Мобильная версия Сегодня: 27.07.2016 Обновлено в 00:04 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Орбан назвал мигрантов «ненужным ядом»...

ЕС отвергает обвинения Анкары в несоблюдении миграционного пакта...

Премьер-министр Абхазии отправлен в отставку...

МИД РФ: новый раунд межсирийских переговоров реалистично созвать в августе...

Жертвами взрыва на заводе в Азерйбайджане стали два человека...

В Пенсильвании - как в Киеве и Ницце: грузовик таранил отделение ФБР...

Вооруженная группа в Ереване открыла беспорядочную стрельбу...

Украина: Крестный ход блокируется, но не отменяется...

Кремль прокомментировал статью о возможности захвата Россией Польши за день...

Москва и Анкара обсудили «Турецкий поток»...

Глава МВД Польши: политкорректность и мультикультурализм - самоубийство для Европы...

Исчезающая Литва: из 50 деревенских детей — 39 живут в нищете...

Захват заложников на родине Олланда: священник погиб, нападавшие уничтожены...

Сирийская армия установила полный контроль над трассой Кастилло...

Пентагон: действия России в Сирии "способствуют продлению войны"...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА

Об асимметричном стратегическом паритете России с потенциальным противником (I)

Сергей ГАВРИЛОВ | 17.10.2011 | 00:00
 

После распада СССР Россия утратила оборонный паритет с Соединёнными Штатами. Предпринимаемые в последние годы усилия по возрождению мощи российских стратегических сил и космических средств вооружения для нанесения потенциальному противнику встречно-ответного удара зачастую не соответствуют темпам развития атакующих сил потенциального противника по варианту системы «быстрый удар» в совокупности с создаваемыми системами ПРО для основной территории США.

Соединёнными Штатами и некоторыми странами НАТО создана система ионосферного противоракетного вооружения, перекрывающая весь Арктический регион, через который в основном пролегают трассы российских баллистических ракет встречно-ответного удара [1], включая и самые мощные ракеты РС-18 и РС-20, сроки эксплуатации которых неоднократно продлевались. Для РС-20 последнее продление – до 2026 г., когда должно завершиться перевооружение России, включая замену стратегических ядерных сил. Однако сроки и средства нападения обычно определяет атакующая сторона. Это относится, в первую очередь, к высокотехнологичному оружию, включая нетрадиционное, доминирующему на театрах военных действий и в глобальном масштабе.

Так, еще в апреле 2010 г. был выведен на орбиту, много месяцев испытывался и приземлился в декабре того же года шаттл-беспилотник США  -  принципиально новая разработка для обеспечения «быстрого удара» из околоземного космического пространства, в частности:

– по пунктам управления, подземным, наземным и расположенным в воздушном пространстве, где может находиться руководство страны;

– по бункерам глубокого, в сотни метров, размещения, откуда осуществляют управление встречно-ответным ударом.

США и их союзники разрабатывают систему «быстрый удар» для атаки потенциальных противников, России и КНР, в первую очередь, гиперзвуковыми крылатыми ракетами с ядерными и обычными зарядами, с существенным превышением их количества относительно необходимого. Система характеризуется крайне малым сроком подлета, от нескольких минут до максимально 1 часа,   для вывода из строя систем воздушно-космической обороны, ракетно-ядерного оружия и военно-космического вооружения обороняющейся стороны…

В США также начата разработка подводных лодок без экипажа для реализации системы «быстрый удар» посредством уничтожения кораблей и подводных лодок противника, в первую очередь их ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.

Администрация Обамы уже известила польскую сторону о том, что новая ПРО США и НАТО, предназначенная для нейтрализации потенциальных ракетных ударов Ирана и Сирии, может быть адаптирована для поражения «ракет из любых других мест» [2].

Складывающаяся ситуация требует принципиально новых решений. 

* * *

Российские эксперты разработали несколько возможных вариантов устранения побудительных мотивов потенциального противника к нападению на Россию и/или ее союзников путем предотвращения или парирования угроз безопасности, включая военную угрозу посредством нанесения противнику встречно-ответного удара с причинением ему неприемлемого ущерба.

Предложены решения, направленные, в первую очередь, на политическое воздействие по предотвращению угрозы безопасности или военной опасности России и ее союзникам. Однако потенциальный противник должен знать, что при принятии им решения о нанесении удара и начале реализации этого решения ему будет нанесен асимметричный встречно-ответный удар с неприемлемыми для него последствиями.

Ответное воздействие Российской Федерации должно быть:

1. Глобальным либо стратегически масштабным;

2. Неотвратимым; парирование неприемлемого ущерба недопустимо;

3. Нелинейным, причем неравновесность должна быть порядково знáчимой.

4. По возможности синергетичным, то есть взаимозависимым и не связанным.

5. По возможности сетевым.

При выполнении всех или хотя бы первых трёх из этих условий атакующая сторона понесет неприемлемый ущерб.

Развитие в Соединенных Штатах и Российской Федерации военно-космических вооружений, стратегического и тактического высокоточного ядерного и неядерного оружия, сжатие времени «блицкрига» до нескольких часов существенно меняет не только структуру вооруженных сил, но миссию, цели и задачи нападения и защиты.

* * *

Проблема асимметричного ответа вновь встала перед российскими экспертами в конце XX – начале XXI веков, поскольку гонка вооружений с явным доминированием в ней США продолжается, а Соединенные Штаты сформулировали и стали воплощать стратегическую программу «Единая перспектива-2010» [3].

Миссия «Единой перспективы-2010» – создание аэрокосмических, информатизированных и сетевых вооруженных сил глобального воздействия, предпочтительно неядерных. Неядерных – для возможно быстрого использования ресурсов атакованной страны.

