Обама атакует Чавеса. Состоятся ли президентские выборы в Венесуэле?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

За десять месяцев до президентских выборов в Венесуэле Барак Обама дал интервью газете «Универсаль», самой консервативной и античавистской в стране. Если до последнего времени между Чавесом и Обамой существовало что-то вроде негласного «пакта о ненападении», отказа от острых словесных перепалок, обычных при Дж. Буше-младшем, то это провокационное интервью стало мобилизующим сигналом для всех внутренних врагов боливарианского режима. 

Обама обвинил Чавеса в «ограничении прав венесуэльского народа», «создании угроз для основных демократических ценностей», пренебрежении к решению вопросов региональной безопасности. К “вопросам безопасности” Обама относит, помимо прочего, поддержание Венесуэлой дружеских связей с Ираном, Сирией и Кубой. По мнению хозяина Белого дома, эти отношения “малорентабельны” для Каракаса, то есть должны быть полностью свёрнуты. Чавес отреагировал на слова Обамы бескомпромиссно: “Всё, что говорит президент Соединённых Штатов или те лица, которые входят в число его советников, является частью той огромной лжи, которую они фабрикуют, чтобы оправдать любую агрессию против наших стран”. 

“Ты, Обама, лицемер, - заявил Чавес. - Не будь таким безответственным, оставь нас в покое. Мы – свободные люди и никогда не будем колонией, ни твоей, ни кого-либо ещё… У тебя – африканские корни. Но то, что ты творишь, вызывает сожаление. Спроси, что думает о тебе негритянское население твоей страны: одно громадное разочарование. Спроси своих сородичей в Африке, которые верили в тебя из-за цвета твоей кожи, потому что твой отец оттуда, из Африки. Но сейчас ты вызываешь чувство стыда у этих людей».

Дал отпор президенту США и Дьосдадо Кабельо, видный руководитель Единой социалистической партии Венесуэлы, которого многие считают наиболее вероятным преемником Чавеса: «Мы отвергаем высказывания Обамы по поводу внешней политики Венесуэлы и наших связей с Ираном, обвиняемым в применении насилия. Если кто-то прибегает к насилию и терроризму, так это Соединённые Штаты. Вместе со своим «клубом друзей» именно они являются главными мировыми террористами. На их счету более миллиона убитых в Ираке, немало жертв в Ливии. В США говорят о демократии, свободе прессы, но злоупотреблений с их стороны всё больше. Мы ничего не имеем против североамериканцев. Наоборот, мы сочувствуем им, потому что их правительство – антинародное». 

О закулисных манёврах администрации Обамы по подготовке в стране вместо выборов “цветной революции” боливарианское руководство знает давно. Внешне в центре внимания Вашингтона – процесс по выдвижению единого кандидата от оппозиции. На февраль намечены “праймериз”, в которых планируют участвовать шестеро претендентов от Блока демократического единства (MUD). Есть и политики-самовыдвиженцы. Все они выступают с позиций неприятия боливарианской революции и её лидера. Ненависть к Уго Чавесу – объединяющий фактор. Что касается президентских программ претендентов, то они крайне расплывчаты и голословны. “Некоторые оппозиционеры присваивают наши лозунги, - сетуют сторонники Чавеса. – Они вынуждены мимикрировать и приспосабливаться, вводить электорат в заблуждение”. Но и это не помогает, хотя кандидаты от оппозиции имеют возможность влиять на избирателей через электронные и печатные СМИ, бóльшая часть которых принадлежит оппозиционным структурам. Если ранее в “праймериз” планировали принять участие 30-35 % электората, то сейчас прогнозируются куда более скромные 20-22 %. 

По этой причине в лагере оппозиции всё чаще раздаются призывы отказаться от “праймериз” и подобрать компромиссную объединяющую фигуру. Здесь без вмешательства “кукловодов” из Вашингтона не обойтись. За ними решающее слово. Вот один из претендентов - Леопольдо Лопес, выпускник Гарвардского университета. В 2002-2005 гг. он подстрекал молодёжь к уличным беспорядкам, походу на президентский дворец, захвату власти. Его “рабочие отношения” с ЦРУ восходят к временам создания неправительственной организации “Прежде всего справедливость” (“Primero Justicia”), трансформированной позднее в партию. К нынешнему избирательному циклу Лопес создал другую партию «Народная воля» («Voluntad Popular»), финансирование которой обеспечивается из тех же фондов спецслужб США, Госдепартамента/USAID. Лопес делает всё возможное, чтобы избиратели забыли о его экстремистском прошлом, коррупционных скандалах в бытность алькальдом Чакао, привилегированного района Каракаса. Ныне Лопес - честный демократ, сторонник диалога и компромиссов, энтузиаст использования социальных сетей для пропаганды своего обновлённого имиджа. Сегодня он позиционирует себя в качестве «народного кандидата», поэтому время от времени выходит на грязные улочки городских трущоб, обнимает старушек и обещает раз и навсегда искоренить преступность. 

