Геополитическая хирургия для России

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

«Мы обречены на величие, и либо добудем себе это величие, либо обратимся в ничто. Мы должны быть поэтому народом имперским, полным инициативы и воли к экспансии. Однако Польская Империя может появиться только в определённых географических условиях, в которые нас поставило Провидение, в обретении нами характеристик, абсолютно отличных от характеристик двух соседствующих с нами империй. Мы должны взять на себя нашу давнюю историческую миссию, но в изменившихся условиях…» Это фрагмент идеологического манифеста польского журнала «Polityka» 1938 года. Редактором журнала был Ежи Гедройц, расхваливаемый сегодня на все лады российскими либералами как сторонник польско-российской дружбы. Одним из авторов этого манифеста был Адольф Бохенский, известный классик польской геополитической мысли. Он – тоже объект почитания в экспертном сообществе современной Польши. Его тоже, как и Гедройца, изучают, цитируют, о нём пишут, им восхищаются. Говорят о «Польской Империи» и параллельно с этим обрушиваются на Россию, обвиняя её в имперских замашках и экспансионизме.

Нас долго убеждали в том, что после развала Советского Союза мы заживём в тиши да благодати, где нет врагов, а кругом одни друзья. Всё оказалось наоборот. Сейчас, когда оборонный потенциал России уже не тот, что двадцать лет назад, Запад сосредоточился на призывах к ослаблению вертикали власти в РФ и наделению российских регионов большими полномочиями. Какой-нибудь Мэтью Роянски, эксперт Фонда Карнеги, настоятельно рекомендует, например, американским властям не оставлять без внимания подрастающее поколение россиян и основательно заняться их вовлечением в орбиту американского влияния. По мнению М. Роянски, это особенно важно в связи с приходом к власти В.Путина, при котором молодёжь могут увлечь патриотические проекты. И призывает финансировать создание групп активистов – религиозных, политических, молодёжных, призывает создавать группы молодёжных посредников между региональными и центральными властями (1). Такие «посредники», всемерно препятствуя под прикрытием демократической риторики работе центра в регионах и абсолютизируя региональные особенности в ущерб общегосударственному строительству, начнут возрождать губительное для России областничество.

Централизация власти в России всегда трактовалась Западом как зло. Ещё бы! Именно из-за неё российские губернии держались вместе за Москву, а Москва – за них. Разрушить крепкое, централизованное государство не просто. Над этим вопросом в 1920-х размышлял ещё Юзеф Пилсудский, идеолог проекта «Междуморья» - создания между Чёрным и Балтийским морем группки (не)зависимых государств как буфера между Польшей и Россией. Польша, самое крупное среди этих государств, добилась бы тогда статуса лидера в масштабах всей Центрально-Восточной Европы.

Параллельно проекту «Междуморья» развивалась концепция польского прометеизма - мессианского служения Польши на благо всех народов Европы и их борьбе с российским варварством. Польшу сравнивали с легендарным Прометеем, который нёс огонь свободы людям и поплатился за это жизнью. Девизом польского прометеизма был лозунг польских повстанцев XIX века «За нашу и вашу свободу!». О том, что этим лозунгом повстанцы пытались привлечь на свою сторону недружественных им малороссов и белорусов, прометеевцы 1920-х – 1930-х предпочитали умалчивать. В межвоенной Польше на прометейскую идею работал Восточный институт в Варшаве, а в Париже действовала организация «Прометей». Ячейки организации существовали в Хельсинки, Праге, Берлине и даже в далёких от Польши, но близких к южным и восточным рубежам Советского Союза Тегеране и Харбине.

Целью организации «Прометей» было расчленение по национальным швам (создание отдельных государств Белоруссии, Украины, Грузии, Азербайджана, Армении, Туркестана) не только Советского Союза, но и РСФСР (откол Карелии, Коми, Крыма, Кубани, Дона, Северного Кавказа). Планировалось создание новых государств – Ингрии (район проживания финнов-ингерманландцев) и Идель-Урала (территория расселения татар и башкир). Тогда же польская разведка установила контакты с сепаратистами из Грузии (Ное Рамишвили, Николай Чхеидзе), Казахстана (Мустафа Шокай), России (Михаил Фролов), Украины (Александр Шульгин, Владимир Прокопович), а также Крыма, Азербайджана, Кабарды, Татарстана и др. Государства из числа противников России взяли на себя содержание многочисленных «правительств в изгнании», которые целыми косяками хлынули за границу просить денежного вспомоществования. В Праге приютили казачьих сепаратистов Дона и Кубани. В Париже – сепаратистов грузинских, армянских и татаро-башкирских. В Стамбуле – азербайджанских, крымско-татарских и северокавказских. В Варшаве – украинских и туркестанских. Официальным рупором прометейской идеи были издававшиеся в Париже журналы «Прометей» («Prométhée») (1926-1938) и «Прометейское обозрение» («La Revue de Prométhée») (1938-1940).