Суть программы – создание многоэшелонной системы для молниеносного разгрома любого противника и комплексной защиты своей территории.

Программа включает:

космические и воздушные системы разведки, передающие оперативные разведывательные данные непосредственно пилотам боевой авиации и командирам эскадрилий;

аэрокосмические формирования с авиацией различного назначения, в том числе БПЛА, позволяющие вести поражение противника высокоточным оружием при постоянном контроле за результатами ударов;

гипер-, сверх- и дозвуковые крылатые ракеты, способные оперативно наносить удары либо патрулировать в воздухе в поисках знáчимой цели;

носители большого числа крылатых ракет, самолеты и корабли, включая АПЛ, для нанесения массированных ударов волнами крылатых ракет, подходящие к границам противника;

эшелонированную систему национальной ПРО США, способную уничтожать или выводить из строя баллистические ракеты совместно с секторальными системами ПРО театров военных действий вне территории США и системой защиты США от крылатых ракет.

Соединенные Штаты неоднократно планировали массированные удары по СССР, затем  по Российской Федерации. Среди последних рассматривалось нанесение удара:

крылатыми ракетами с пенетральными ядерными и/или неядерными высокоточными зарядами по стартовым позициям российских межконтинентальных баллистических ракет с уничтожением их в шахтах, закрытых и открытых, на земле и на взлете, предельно уязвимых, когда не принципиально, сколько боеголовок и средств прорыва ПРО несет каждая российская ракета;    

авиацией, несущей высокоточные средства для уничтожения ПВО, выведения из строя баллистических ракет в шахтах, на земле и на взлете, в том числе лазерным оружием.

 Американская сторона предполагает, что при темпах финансирования вооруженных сил на уровне 2005 г. Россия к 2010 году:

будет иметь порядка 200 комплексов «Тополь-М» с 600 боеголовками, а деградация ВВС и ПВО России к тому времени станет катастрофической;

количество атомных подводных лодок и кораблей России к 2010 году станет столь малым, что ВМС США смогут уничтожить их в море либо в базах, воспрепятствовав ударам по территории Америки;

развитие ПРО США при пассивности российской стороны позволит Соединенным Штатам вывести из строя или уничтожить космическую военную группировку России либо бóльшую ее часть. Не случайно с 2000 года до настоящего времени развитию Военно-космических войск в России придают особое значение [4].

При разработке «Единой перспективы-2010» ее авторы полагали, что одиночные баллистические ракеты России, которые успеют стартовать, будут преимущественно выведены из строя или уничтожены системой ПРО США. Ракетные авиационные и космические удары Соединенных Штатов уничтожат центры власти страны, узлы транспорта и связи, основную промышленную инфраструктуру, позиции уцелевшей ПВО, космодромы, штабы и центры управления войсками.

* * *

В то же время и при ограниченных бюджетных средствах на оборону Россия может найти асимметричный и относительно дешевый ответ на «Единую перспективу-2010» и последующие стадии ее развития. 

Для этого требуется:

- иметь высокоточное оружие с ядерными боеголовками от десятков килотонн до десятков мегатонн;

- иметь ракетное неядерное высокоточное оружие;

- обеспечить мобильность ракетно-ядерного оружия;

- обеспечить мобильность ракетного неядерного оружия;

- предотвратить перехват российского вооружения средствами американской ПРО;

- обеспечить воздействие российского оружия  в режиме «встречно-ответный удар».

Комплексность оружия заключается в совместном применении известного оружия, ядерного и/или неядерного и геофизического оружия.

Подчеркнем, что применение геофизического оружия запрещено Конвенцией о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1977 года [5], ратифицированной СССР и соблюдаемой его преемником – Российской Федерацией. В настоящей статье речь идет о естественном воздействии природных геофизических явлений. Отдельные катастрофические проявления такого рода хорошо известны: цунами, землетрясения, извержения вулканов, ураганы, например ураган «Катрина» (Луизиана, США), и др.

(Окончание следует)

Сергей ГАВРИЛОВ –  кандидат физико-математических наук

1. Белкин В., Шушков А., ПРО США: Решение в иной плоскости. – Воздушно-космическая оборона – 2007, № 5 – С. 48-54; № 6 С. 60-64.

2. Дипломатическое лицемерие по отношению к Москве. – InoPressa, 7.12.2010. – WikiLeaks, 6.09.2011 – http://www.inopressa.ru/article/07dec2010/inotheme/wiki_russia.

3. Калашников Максим, "Несимметричный ответ на «Единую перспективу-2010»". – 2005 – http://agaroza.com/post_1219926968.html.

4. Космические средства вооружения. – Оружие и технологии России. Энциклопедия. XXI век. – Том V. – М.: ИД «Оружие и технологии», 2002. – 703с.

5. Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. – 18.05.1977 г. – АВП СССР. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – М., 1980, вып. XXXIV. – С.437-440

 
Метки: США Россия
 

 
Рейтинг: 3.9 (45)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Валентин КАТАСОНОВ

Тегеран против Вашингтона: от обороны к наступлению

...В конце апреля сего года МИД Ирана заявил Вашингтону протест по поводу конфискации 2 млрд. долларов иранских валютных резервов. СМИ Ирана назвали действия Вашингтона «откровенным воровством». От обороны Тегеран решил перейти в наступление. В мае иранский меджлис одобрил законопроект, призывающий правительство подать иск против США и потребовать возместить ущерб, причиненный Ирану действиями США с 1953 года... Надо надеяться, что Иран создаст своими репарационными требованиями к США необходимый прецедент, которым воспользуются в последующем Япония, Вьетнам и другие страны, где Америка насаждала свою демократию.

27.07.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Сергей ГАВРИЛОВ


все статьи