В аналогичном ключе ведёт избирательную кампанию Энрике Каприлес Радонски, лидер партии «Primero Justicia”, губернатор штата Миранда. Его избирательная кампания финансируется не только североамериканскими фондами, но и еврейской общиной. В Вашингтоне Радонски считают политиком, способным преподнести любой сюрприз. Именно ему в ноябре 2008 года Дьосдадо Кабельо проиграл на губернаторских выборах. Хотя Радонски старался не светиться в акциях экстремистского характера, полностью избежать этого ему не удалось. В апреле 2002 года, в дни антиправительственного переворота, Радонски участвовал в осаде кубинского посольства, в котором, как считали заговорщики, укрылись деятели боливарианского правительства. У посла Кубы Радонски потребовал разрешения на обыск помещений. Получив категорический отказ, Радонски пригрозил использовать силу для проникновения в посольство, на что кубинец ответил: “Мы будем защищаться”. На штурм миссии оппозиция не решилась, но автомашины с дипломатическими номерами были изуродованы, телефонная проводка перерезана, электричество, вода и газ отключены. После нормализации обстановки Энрике Каприлес Радонски был арестован и провёл несколько месяцев в тюрьме. 

Женское лицо венесуэльской оппозиции представляет Мария Корина Мачадо. Эту хрупкую домохозяйку, у которой трое детей и железная воля, знают сейчас все венесуэльцы. Образ раскручен по максимуму. Мачадо - один из самых успешных проектов ЦРУ, направленных на дестабилизацию боливарианского режима. В 2001 году Марикори, как зовут её в Венесуэле, участвовала в создании НПО SUMATE. Главной заявленной задачей организации было осуществление контроля над проведением выборов и референдумов, выявление подтасовок и махинаций с голосами избирателей. На деле деятельность SUMATE была посвящена компрометации Национального избирательного совета. Финансирование SUMATE осуществлялось через Национальный фонд поддержки демократии (NED), основанный в 1983 году Конгрессом США. Немалые средства поступали из фондов ЦРУ, которое рассчитывало использовать Мачадо в долгосрочной перспективе. В мае 2005 года кураторы Марикори организовали ей встречу с президентом Бушем в Белом доме. Естественно, обсуждались вопросы правозащитной деятельности, противодействия «диктатору», восстановления в Венесуэле «подлинной демократии». После избрания в Национальную ассамблею в сентябре 2010 года Марикори заявила о своих президентских планах. Она назвала дальнейшее пребывание Чавеса у власти «национальной угрозой» и предсказала победу оппозиции на президентских выборах 7 октября 2012 года: «Мы в последний раз отмечаем Рождество в условиях тирании и страха». В её внешнеполитических планах (и других кандидатов MUD) – ликвидация интеграционного блока ALBA, отказ от членства в Mercosur, пересмотр нефтяной политики с латиноамериканскими и карибскими странами, дистанцирование от Кубы. Первоочередные задачи, которые намерена решить Мачадо в случае победы, - нормализация отношений с Соединёнными Штатами и восстановление дипломатических связей с Израилем.

Интересы США в Венесуэле сейчас представляет поверенный в делах Джеймс Дерхам (James M. Derjam). Этот опытный дипломат, находившийся в отставке после 30 лет службы, был снова востребован Госдепартаментом. Освоившись в Венесуэле, Дерхам сделал несколько осторожных заявлений, смысл которых в том, что Вашингтон хочет доброжелательных отношений с Каракасом, но сейчас они сложные и даже трудные; однако в качестве торгового партнёра Венесуэла представляет для США большой интерес, поскольку «экспорт американских товаров в страну равен почти 12 млрд. долларов». Попытки Дерхама наладить позитивный диалог пошли насмарку после интервью Обамы газете «Универсаль». 

Победить Чавеса с помощью выборов оппозиции вряд ли удастся. По последним опросам, его поддерживает не менее 60% избирателей. Размах и разнообразие социальных программ, которые ориентированы на улучшение жизни венесуэльцев, не оставляют оппозиции пространства для манёвра. Демагогические обещания не срабатывают. Чавес по этому поводу сказал: “Чем больше молчат кандидаты от оппозиции, тем привлекательнее они выглядят”. Чавес не исключает, что судьба его страны в 2012 году будет решаться по сценарию, подготовленному в лабораториях тайной войны «сверхдержавы». Обама – ставленник ВПК США, он даст согласие на любую авантюру в Венесуэле…

Поддержит авантюру «пятая колонна», которую в Венесуэле постоянно подпитывают, обучая на специальных курсах «молодёжных лидеров цветной революции». Вербуются наёмники в Мексике, странах Центральной Америки, Колумбии. Когда улицы захватят провокаторы, кандидаты в президенты от MUD легко отбросят свою демократическую риторику. В дни провалившегося апрельского переворота 2002 года оппозиция не успела в полной мере проявить свой звериный оскал. Всё ограничилось избиениями и издевательствами над чавистами. На этот раз планируется иной, более жёсткий, вариант развития событий. Империя собирается дать показательный урок Латинской Америке.