Сирия: поиски новых вариантов легитимации агрессии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Последние недели ситуация в Сирии развивается в направлении, вызывающем новые опасения. 24 января состоялось очередное заседание Совета Безопасности ООН. Учитывая, что усилиями России ситуация в Сирии не получила своего официального отдельного закрепления в повестке дня СБ, положение в стране рассматривалось в завуалированном виде.

Формально заседание Совета называлось «Положение на Ближнем Востоке». Помощник Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Оскар Фернандес-Таранко начал с палестинского вопроса (подготовка всеобъемлющих переговоров между израильтянами и палестинцами, эскалация насилия в Секторе Газа и на Западном берегу), плавно перешёл к ситуации вдоль ливано-сирийской границы, а затем и к самой Сирии. О.Фернандес-Таранко привлек внимание к отсутствию безопасности на ливано-сирийской границе, а также о том, что на середину января в Ливане было зарегистрировано 5660 сирийских беженцев. Хорошее начало для того, чтобы перейти к виновникам в надвигающейся новой «гуманитарной катастрофе» - то есть к сирийским властям. Так на заседании СБ стал продвигаться план, принятый Лигой арабских государств 22 января. Однако заседание завершилось без принятия каких-либо резолюций. Россия и Китай твёрдо выступили против вмешательства во внутренние дела Сирии. Представитель Российской Федерации в Совбезе подчеркнул, что Ближний Восток переживает масштабные трансформации и призвал дать народам этого региона самостоятельно определять свою судьбу. «Попытки же внешних сил осуществлять дистанционное манипулирование, привести к власти одни политические, этнические и религиозные группы взамен других в угоду собственным интересам чреваты тяжелейшими последствиями...» - заявил посол России.

На сегодняшний день в СБ ООН сложилась сложная ситуация. Члены Совбеза разделились на два лагеря, и каждый представил свой проект по ситуации в Сирии. Западный проект был заблокирован применением вето России и Китая 4 октября 2011 года. В свою очередь, Россия подготовила свою резолюцию. Впоследствии к разработке проекта присоединился Китай, а недавно было объявлено, что это уже фактически резолюция группы БРИКС. (1) Следует учитывать, что на сегодняшний день в Совет Безопасности входят все члены БРИКС, кроме Бразилии (Индия и Южная Африка).

Данное заседание СБ ООН активно готовилось и Западом, и государствами-членами ЛАГ. Перед заседанием ответственный за ближневосточную политику России заместитель министра иностранных дел РФ М.Л.Богданов принял сразу двух посланников: сначала посла Сирии в Москве Р.Хаддада, (2) а затем заместителя госсекретаря США Дж. Фельтмана. (3) На встрече с американцем с российской стороны особо подчеркивалось, что реакция мирового сообщества на внутренние процессы в отдельных государствах должна быть предельно ответственной и выверенной, а имеющиеся проблемы необходимо решать ненасильственным путем, при соблюдении центральной роли СБ ООН в обеспечении международного мира и безопасности. Несмотря на то, что министр иностранных дел России чётко заявил, что в вопросе поставок российского оружия Сирии мы не считаем необходимым в чём-либо оправдываться, ибо РФ не нарушает никаких международных договоренностей, никаких резолюций Совета Безопасности и торгует с Сирией только тем, что не запрещено международным правом, (4) Дж. Фельтман вновь поставил вопрос о поставках российского оружия в Сирию.

О том, что ситуация вокруг Сирии постепенно скатывается к военному решению, стало ясно на пресс-конференции С.В.Лаврова: «Если кто-то вознамерился любой ценой применить силу – а я уже слышал призывы ввести в Сирию какие-то арабские войска – едва ли мы сможем воспрепятствовать этому. Но пусть такое происходит по их инициативе и будет на совести инициаторов. Никаких полномочий от Совета Безопасности ООН они не получат». Однако отсутствие санкции СБ ООН на агрессию успокаивают мало. Провал обоснования агрессии с помощью резолюции СБ ООН заставляет искать иные пути. В НАТО заговорили о введении «бесполётной зоны», несмотря на то что такая мера не предусмотрена ни одним международно-правовым актом, напротив, она прямо противоречит Уставу ООН, построенному на принципе суверенитета государств; воздушное пространство является такой же частью суверенной территории государства, как и сухопутная его часть.

Всё больше вырисовывается вариант «регионального вторжения» со стороны ЛАГ или группы стран-членов ЛАГ. Обращает на себя внимание, что именно в этот момент начинает поиски новых оснований для военного вторжения в Сирию (и не только в Сирию!) Генсек ООН Пан Ги Мун. Именно в эти дни он призвал использовать теорию «ответственности за защиту» на практике как можно чаще! Особенно, как подчеркнул Пан Ги Мун, в тех случаях, когда «власти не могут или не хотят выполнять свои обязанности сами». (5) А ведь эта теория опять-таки не закреплена ни в одном международно-правовом акте! Фактически у нас на глазах формируется какое-то виртуальное несуществующее международное право, нигде не зафиксированное, кроме как в фантазиях нескольких высших международных функционеров.

