Зачем США назначают нового посла в России?
25 0 0

Зачем США назначают нового посла в России?

14 сентября президент США Барак Обама  внес на рассмотрение Конгресса для утверждения на должность  посла США в России кандидатуру специального помощника президента по вопросам национальной безопасности, директора по делам России и Евроазиатского региона в Совете национальной безопасности США Майкла Макфола. Действующий посол Джон Байерли, который занимает этот пост с 2008 г. и, как считается, работает достаточно эффективно, заменяется раньше срока.

Когда 29 мая газета The New York Times впервые сообщила, что Барак Обама предложит на должность нового посла США в Москве Майкла Макфола, это стало для многих полной неожиданностью. В Вашингтоне уже давно циркулировали слухи о том, что посольство в России возглавит второй заместитель госсекретаря США Дэниэл Рассел. Поэтому решение Обамы следует рассматривать как очередное поражение госсекретаря Хиллари Клинтон. В целом это знаменует собой очередной этап ослабления влияния элиты Восточного побережья (йельских иллюминатов) - вслед за отставкой в конце апреля главы Пентагона Роберта Гейтса, друга Буша-старшего, и назначения на его место Леона Панетты, который с 2009 г., став директором ЦРУ, блокировал возможности использования ресурсов этого ведомства Орденом и группировкой неоконсерваторов.

Будущий новый посол США в России Майкл Макфол не является карьерным дипломатом и не имеет опыта дипломатической службы. Он ученый, выпускник Стэнфорда, обладатель степени Оксфордского университета. Будучи еще совсем молодым человеком (сейчас ему 47 лет), Макфол в 1983 году впервые приехал в Россию и с тех пор регулярно ее посещает. В 1993-1995 гг. он возглавлял Московский Центр Карнеги и имеет в Москве обширные связи. Макфол - крупнейший в Штатах специалист по России, профессор политологии Стэнфордского университета и сотрудник Института Гувера, автор и редактор более 20 книг о демократическом государственном устройстве.

С приходом к власти Барака Обамы Майкл Макфол стал одной из ключевых фигур президентской администрации. Он считается архитектором «перезагрузки» в отношениях Москвы и Вашингтона и рьяным защитником политики Обамы. Тот факт, что американский президент собирается назначить послом в РФ ключевого сотрудника из своего ближайшего окружения, а не дипломата, означает, что России отводится важнейшая роль в выстраивании нового курса мировой политики. А учитывая, что «перезагрузка» объявлена удачно завершенным проектом, новый посол должен обеспечить эффективное развитие сложившихся отношений между Москвой и Вашингтоном, для чего сконструировавший их Макфол подходит как нельзя лучше.

Майкл Макфол входит в группу так называемых «либеральных ястребов» - представителей Демократической партии США, объединенных вокруг Института прогрессивной политики при Совете руководства партии и стоящих ближе всех по своим позициям к неоконам. Однако сам Макфол утверждает, что его взгляды сильно различаются с позициями неоконсерваторов: «они считают, что ресурсы надо вкладывать в Пентагон, я же считаю, что их нужно вкладывать в университеты» и приглашать молодежь из России, Саудовской Аравии или Ирана, поскольку «наглядный пример более эффективен, чем экспорт демократии».

Базовые принципы общей внешнеполитической концепции Макфола изложены им в статье «Доктрина Свободы». В ней он, в частности, пишет, что нужно отказаться от государствоцентризма во внешней политике США, отныне эта область - область противостояния идей, режимов, движений, индивидов, а не только государств. США в этой системе координат выступают не как государство, а как полюс свободы, «друзья которого есть везде». В своих работах Макфол призывает комбинировать силовые военные действия по смене недемократических режимов с мягкой политикой продвижения демократии за рубежом, отдавая предпочтение последней. При этом особое внимание необходимо уделять стратегиям негосударственных субъектов и сетевым стратегиям.

России и политике США по отношению к ней посвящены почти все опубликованные за последнее десятилетие труды М.Макфола, в большинстве которых он резко критикует «путинский режим».  Еще в самом начале президентства В. Путина М.Макфол в работе «Один шаг вперед, два шага назад» (2000 г.) заявил, что В.Путин «может стать русским Милошевичем». В 2005 г. Макфол написал (в соавторстве) статью для «Weekly Standart» под провокационным названием «Путинская авторитарная душа». А в январе 2008-го в статье «Миф авторитарной модели»  он обрушился с резкой критикой на В. Путина и созданную им вертикаль власти, видя в них основную угрозу «продвижению демократии» в России, и заодно обвинил «путинскую модель» в неэффективности.