Конец деятельности организации «Прометей» наступил в 1939 г. После освобождения Польши от немецко-фашистских захватчиков о возрождении концепции «Междуморья» и идеологии прометеизма не могло быть и речи. Польская разведка уже не помогала прометеевцам, а, наоборот, выслеживала их и отдавала в руки правосудия. И только эмигрантские круги по-прежнему размышляли (на будущее) о способах разрыва России на мелкие лоскутки.

С переходом Польши из лагеря социалистического в лагерь капиталистический доктрина прометеизма получила второе дыхание. Работающие над ней исследовательские центры переместились из-за океана в Польшу, ближе к российским границам. Сегодня идеологию польского прометеизма активно поддерживает и пропагандирует специализированный портал «Прометейское обозрение» («Przegląd Prometejski») вместе с Отделом изучения Востока Варшавского университета. Здесь появляются статьи и лекции польских политологов, историков, публицистов, воспевающие геополитическое наследие Ю. Пилсудского, проводятся международные конференции. Названия некоторых материалов звучат буквально так: «Через Украину и Кавказ – на Петербург» (2). Один из авторов, указывая на факт готовности крымских татар в 1920 г. перейти под польский протекторат, сокрушается: мы могли бы теперь иметь крымское воеводство, но жаль, не получилось. Там же рекламируются книги, посвящённые прометейской идее. На обложке одной из них - прометейский девиз «За нашу и вашу свободу!» окружён, как указано, «гербами прометейских народов».

В связи с этим возникают следующие вопросы:

1.     Какова бы была реакция польской общественности и официальной Варшавы, если бы в Москве открыто действовала экспертно-аналитическая площадка, специализирующаяся на методах развала Польши по национальным швам? Ведь кроме поляков в Польше проживают ещё кашубы (300 000 человек). Кстати, польский премьер Дональд Туск - по национальности не поляк, а кашуб.

2.     На чём держится уверенность сторонников прометеизма в том, что российские народы ждут не дождутся помощи от Польши в борьбе против «кремлёвского ига»? Указывая на жалкую кучку эмигрантов-перебежчиков разных национальностей, идеологи прометеизма объявляют их на весь мир посланниками «подневольных народов России», умалчивая о десятках и сотнях тысяч азербайджанцев, грузин, армян, мордвы, карелов, татар, башкир, кабардинцев, ингушей, строивших и укреплявших вместе с великороссами политическое здание Российской империи и потом Советского Союза.

3.     Апологеты прометеизма пытаются представить геополитическую фрагментацию и раздробленность Исторической России гарантией свободы народов. Своим кашубам, а также украино-белорусскому меньшинству поляки о тождестве сепаратизма и благополучия не говорят, а скармливают этот идеологический «комбикорм» россиянам и их соседям. А не лучше ли задаться вопросом: что было бы с этими народами в случае успеха прометейской доктрины? Что было бы с их детьми и внуками, очутись они по воле заграничных стратегов в абсолютно слабых, децентрализованных, несамостоятельных «сарафанных» государствах, разбросанных от Кубани до Чукотки? Жизнь в куче псевдо-государственных осколков, беспомощных в военно-политическом отношении, междоусобные войны, коррупция, кровопролитие, а кое-где и банальный голод... Или в судьбе постсоветских территорий мало тому примеров?

Старая идея прометеизма, или призвания Польши к борьбе с Россией во благо Европы сегодня возрождается как американо-польская доктрина. Это – стратегическая заготовка на ближайшее будущее, которую подпитывают уже разработанные на Западе проекты Великой Черкесии, независимых Ингерманландии, Чечни, Кабарды, Дагестана, суверенной Сибири и заново конструируемой Мерянии…

Примечания

1) Matthew Rojansky «Engaging the Post-Soviet Generation in Russia» , National Interest , October 21, 2011

2) Andrzej Nowak: Przez Ukrainę i Kaukaz na Petersburg: początek drogi do koncepcji prometejskich w polskiej myśli politycznej( «Przegląd Prometejski»)