Об истоках войны в Ливии. Откровения бывшего министра иностранных дел Франции

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Внешне события 2011 года в Ливии выглядит так, будто решение о военной акции против этой страны было принято лишь в феврале-марте. При подготовке в январе 2011 года обсуждения в ООН ситуации с правами человека в Ливии ни одно государство мира не выразило «озабоченности» состоянием прав человека в Ливии, мало того - неоднократно делались реверансы в сторону ливийских властей как добившихся выдающихся достижений в этой области. Что же говорили в те дни главные враги Ливии, выступившие против неё передовым отрядом войны несколько недель спустя?

Например, Катар не только не критиковал ливийские власти, но и «высоко оценил правовую базу защиты прав человека в Ливии и … гарантии их осуществления». Катар внёс тогда всего одну рекомендацию: «Продолжать работу по улучшению положения населения и его материального благосостояния с учетом отмены экономических санкций, введенных в 1990-е годы». (1) США предложили Ливии «рассмотреть возможность присоединения к Протоколу 1967 года к Конвенции Организации Объединенных Наций о статусе беженцев». (2) Предложение странное, ибо никто не может требовать от государств участвовать в тех или иных международных договорах, особенно если такие требования исходят от страны, которая сама не участвует в значительном числе международных соглашений, в том числе по правам человека (США до сих пор не являются участниками Конвенции ООН по правам ребёнка!). В целом сами формулировки большинства рекомендаций различных государств служили признанием заслуг правительства Ливии в развитии прав человека и начинались словами «продолжать работу», «развивать и далее». А Судан вообще предложил следующее: «Призвать Ливийскую Арабскую Джамахирию… поделиться с другими странами накопленным опытом в обеспечении адекватного уровня жизни для семей с низким уровнем доходов, особенно на основе предоставления им пакета инвестиционных возможностей». (3) За несколько недель до начала вооружённой агрессии президент Франции Н.Саркози принимал в Париже М. Каддафи со всеми почестями.

Однако имеются факты, позволяющие утверждать, что против Ливии длительное время велась игра на усыпление бдительности ливийского руководства.Кстати, со стороны Судана тоже.

В только что вышедшей в Париже книге «Саркози под БХЛ» (4), написанной бывшим министром иностранных дел Франции Роланом Дюма (5) совместно с известным адвокатом Жаком Вержесом, (6) дан подробный анализ ответственности президента Франции за преступления против человечности, совершённые французскими войсками в Ливии. В частности, показано, что французское законодательство (с учётом участия Франции в Статуте Международного уголовного суда и принятия специального закона, инкорпорирующего Статут МУС во французское право) допускает возможность суда над действующим главой французского государства. Р.Дюма и Ж.Вержес выдвигают обвинения в отношении Н.Саркози за бомбардировки ливийских городов и находящихся там, в частности, общественных и жилых зданий, объектов, обеспечивающих жизнеобеспечение населения, культурных ценностей. Они документально опровергают официальные утверждения руководства НАТО об отсутствии гибели гражданского населения. (7) Одна из глав книги заканчивается словами: «Нет, мсье Саркози, Вы не являетесь наследником генерала Де Голля, так же, как и Жискара д’Эстена или Франсуа Миттерана».

Это весьма важное утверждение. Я понял это после встреч с Роланом Дюма и Жаком Вержесом несколько недель назад в Париже на весьма необычной конференции.

9 декабря в самом центре столицы государства, выступившего главным застрельщиком вооружённой агрессии против Ливии, собрались юристы, представители научной общественности и средств массовой информации Франции для обсуждения международно-правовых аспектов войны против Ливии. (8) Докладчиками на круглом столе выступили четверо участников: профессора международного права Х.Кёхлер (Австрия) и Р.Меркель (Германия), Россию представлял автор настоящей статьи, Францию - бывший министр иностранных дел страны Ролан Дюма. Выступление последнего было столь необычным и неожиданно откровенным, что оно требует особого внимания.

«Всё началось в 1983 году, - заявил Р.Дюма. (9) - Будучи депутатом парламента, я получил секретное поручение от президента Ф.Миттерана установить хорошие отношения с Ливией. Мне удалось несколько раз посетить с этой целью Ливию таким образом, что об этом не знал даже французский посол в Триполи. Однако после того, как я стал министром иностранных дел, начались массированные попытки США свернуть нас с этого пути. В 1985 году в Париж прибыла делегация Пентагона, которая убеждала меня в том, что Каддафи готовит химическое оружие. Они пытались убедить меня (а через меня воздействовать на Миттерана) в том, что Франция должна бомбить Ливию, потому что Каддафи стал угрозой Западу. Я разозлился и спросил их, если всё это так, то почему тогда граждане США ездят в Ливию без виз и занимаются там нефтяным бизнесом... В 1988 году премьер-министр Франции Ж.Ширак получил запрос от США разрешить пролёт в воздушном пространстве Франции ста американских самолётов для бомбардировок Ливии. Я рекомендовал Миттерану отказать. Думаю, что он ожидал от меня именно такой рекомендации и согласился с ней. Несмотря на то, что Ширак не был согласен с нашей позицией, он подчинился решению президента. Отказ Франции предоставить своё воздушное пространство не отменил бомбардировки Ливии, но задержал операцию на 20 часов… Все эти годы Франция сопротивлялась давлению США совершить агрессию против Ливии, но теперь мы сдались. Более того, Франция возглавила эту войну».