Испытывая стойкую антипатию к В.Путину и созданной им политической модели, М.Макфол напрямую взаимодействует с так называемым  российским гражданским обществом. В июле 2009 г. совместным решением президентов США и РФ была создана рабочая группа Макфол - Сурков по вопросам гражданского общества, благодаря чему помощник Б.Обамы получил возможность непосредственно влиять на внутреннюю политику России.  В сегодняшней ситуации  руководством США, видимо, признано необходимым постоянное личное присутствие Макфола в Москве. Отсюда новое назначение – вероятно, для того, чтобы быстрее запустить процесс «демонтажа путинской политической модели», о чем давно мечтают западные «партнеры» России.

В сентябре 2008 г., после событий российско-грузинской войны, когда Вашингтону стало ясно, что для успешного давления на Россию необходимо согласование любых действий по РФ с мощными сетевыми структурами «местного корня», Макфол выступил в Конгрессе с докладом «Российско-американские отношения после кризиса в Грузии». В нем он предложил новую стратегию взаимодействия между США и Россией: она состоит «в проведении такого давления, которое исключает непосредственное применение силы и угроз применения силы с одновременным использованием всех «несиловых» инструментов влияния». По мнению Макфола, самое важное в реализации новой стратегии США на российском направлении - это всемерная поддержка индивидов, групп, общественных объединений, научных и аналитических центров, государственных служащих, «настаивающих на модернизации экономической и политической системы в России».

Иначе говоря, Майкл Макфол является не просто активным противником российского лидера, но также сторонником широкого подключения в конфликтных взаимодействиях с российской стороной агентуры влияния и лиц «психологически прикомандировавших себя к Западу». Его обширные связи в Москве, «наработанные» за то время,  что он возглавлял Московский Центр Карнеги, дают ему основания для успешной деятельности на этом направлении.

Важно отметить, что приверженец «демократического государственного устройства» Макфол позиционирует себя в качестве «сторонника жесткой борьбы с коррупцией во властных структурах». А поскольку коррупция – это «ахиллесова пята» российского государства, именно под данным лозунгом будут, видимо, осуществляться в ближайшее время крупные информационно-ударные операции против России.

«Для меня демократия - не абстрактный идеал, а контроль над властью», - заявляет Макфол.Он считает, что демократия нужна не как идеология, а как средство контроля над использованием денег налогоплательщиков, «чтобы знать об одной простой вещи: где деньги? кто украл деньги? как они были использованы?». В феврале 2009 г., когда планировалась первая официальная встреча президента России Д. Медведева и новоизбранного президента США Б. Обамы, предполагалось, что одной из двух основных тем президентских переговоров станет совместный проект по борьбе с коррупцией. Разработкой этого документа, в том числе конкретных предложений, занимался именно Майкл Макфол. Несомненно, наработки для указанного проекта будут использованы новым послом США в его деятельности в Москве.

* * *

Накануне саммита «большой восьмерки» в Довиле, где Барак Обама информировал Дмитрия Медведева о назначении нового посла США в Москве, глава Белого дома посетил Лондон. 25 мая он произнес речь в Вестминстер-холле, став первым президентом США, выступившим перед обеими палатами британского парламента. Обама заявил, что Лондон и Вашингтон должны «открыть новую главу в своей общей истории» и повести за собой мир. «Наступило время нашего лидерства. Мы - США, Великобритания и наши демократические союзники - формируем мир, в котором могут образоваться новые нации, и люди смогут достичь благополучия».

Выступление Обамы в Лондоне 25 мая 2011 года уже окрестили «новой фултонской речью»: снова США и Британия объединяются, чтобы противопоставить себя общему врагу и всему миру. Однако основные тезисы Обамы в целом отличаются от тех, что огласил Уинстон Черчилль 5 марта 1946 года в своей речи в Фултоне (США), ставшей сигналом к началу «холодной войны».

В отличие от Черчилля, ратовавшего за «братскую ассоциацию англоговорящих народов», Обама в Лондоне объявил о формировании мира, в котором «могут образоваться новые нации». Такое возможно только при «перемешивании» ныне существующих наций и народов и возникновении на этой основе абсолютно новой человеческой общности. Речь идет не о противостоянии различных идеологий, что было актуальным 65 лет назад, а о конечной цели новой мировой политики - кардинальной смене модели общественного устройства. Причем необходимость объединения Британии и США в повестке дня не стоит: Обама подчеркивает, что США, Великобритания и их «демократические союзники» уже формируют новый мир (в Ливии  они это показали).

