Исламабад ставит США перед сложным выбором

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться


Когда на прошлой неделе на слушаниях в Сенате США глава Пентагона Л. Панетта и председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал М. Маллен заговорили о возможности  американских военных операций на территории Пакистана, в Исламабаде восприняли это как скандал. Такого отношения между двумя странами ещё не знали…

Зазвучала тема сотрудничества пакистанской Межведомственной разведки (ИСИ) с мощной афганской террористической организацией Сеть Хаккани, базирующейся на пакистанской территории. Терпение американцев лопнуло после того, как они перехватили телефонные переговоры оперативных сотрудников ИСИ с террористами, готовившими нападение на американское посольство в Кабуле. По заявлению М. Маллена, у американцев имеются и другие неопровержимые доказательства сотрудничества пакистанских властей с террористами.

Сеть Хаккани насчитывает сегодня до 15 тыс. боевиков, держит под контролем ситуацию в Кабуле и окрестностях, а также в южных провинциях Афганистана.  Боевики Хаккани, ответственные за сотни американских смертей в Афганистане,  постепенно вытесняют власть на местах и овладевают положением там, где стрельба стихает. Эти люди идут на смену американцам. «Кто бы ни был у власти в Кабуле, он не сможет игнорировать присутствие Хаккани, – говорит бывший сотрудник ЦРУ Марк Сагеман.- Мы оттуда уйдем, а афганцы останутся. И они знают это».

Пакистанские власти не только сотрудничают с этой организацией, но и делают на нее определенные ставки. Они опасаются, что после вывода оккупационных войск из Афганистана эта страна станет полем нового столкновения интересов, в котором Исламабаду, в силу напряженных отношений с Кабулом, не удастся занять выгодные позиции.  К примеру, вытеснить пакистанцев из Афганистана сможет индийский бизнес, который давно ждет возможности восстановить транспортный коридор через Афганистан в Юго-Восточную Азию.  Кроме того, развитая индийская ювелирная промышленность давно присматривается к возможностям получения из Афганистана драгоценных и полудрагоценных камней, пользующихся большим спросом на азиатском рынке. Этот бизнес контролируется как раз кланом Хаккани.

В геостратегическом плане Исламабад опасается, что, проникнув в Афганистан, Индия возьмет Пакистан « в клещи» с двух сторон - с востока и с запада.

Для Вашингтона же оставить Афганистан людям Хаккани – значит признать проигрыш всего афганского предприятия. Поэтому и возникают идеи организации американских рейдов на территорию Пакистана.

Экспертов в Вашингтоне, анализирующих действия Сети Хаккани, удивляет, что государственный департамент США до сих пор не включил её в список террористических организаций.  Возникает явная двойственность: Вашингтон оглашает далеко идущие намерения в отношении террористической организации, которая не фигурирует в списках ей подобных.

Как бы подталкивая американцев к активным действиям, сразу после грозного заявления Л.Панетты террористы устроили нападение на представительство ЦРУ в наиболее охраняемом районе Кабула и, судя по всему, будут действовать в этом направлении и дальше. Они явно играют на ухудшение отношений между Вашингтоном и Исламабадом, находя в лице американцев подходящего партнера.

Пакистанские власти всерьез начинают опасаться рейда американского спецназа в Северный Вазиристан и предупреждают, что делать это не следует,  решительно отвергая обвинения в том, что ИСИ помогает Сети Хаккани проводить теракты против военнослужащих. Исламабад готов рисковать даже конфликтом с Америкой, предоставляющей Пакистану миллиарды долларов военной и экономической помощи. Пакистанский премьер-министр Юсуф Гилани заявил: « Мы отвергаем обвинения США в связях с Хаккани и проведении через них скрытой войны. Эти обвинения выдают растерянность американского правительства в его афганской войне».

Шеф ИСИ генерал Кияни говорит, что обвинения  его службы лишены оснований и несправедливы. Министр обороны  Ахмад Мухтатр подчеркнул, что Пакистан является суверенной страной, которую нельзя запугать. Министр иностранных дел Хина Раббани Хар предупредил, что если американцы попытаются унизить Пакистан, «им придется за это платить». А  бывший посол Пакистана в США Малеа Лодхи говорит: «Отношения приблизятся к разрыву, если США не прекратят сочетать угрозы с обвинениями. И есть ли у Вашингтона план «Б», на случай открытого разрыва с Пакистаном?»

Однако американцы, что называется, закусили удила. Они дали в прессу утечку информации, которая утаивалась с 2007 года, когда пакистанские военнослужащие напали на группу американских офицеров в пограничном местечке Тер Мангал. Американцы встречались там с представителями афганских властей для разрешения пограничных вопросов, а после встречи были обстреляны пакистанцами.  Тогда один американский офицер погиб и трое были ранены. Совместное расследование велось при полном соблюдении конспирации, а сегодня  история получила хождение в СМИ. В Исламабаде расценивают это как нагнетание общественного мнения перед военной операцией. И, видимо, другого пути у американцев нет.

Сеть Хаккани проросла в официальные структуры Пакистана, и все попытки американцев обрубить эти связи результата не дали. «За последние десять лет возможности изменить стратегическое направление мышления в Пакистане полностью исчерпаны», – считает Том Кроссби, бывший старший советник при главнокомандующем американскими частями в Афганистане. Сегодня организация, возглавляемая двумя сыновьями Хаккани, ещё более непримиримыми, чем их отец, достигла апогея своего могущества и американцам  выторговать перемирие между кланами Хаккани и Карзая до ухода войск США из Афганистана будет непросто. В последние дни представители Хаккани дали знать, что они готовы разговаривать, но - на собственных условиях. Бывший офицер ЦРУ, который сотрудничал с Хаккани ещё в 80-х годах, говорит, что не удивится, если сотрудничество возобновится.

В любом случае выбор у Вашингтона невелик:  либо атаковать базы Хаккани в Пакистане, развязав грандиозный военно-политический конфликт с негарантированными результатами, либо договариваться с террористами о будущем Афганистана, забыв, что вся война там была затеяна вроде бы для искоренения терроризма.