Столыпин. Взгляд из рассеяния ХХI века (III)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Часть II

В них вся сила...

Мнение о Столыпине как о разрушителе крестьянской общины бытовало и бытует среди части государственно мыслящего патриотического русского общества. Отчего-то даже утверждают, что разрушенная община дала горючий материал для революции 1917 года. Более того, даже и вообще называют столыпинские реформы причиной второй революции. Но так ли это хоть отчасти?

Если по сути, то «разрушением общины» у нас скромно называют завершение реформы по отмене крепостного права. Столыпин говорил: «…отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека и человеческого труда». И поэтому ставится клеймо «либерал»? Но любитель закрепощённости для эксперимента может отправиться в недалёкие горные местности, чтобы собственными мускулами испытать минусы несвободного труда. Слово «либерал» это совсем не то справедливое слово, которое характеризует Столыпина. В бытность его премьерства уже не существовало той нравственно сильной общины, которая была в иную эпоху. Мы видели, что община как паровой котёл, в котором бешено нарастало давление от нехватки земли, в 1903–1907 годы взрывала Россию пожарами, грабежами, убийствами.

Надо вспомнить, что решение земельного вопроса – идея именно самого Государя. Эмиль Лубе (1838–1929), бывший президент Франции, в 1910 году писал об этом: «О русском императоре говорят, что Он доступен разным влияниям. Это глубоко неверно. Русский император Сам проводит Свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой. У Него есть зрело продуманные и тщательно выработанные планы. Над осуществлением их Он трудится беспрестанно. Иной раз кажется, что что-либо забыто. Но Он всё помнит. Например, в наше собеседование в Компьене у нас был интимный разговор о необходимости земельной реформы в России. Русский император заверял меня, что Он давно думает об этом. Когда реформа землеустройства была проведена, мне было сообщено об этом через посла, причем любезно вспомянут был наш разговор».

Китай проснулся

Частью аграрной реформы было поощрение к переселению крестьян на восток – на обживание богатейших пустующих земель Восточной Сибири и Дальнего Востока. Последнее было тем необходимей, что, как выразился Столыпин (говоря о Китае и Японии): «Восток проснулся, господа, и если мы не воспользуемся этими богатствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, возьмут их другие…просачивание желтой расы, диффузия существует уже в настоящее время, и вы не остановите законов природы... достаточно уже китайские старатели унесли нашего золота в Китай…»

Неудачей эту часть аграрной реформы никак нельзя назвать. Из трёх миллионов человек, пожелавших переселиться, не сумели прижиться на новом месте менее 20 процентов. Вероятно, это цифра характерна для неудач в любом новом деле. При этом только в одном Алтайском крае было создано почти 3.5 тысячи населённых пунктов, население которого (600 тысяч человек) освоило свыше 3,7 миллиона гектар пустующих земель.

Погасив революцию, Столыпин двигал Россию вперёд, укрепляя её основу – «низы». В интервью редактору саратовской газете «Волга» (1909) П.А. Столыпин произнёс замечательные слова: «…итак, на очереди главная задача – укрепить низы. В них вся сила страны. Их более ста миллионов! Будут здоровы и крепки корни у государства, поверьте, и слова русского правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед всем миром. Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа – вот девиз для нас всех, русских! Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!»

Девиз для нас всех, русских!

П.А. Столыпина, как никого другого, почему-то пытаются сравнивать с каким-либо политиком. Были охотники – сравнивали с Витте. Теперь вот придумали столкнуть Столыпина лбом со Сталиным, утверждая, что первый не был успешным реформатором в отличие от второго… Трудно сказать, в какой мере сравнение корректно. Но если в какой-то и корректно, то тогда в Сталине несомненно можно увидеть и преемника, продолжателя трудов Столыпина, шедшего в известной мере по его стопам: преодолевал последствия разрушительной революции, решал земельный и национальный вопросы, укреплял целостность государства, занимался освоением Сибири и Дальнего Востока… Есть совпадения и в деталях. Общеизвестно использование в 1930-х т.н. «столыпинских» вагонов, которые теперь уже были снабжены решётками и карцером в той части, где первоначально отводилось место скоту. Конечно, преемником вождь был не боголюбивым, не ищущим Божией благодати. Гадать не надо, но продлись спокойное развитие России и будь жив Столыпин, освоение, скажем, колымского края началось бы непременно со строительства храмов. У нас же вышло, что в Магадане кафедральный собор освящён был лишь в 2011 году…

У Столыпина был проект по реорганизации спецслужб с удалением из их рядов коррумпированных элементов и, прежде всего, руководящих сотрудников, прибегающих к незаконным методам в работе.