* * *

Одним из трендов сегодняшней мировой политики стали неразрывно связанные между собой действия по формированию союза наднациональных сетевых структур. Вероятным направлением деятельности указанного союза является формирование нового общественного устройства в Северной Евразии - одной из самых стабильных и природно-обеспеченных территорий земного шара, которая приобретёт особое значение в случае реализации сценария глобальной экологической катастрофы, вопрос о возможности которой уже поставлен американскими учеными. Оттуда же начнется восстановление после катастрофы - в новых, постиндустриальных формах управления обществом.

Реализация планов по созданию нового типа организации общества в Северной Евразии требует глубокой перестройки России на базе концепции имперско-подобного образования и союза сетевых структур. Планируемая ускоренная либерализация визового режима между США и РФ признана обеспечить долгосрочное присутствие на территории России американских специалистов и представителей систем влияния, стоящих за администрацией Обамы, - с тем, чтобы как можно более быстро и эффективно осуществить перестройку российского общества в соответствии с планами новой мировой политики. А Майкл Макфол, как один из наиболее близких к Обаме чиновников президентской администрации и связующее звено между Обамой и «британской группой» (Макфол был стипендиатом Фонда Родса во время обучения в Оксфорде), может быть призван обеспечивать общее руководство действиями этих представителей на территории РФ, выступая одновременно медиатором в создании союза сетевых структур.

По некоторым данным, М. Макфол имеет практический опыт успешного демонтажа устойчивых государственных структур: он входил в группу советников Б.Обамы по выработке стратегической линии США  в событиях "арабской весны"…

Нельзя не обратить внимание на то, что «неожиданное» назначение такого «продвинутого» в организации «бархатных» революций политика, как М.Макфол, послом в России происходит в преддверии президентских выборов в РФ.

Анализируя возможные причины назначения М.Макфола, нельзя не отметить и его заметную роль в успешном (для США) заключении нового Договора о СНВ. Макфол является соавтором полного текста Договора, обладающего «скрытыми параметрами», обуславливающими возможность дестабилизирующего воздействия на стратегические возможности России. В настоящее время США начинают новый этап ударно-информационной кампании по «денуклеизации» России в сфере тактического ядерного оружия. Спустя десять дней после процедуры обмена ратификационными грамотами начал «работать» один из «скрытых параметров» Договора о сокращении наступательных вооружений (ДСНВ). В соответствии с поправкой Сене Лемье 4/S.AMDN.4908 прием на хранение ратификационных документов (а именно с этого момента ДСНВ вступает в полную силу) должен быть проведен после согласия российской стороны на переговоры по вопросу так называемой «ликвидации дисбаланса» в тактическом ядерном оружии (ТЯО) России и США (читай: согласия на сокращение российского ТЯО).  Уже в феврале 2011 г. Б.Обама в письме, направленном ряду ключевых сенаторов, заявил о начале в ближайшее время переговоров с Россией, направленных «на устранение диспаритета между тактическими ядерными вооружениями РФ и США и на обеспечение безопасности и сокращение числа тактических ядерных боеголовок способом, поддающимся проверке».

Достаточно очевидно, что одной из основных задач М.Макфола в Москве будет организация в России процесса сокращения российского ТЯО с опорой на упоминавшуюся выше «поддержку индивидов, групп, общественных объединений, научных и аналитических центров, государственных служащих». Это очень важная для Америки задача. Россия, которой после развала СССР в качестве основной ролевой функции в мире определена роль поставщика сырья и энергоносителей для развитых стран (по консолидированному мнению всех правящих на Западе групп, независимо от нюансов их политических ориентаций), «не имеет права» ни на высокий геополитический статус, ни на обладание СЯС и ТЯО.

В условиях намечающихся глобальных изменений в Мир-системе  Западный мир не может быть снисходителен к ядерным возможностям «энергетических держав», особенно в том случае, если таковые обладают первоклассным геополитическим потенциалом.

Таким образом, из назначения М.Макфола послом в Москве следует, что администрация Б.Обамы свой выбор в отношении России сделала.  Это надо чётко понимать при организации взаимодействия по линии Россия - США.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.