Искать новые варианты заставляют и итоги работы Миссии Лиги арабских государств. После последнего заседания Лиги, на которой было принято решение о продлении миссии, хлопнули дверью главные застрельщики военной авантюры – Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн и примкнувшие к ним Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Они заявили об отзыве своих наблюдателей из Миссии ЛАГ в Сирии. (6) Им явно не удалось убедить в отзыве своих членов Миссии других государств-членов. Результаты работы Миссии оказались не теми, какие ожидали «отказники». Так, глава миссии суданский генерал Мухаммед ад-Даби прямо заявил, что присутствие наблюдателей Лиги арабских государств позитивно сказалось на ситуации в этой стране и привело к снижению уровня насилия: «После прибытия миссии столкновения между правительственными силами и вооруженной оппозицией начали постепенно сокращаться, а в настоящее время вообще сошли на нет». (7) Действительно, за время нахождения членов Миссии ЛАГ в Сирии произошёл ряд положительных сдвигов. Так, 28 декабря 2011 года были освобождены 912 «политических» заключённых, арестованных в период после 15 марта, то есть после начала активных террористических актов в Сирии. (8) 8 января президент страны освободил ещё пятьсот пятьдесят два (9). До этого только в ноябре были освобождены более двух с половиной тысяч таких «политических». Кстати, 7 марта 2011 года Башар Асад объявил амнистию всем тем, кто был арестован до этой даты! Всего за этот период было объявлено семь амнистий!

Особо хочется сказать о роли Турции. Несмотря на наличие объективных факторов застарелой напряжённости между Анкарой и Дамаском, имеются основания полагать, что Турцию вынуждают участвовать в этой авантюре. Нельзя исключать, что, принимая участие в уже начавшемся вооруженном нападении на Сирию (пусть пока и в «текучей» форме), Турция, таким образом, пытается оттянуть аналогичный сценарий для себя. Ведь не случайно именно в 2010-2011 году в Турции произошли странные события с арестом нескольких сотен генералов и высших офицеров по подозрению в подготовке сразу нескольких (!) государственных переворотов. И вот уже 8 января текущего года турецкие власти производят новый арест – высокопоставленного генерала Илькера Басбуга, и также в связи с заговором свергнуть правительство. Не случайно именно в ноябре прошлого года начался процесс над бывшим президентом Турции генералом Кенаном Эвреном за участие в перевороте 1980 года. Не правда ли, самое подходящее время для такого суда спустя тридцать два года после событий?

По имеющимся сведениям, на турецко-сирийской границе скопилось от 600 до 1500 ливийских наёмников, среди которых находится и Абдель-Хаким Бельхадж (кстати, хороший урок сирийским властям не поддаваться на требования международных «посредников» и не проводить амнистий террористов). Вполне вероятно, что Анкаре очень хочется избавиться от такого присутствия. Турция явно балансирует на грани собственной «арабской весны», и лишь отсутствие соответствующего ракурса подачи информации в СМИ позволяет ей сохранять лицо и изображать сохранение «видимой стабильности».

Сирийское правительство опубликовало список государств, из которых были пресечены незаконные поставки в Сирию оружия (10) (среди них фигурируют Ливан, Турция, Ирак и Иордания), однако эта информация не только не становится объектом интереса СМИ, но странным образом не включается в доклады Генсека ООН. Не смог промолчать Пан Ги Мун лишь 26 января, когда был убит глава сирийского комитета Красного Полумесяца. Генсек ООН «осудил это убийство», однако затем «призвал сирийские власти провести расследование»! То есть сформулировал свои «соболезнования» таким образом, чтобы данное убийство выглядело как вина сирийских властей. О террористах, совершивших этот теракт, как и ранее, Генсек ООН даже не упомянул! (11)

Провал операций «Совбез ООН» и «Миссия ЛАГ» заставил ряд членов Лиги выдвинуть новую «инициативу». План заключается в заброске идеи «передачи власти от президента Башара Асада к вице-президенту страны и формирование коалиционного правительства». Тонкость ситуации усиливается ещё и тем, что в Сирии два вице-президента, причём одним из них является Фарук аш-Шараа, ставший партийным активистом Баас ещё до рождения Башара Асада и министром иностранных дел, когда Б.Асаду было всего двадцать лет. Смысл инициативы: речь идёт о попытке разрушить руководство страны изнутри. Идея коварная, хотя уже сам факт её выдвижения показывает, что руководство Сирии сохраняет единство. Поэтому будут изыскиваться всё новые и новые способы его разрушения.

(1) См.: Выступление министра иностранных дел РФ 18 января 2012 года : http://www.mid.ru /brp_4.nsf/newsline /2E2C9EBA19FF4BE14425798900637AEA
(2) http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/069DE31B70A5905A4425798E005A243B
(3) http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/069DE31B70A5905A4425798E005A243B
(4) http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/2E2C9EBA19FF4BE14425798900637AEA
(5) http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=16806
(6) См.: https://www.fondsk.ru/news/2012/01/24/saudovskaja-aravija-i-ee-sojuznik…
(7) https://www.fondsk.ru/news/2012/01/23/glava-missii-lag-schitaet-chto-on…
(8) См. Письмо Постоянного Представителя Сирии в ООН Генеральному секретарю ООН и Президенту СБ ООН, // Документ ООН: S/2012/1 (от 5 января 2012 г.).
(9) См. Письмо Постоянного Представителя Сирии в ООН Генеральному секретарю ООН и Президенту СБ ООН, // Документ ООН: S/2012/36 (от 16 января 2012 г.)
(10) См. Письмо Постоянного Представителя Сирии в ООН Генеральному секретарю ООН, Президенту СБ ООН и Председателю Комитета СБ ООН, созданного резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, // Документ ООН: S/2011/707 (от 15 ноября 2011 г.).
(11) См. Пресс-релиз ООН от 26 января 2012 года: http://www.un.org/ russian/news /fullstorynews.asp? newsID= 16859