Кажется несомненным, что П.А. Столыпин видел во времени далеко вперёд. Предполагая к 1920 году уход Польши из России, он заблаговременно предпринимал усилия для выделения из Польши Холмщины, населённой православными русскими, в особую губернию. Его проект был – не в ущерб Польше, той в качестве компенсации предполагалось выделить равные земли, населённые католиками. Видел ли Сталин, что начертанные большевиками и им самим внутри России национально-административные границы могут со временем превратиться в государственные – с собаками, рвами и колючей проволокой? Волновало ли, что гигантские территории, населённые русским народом, окажутся вне России? Интересно и, кажется, не очень изучено, что у Столыпина был проект 1907 года, предполагавший в будущем «ограничение русификационной политики и привлечение к управлению окраинами местных элементов». Речь шла об административно-территориальной реформе, децентрализации, о создании из губерний одиннадцати областей. В нашем веке мы к подобным проектам относимся крайне болезненно, настороженно, видя в них исток очередного расчленения русского пространства. Соратник Столыпина Сергей Ефимович Крыжановский (1862–1935) вспоминал об этом проекте: «Децентрализация открывала простор местным творческим силам и, что имело немалое значение, давала возможность применять в разных местностях разные системы выборов, приспособленные к особенностям их общественного строя». Возможно, высокие интуиции вели мысль Столыпина-молитвенника в этом направлении неспроста. Несомненно, что и эта его реформа (кстати, идея в принципе не вызвала у Государя возражений) осуществлялась бы на фундаменте традиционных для России ценностей.

Но иное было дано. Иное судилось.

Теперь мы имеем принципиально по иному децентрализованные территории, частично уже разделённые и визовым режимом, о процветании которых в ряде случаев говорить пока рано. Но из-под козырька столыпинской фуражки, глядя в даль, можно увидеть и просвет, выходя к этой его идее с «другого бока», к пониманию несомненной необходимости создания Конфедеративного союза русского мира, разумному объединению территорий, признанных в конце ХХ века международным сообществом независимыми государствами.

Девиз, провозглашённый Столыпиным более века назад, значим и поныне. Вероятно, не нужно уточнять, что под русскими Столыпин разумел всех носителей православного сознания? Его не запугали. Но и двадцать лет соотечественники, наши предшественники, ему не дали. Актуальным же остаётся его призыв: «Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа – вот девиз для нас всех, русских!»

До Судного дня

…Государь посетил клинику доктора Маковского, куда из театра был доставлен раненный двумя пулями Столыпин 3 сентября. Владимир Николаевич Коковцов (1853–1943), преемник Столыпина на посту главы правительства, свидетель убийства, писал о визите в мемуарах «Из моего прошлого»: «Больного Государь не видел; он начинал терять сознание, бредил и стонал. Пробыл Государь в лечебнице недолго, вынес впечатление, что я преувеличиваю опасность, тем более, что доктор Боткин (Евгений Сергеевич; 1865-1918; лейб-медик, убит вместе с Царской семьёй. – Авт.) продолжал уверять его, что ничего грозного нет, и под вечер того же числа Государь ухал в Чернигов…»

В Киеве. До выстрелов несколько часов

10 сентября 1911 года Государь писал из Севастополя своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, щадя её чувства (здесь то, что касается покушения): «…я порядочно уставал, но все шло так хорошо, так гладко, подъем духа поддерживал бодрость, как 1-го вечером в театре произошло пакостное покушение на Столыпина. Ольга и Татьяна были со мною тогда, и мы только что вышли из ложи во время второго антракта, так как в театре было очень жарко. В это время мы услышали два звука, похожие на стук падающего предмета…

Вправо от ложи я увидел кучу офицеров и людей, которые тащили кого-то, несколько дам кричало, а прямо против меня в партере стоял Столыпин. Он медленно повернулся лицом ко мне и благословил воздух левой рукой.