Конечно, подготовка войны против Ливии задолго до февраля 2011 года была очевидной, но, пожалуй, впервые об этом столь подробно и откровенно рассказал непосредственный участник событий. Откровения Ролана Дюма не только раскрывают кухню политики НАТО, но и не оставляют никаких сомнений в том, что все последние волнения в арабских странах были хорошо подготовленной спецоперацией.

Продолжающиеся в настоящее время попытки уничтожения сирийского государства также должны быть рассмотрены в более широком контексте не «арабской весны», а нескольких последних десятилетий, включая создание Международного уголовного суда, с помощью которого были поставлены в зависимость более ста сорока стран мира. (10) Правда, ряд государств нашли в себе мужество отказаться от участия в этой «добровольной» реколонизации. Так, Ливия Статут МУС не подписала. Поэтому пришлось задействовать механизм Совета Безопасности ООН («передача» ситуации в Ливии в МУС). Сирия поступила более гибко, и Статут подписала (в 2000 году), но не ратифицировала его до сих пор. Вероятно, на Западе понимали, что подписание Статута со стороны Сирии является отвлекающим манёвром, и привели в действие дополнительные механизмы. Сейчас с большой долей уверенности можно предположить, что убийство премьер-министра Ливана Р.Харири в 2005 году было совершено исключительно для того, чтобы создать «международный» механизм для расправы с Сирией. Сначала была создана «международная» следственная комиссия, а затем был создан Международный трибунал по Ливану. (11) Однако главной целью этого Трибунала являются отнюдь не ливанцы как таковые, а просирийские силы в Ливане, через которых удар будет нанесён Сирии.

Никаких иллюзий быть не должно – сегодня главной мишенью является именно Сирия. Сколько же десятилетий пройдёт, прежде чем мы узнаем от участников нынешних событий о грязной кухне подготовки к уничтожению этой страны?

А.Мезяев и Р.Дюма на круглом столе в Париже 9 декабря 2011 г.

Авторы книги «Саркози под BHL» и адвокаты, подавшие иск против президента Франции за военные преступления в Ливии Р.Дюма и Ж.Вержес

(1) Совет по правам человека. Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору. Ливийская Арабская Джамахирия, // Документ ООН: A/HRC/16/15 от 4 января 2011 года. С.7,21.

(2) Там же. С.25.

(3) Там же. С.21.

(4) Сокращение от Bernard-Henri vy – Бернара Анри Леви – имени французского провокатора (формально – «журналиста и философа»). BHL принимал активное участие в призывах властей Франции совершить военное вторжение в Ливию. Вёл репортажи из Южной Осетии в августе 2008 года. В настоящее время призывает к военному вторжению Франции в Сирию.

(5) Ролан Дюма. Юрист. Депутат парламента (Национальной ассамблеи) Франции (от Социалистической партии) с 1956 по 1995 годы. С 1983 года – министр по европейским делам. С 1984 по 1993 годы - министр иностранных дел Франции в правительстве Франсуа Миттерана. Председатель Конституционного Совета Франции с 1995 по 2000 годы. Был признан виновным в суде за критику прокурора в одной из своих книг, однако в 2010 году Европейский Суд по правам человека признал данный приговор незаконным. В мае 2011 года вместе с адвокатом Жаком Вержесом подал иск в Международный уголовный суд против президента Франции Н.Саркози за преступления против человечности, совершённые войсками Франции в составе операции НАТО в Ливии.

(6) Жак Вержес в настоящее время является адвокатом бывшего президента Народной Республики Кампучия Кхиеу Сампфана в Международном трибунале по Камбодже. До этого защищал бывшего президента Мали Муссу Траоре, бывшего президента Кот-д’Ивуара Лорана Гбагбо, бывшего министра иностранных дел Ирака Тарика Азиза, Карлоса Ильича Рамиреса Санчеса, Клауса Барбье, и других.

(7) Dumas R., Verges J., Sarkozy sous BHL, Pierre-Guillaume de Roux, Paris. 2011.

(8) Круглый стол проводился под эгидой Института демократии и сотрудничества. (См. официальный сайт Института и информацию о конференции: http://www.idc-europe.org/fr/Table-ronde-sur--Le-conflit-libyen-et-le-d….-) С текстом выступления автора настоящей статьи на конференции можно ознакомиться: http://www.idc-europe.org/fr/--Les-violations-du-droit-international-da…--

(9) При изложении выступления пользуюсь собственными записями, сделанными мною на слух во время выступления Р.Дюма. (Текст выступления Р.Дюма пока не опубликован).

(10) По состоянию на 28 декабря 2011 года Статут МУС подписали 139 государств, из которых 120 его ратифицировали.  Последним присоединившимся к Статуту МУС государством стал созданный в этом году Южный Судан.

(11) Специальный Трибунал по Ливану был создан вне рамок действующего международного права путём принятия резолюции Совета Безопасности ООН. Россия при голосовании воздержалась, заявив, что глава VII Устава ООН, на основании которой якобы и создаётся трибунал, не применима в данной ситуации.