррупция – это «ахиллесова пята» российского государства, именно под данным лозунгом будут, видимо, осуществляться в ближайшее время крупные информационно-ударные операции против России.

«Для меня демократия - не абстрактный идеал, а контроль над властью», - заявляет Макфол.Он считает, что демократия нужна не как идеология, а как средство контроля над использованием денег налогоплательщиков, «чтобы знать об одной простой вещи: где деньги? кто украл деньги? как они были использованы?». В феврале 2009 г., когда планировалась первая официальная встреча президента России Д. Медведева и новоизбранного президента США Б. Обамы, предполагалось, что одной из двух основных тем президентских переговоров станет совместный проект по борьбе с коррупцией. Разработкой этого документа, в том числе конкретных предложений, занимался именно Майкл Макфол. Несомненно, наработки для указанного проекта будут использованы новым послом США в его деятельности в Москве.

* * *

Накануне саммита «большой восьмерки» в Довиле, где Барак Обама информировал Дмитрия Медведева о назначении нового посла США в Москве, глава Белого дома посетил Лондон. 25 мая он произнес речь в Вестминстер-холле, став первым президентом США, выступившим перед обеими палатами британского парламента. Обама заявил, что Лондон и Вашингтон должны «открыть новую главу в своей общей истории» и повести за собой мир. «Наступило время нашего лидерства. Мы - США, Великобритания и наши демократические союзники - формируем мир, в котором могут образоваться новые нации, и люди смогут достичь благополучия».

Выступление Обамы в Лондоне 25 мая 2011 года уже окрестили «новой фултонской речью»: снова США и Британия объединяются, чтобы противопоставить себя общему врагу и всему миру. Однако основные тезисы Обамы в целом отличаются от тех, что огласил Уинстон Черчилль 5 марта 1946 года в своей речи в Фултоне (США), ставшей сигналом к началу «холодной войны».

В отличие от Черчилля, ратовавшего за «братскую ассоциацию англоговорящих народов», Обама в Лондоне объявил о формировании мира, в котором «могут образоваться новые нации». Такое возможно только при «перемешивании» ныне существующих наций и народов и возникновении на этой основе абсолютно новой человеческой общности. Речь идет не о противостоянии различных идеологий, что было актуальным 65 лет назад, а о конечной цели новой мировой политики - кардинальной смене модели общественного устройства. Причем необходимость объединения Британии и США в повестке дня не стоит: Обама подчеркивает, что США, Великобритания и их «демократические союзники» уже формируют новый мир (в Ливии  они это показали).

* * *

Одним из трендов сегодняшней мировой политики стали неразрывно связанные между собой действия по формированию союза наднациональных сетевых структур. Вероятным направлением деятельности указанного союза является формирование нового общественного устройства в Северной Евразии - одной из самых стабильных и природно-обеспеченных территорий земного шара, которая приобретёт особое значение в случае реализации сценария глобальной экологической катастрофы, вопрос о возможности которой уже поставлен американскими учеными. Оттуда же начнется восстановление после катастрофы - в новых, постиндустриальных формах управления обществом.

Реализация планов по созданию нового типа организации общества в Северной Евразии требует глубокой перестройки России на базе концепции имперско-подобного образования и союза сетевых структур. Планируемая ускоренная либерализация визового режима между США и РФ признана обеспечить долгосрочное присутствие на территории России американских специалистов и представителей систем влияния, стоящих за администрацией Обамы, - с тем, чтобы как можно более быстро и эффективно осуществить перестройку российского общества в соответствии с планами новой мировой политики. А Майкл Макфол, как один из наиболее близких к Обаме чиновников президентской администрации и связующее звено между Обамой и «британской группой» (Макфол был стипендиатом Фонда Родса во время обучения в Оксфорде), может быть призван обеспечивать общее руководство действиями этих представителей на территории РФ, выступая одновременно медиатором в создании союза сетевых структур.

По некоторым данным, М. Макфол имеет практический опыт успешного демонтажа устойчивых государственных структур: он входил в группу советников Б.Обамы по выработке стратегической линии США  в событиях "арабской весны"…

Нельзя не обратить внимание на то, что «неожиданное» назначение такого «продвинутого» в организации «бархатных» революций политика, как М.Макфол, послом в России происходит в преддверии президентских выборов в РФ.

Анализируя возможные причины назначения М.Макфола, нельзя не отметить и его заметную роль в успешном (для США) заключении нового Договора о СНВ. Макфол является соавтором полного текста Договора, обладающего «скрытыми параметрами», обуславливающими возможность дестабилизирующего воздействия на стратегические возможности России. В настоящее время США начинают новый этап ударно-информационной кампании по «денуклеизации» России в сфере тактического ядерного оружия. Спустя десять дней после процедуры обмена ратификационными грамотами начал «работать» один из «скрытых параметров» Договора о сокращении наступательных вооружений (ДСНВ). В соответствии с поправкой Сене Лемье 4/S.AMDN.4908 прием на хранение ратификационных документов (а именно с этого момента ДСНВ вступает в полную силу) должен быть проведен после согласия российской стороны на переговоры по вопросу так называемой «ликвидации дисбаланса» в тактическом ядерном оружии (ТЯО) России и США (читай: согласия на сокращение российского ТЯО).  Уже в феврале 2011 г. Б.Обама в письме, направленном ряду ключевых сенаторов, заявил о начале в ближайшее время переговоров с Россией, направленных «на устранение диспаритета между тактическими ядерными вооружениями РФ и США и на обеспечение безопасности и сокращение числа тактических ядерных боеголовок способом, поддающимся проверке».

Достаточно очевидно, что одной из основных задач М.Макфола в Москве будет организация в России процесса сокращения российского ТЯО с опорой на упоминавшуюся выше «поддержку индивидов, групп, общественных объединений, научных и аналитических центров, государственных служащих». Это очень важная для Америки задача. Россия, которой после развала СССР в качестве основной ролевой функции в мире определена роль поставщика сырья и энергоносителей для развитых стран (по консолидированному мнению всех правящих на Западе групп, независимо от нюансов их политических ориентаций), «не имеет права» ни на высокий геополитический статус, ни на обладание СЯС и ТЯО.

В условиях намечающихся глобальных изменений в Мир-системе  Западный мир не может быть снисходителен к ядерным возможностям «энергетических держав», особенно в том случае, если таковые обладают первоклассным геополитическим потенциалом.

Таким образом, из назначения М.Макфола послом в Москве следует, что администрация Б.Обамы свой выбор в отношении России сделала.  Это надо чётко понимать при организации взаимодействия по линии Россия - США.