Тут только я заметил, что он побледнел и что у него на кителе и на правой руке кровь. Он тихо сел в кресло и начал расстегивать китель. Фредерике и проф. Рейн помогали ему.

Ольга и Татьяна вошли за мною в ложу и увидели все, что произошло. Пока Столыпину помогали выйти из театра, в коридоре рядом с нашей комнатой происходил шум, там хотели покончить с убийцей…

Потом театр опять наполнился, был гимн, и я уехал с дочками в 11 час. Ты можешь себе представить, с какими чувствами!

… Бедный Столыпин сильно страдал в эту ночь, и ему часто впрыскивали морфий.

…Вернулся в Киев 3 сентября вечером, заехал в лечебницу, где лежал Столыпин, видел жену, которая меня к нему не пустила.

…6 сентября в 9 час. утра вернулся в Киев. Тут, на пристани, узнал от Коковцова о кончине Столыпина. Поехал прямо туда, при мне была отслужена панихида…»

Потрясение от убийства было всеобщим, потрясены были и враги, они вели себя явно не адекватно: впереди чёрным облаком на Русь надвигалось неведомое. Губернатор Киева Алексей Фёдорович Гирс (1871–1958), косвенно виновный в недостаточной охране высших лиц, со всей горечью воскликнул: «Пуля, пробившая печень Столыпина, ударила в сердце России». Многие чувствовали – это так и есть.

В завещании Столыпин указал: «Я хочу быть погребённым там, где меня убьют». Убили в Киеве. Но город большой, в городе много кладбищ и монастырей. Где же хоронить? Власти решили – на Аскольдовой могиле (теперь бы и места не нашли). Государь распорядился: в Лавре.

Процессия в Киево-Печерской лавре

Это были невиданные для Киева похороны. Десятки тысяч людей. Несколько архиереев, множество священников, монахи, хоругви... Столыпин лежит в белом мундире. На груди терновый венец…

Через два года по России стали распространяться открытки с видом памятника Столыпину и пояснением: «6-го сентября с.г. въ Кiеве открытъ памятникъ покойному премьеру Столыпину. На передней стороне пьедестала памятника надпись: "Петру Аркадьевичу Столыпину - русскie люди". Съ левой стороны, над фигурой женщины: "Твердо верю, что затеплившiйся на западе Россiи светъ русской нацiональной идеи не погаснетъ и вскоре озаритъ всю Россiю". Съ правой стороны, надъ фигурою витязя: "Вамъ нужны великiя потрясенiя, - намъ нужна великая Россiя". Съ задней стороны пьедестала сделана надпись: "Родился 2-го апреля 1862 года въ Москве. Жизнь посвятилъ служенiю родине. Палъ от руки убiйцы 1-5-го сентября 1911 г. въ Кiеве».

Императрица Мария Фёдоровна писала из Киева 18 марта 1917 года, вскоре после того как власть в России была захвачена Государственной Думой: «Эти 14 дней прошли относительно спокойно. Народ очень благожелателен и приветлив. Как всегда, меня приветствуют на улице. Однако, можешь себе представить, что памятник Столыпину снят. Все нелепо и непонятно, что означает…»

Памятник в Киеве

Ещё несколько лет в Киеве будут стоять памятники русским императорам. Демонтаж – дело затратное. Столыпина революция ненавидела.

Ныне нет в Киеве ни памятника, ни мемориальной доски. На театре бы – и место. И на здании клиники.

Но, слава богу, цел его склеп и восстановлено надгробие. Почивает раб Божий Пётр в святой Лавре – третьем Пределе Пресвятой Богородицы, почивает до Судного дня, в сердце сокровенной ныне Святой Руси.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться