Россия vs США в борьбе с афганским наркотрафиком

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В середине февраля США, давно подозреваемые в нежелании бороться с производством наркотиков в оккупируемом ими Афганистане, выдвинули новый план координации деятельности антинаркотических спецслужб стран Центральной Азии. Однако Россия, больше других страдающая от афганского наркотрафика, инициативу США заблокировала. Причина – американская инициатива имеет все шансы дать эффект, прямо противоположный  тому, который, по заявлениям Вашингтона, от неё ожидается.

Суть американского предложения, получившего название «Центральноазиатская антинаркотическая инициатива» (CACI), состоит в создании под руководством и за счет США спецподразделений по борьбе с наркомафией, которые должны располагать широкими полномочиями, в том числе  доступом к оперативной и секретной информации силовых ведомств и спецслужб стран региона. По замыслу американцев в проект должны быть вовлечены все пять стран Центральной Азии, а подпись под заявлением в поддержку этой инициативы помимо них должны поставить США, Россия и Афганистан. Заявление в поддержку CACI США планировали принять на министерской конференции Парижского пакта — крупнейшего международного форума по противодействию наркотрафику из Афганистана, состоявшегося в середине февраля в Вене. Однако принятие заявления не состоялось – этому резко воспротивилась Россия.

В инициативе США наибольшие подозрения вызывает стремление Вашингтона получить доступ к конфиденциальной информации, которая может быть использована для давления на власти центральноазиатских государств. Именно этот аргумент позволил Москве убедить своих союзников по ОДКБ (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию) отказаться от подписания заявления, подготовленного американцами. По мнению российской стороны, инициатива США представляет собой не что иное, как новый способ военно-политического проникновения в Центральную Азию, прикрывающий нежелание на практике, а не на словах бороться с производством и транзитом наркотиков. Свидетельством этого Россия считает стремление США сконцентрироваться на двусторонних отношениях с государствами Центральной Азии, игнорируя при этом интересы РФ и ОДКБ. Ссылки помощника госсекретаря по контролю за наркотиками и охране правопорядка Уильяма Браунфилда на то, что США членом ОДКБ не являются и не имеют в ней даже статуса наблюдателя, выглядят малоубедительно, так как сотрудничеству в борьбе с наркотрафиком это обстоятельство совершенно не мешает.

Тем временем производство наркотиков в Афганистане принимает все более угрожающие масштабы. По данным Агентства ООН по наркотикам и преступности, в 2011 г. производство опиумного мака в Исламской Республике Афганистан (ИРА) по сравнению с 2010 г. увеличилось на 61% - с 3,6 до 5,8 тысячи тонн. При этом посевы опийного мака увеличились всего на 7%, а рост производства был обусловлен, прежде всего, более высокой урожайностью. А самое интересное – это продолжающийся рост стоимости опиума, увеличившейся в 2011 г. на 133%.  Экономически столь значительный рост цен в условиях резкого увеличения производства возможен лишь в том случае, если спрос превышает предложение. В 2010 г. увеличение стоимости опиума было связано как раз с сокращением предложения, так как посевы мака пострадали от грибкового заболевания. Однако в 2011 году объем производства в пораженных грибком районах стал восстанавливаться. Так, в афганских провинциях Каписа, Баглан и Фарьяб, ранее объявленных свободными от наркотиков, в 2011 г. вновь был зафиксирован рост производства опия. За время военного присутствия США в Афганистане производство наркотиков превратилось в одну из ключевых отраслей афганской экономики. Этот красноречивый факт говорит о многом. По данным ООН, в 2011 г. афганские крестьяне заработали на выращивании опиумного мака более 1,4 млрд. долл., что составляет около 9% ВВП Афганистана.

США не в первый раз выступают с идеей ввода на территорию стран Центральной Азии своих сил специального назначения. Так, в сентябре 2009 г. Пентагон заявил о планах размещения во всех пяти государствах региона мобильных подразделений спецназа с задачами охраны Северной сети поставок. В августе 2010 г. США заявили о намерении построить на территории стран региона несколько военных объектов. В частности, фонд по борьбе с наркотиками Центрального командования США планировал выделить свыше 40 млн. долларов на создание военно-тренировочных центров в Оше (Кыргызстан) и Каратоге (Таджикистан), кинологического центра и вертолетного ангара под Алматы (Казахстан), а также обустройство пограничных КПП в Узбекистане, Туркменистане и Киргизии. Большинство этих объектов расположены в стратегически важных точках. Туркменский КПП «Серахс», например, находится на границе с Ираном, а киргизский КПП – под Баткеном, в стратегически важной части Ферганской долины.

Внимание американцев к Южной Киргизии особенно примечательно. Слухи о том, что США стремятся создать на юге республики еще одну военную базу, ходят уже несколько лет. Южная Киргизия с точки зрения наркотрафика располагает крайне выгодным географическим положением. Через ее территорию проходит крупный канал поставок афганских наркотиков в Россию и Европу. По одной из версий, именно наркомафия сыграла ключевую роль в провоцировании ожесточенных межэтнических столкновений в Ошской и Джалал-Абадской областях в июне 2010 года. Интересно и то, что идея размещения в Южной Киргизии военной базы России и/или ОДКБ никакого энтузиазма у киргизского руководства в период правления К. Бакиева не вызывала, тогда как возможность строительства учебного центра США, напротив, приветствовалась.

При этом координация усилий по борьбе с наркотрафиком на уровне ОДКБ в последнее время демонстрирует возрастающую эффективность. В ходе совместной  антинаркотической операции «Канал-2011», проводившейся в декабре 2011 г., спецслужбами государств-участников ОДКБ было изъято около 16 тонн наркотиков, включая 500 килограммов героина, более 9 тонн опия, свыше 2 тонн гашиша и около 130 килограммов кокаина. Следственными органами возбуждено свыше 21 тысячи уголовных дел, в том числе 3400 - за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. К уголовной ответственности привлечены около четырех тысяч человек. В ходе аналогичной операции 2010 г. было перехвачено около 7 тонн наркотиков – в два с лишним раза меньше, хотя число задействованных в ней сотрудников силовых структур было в несколько раз больше. Высокую эффективность демонстрирует и двустороннее сотрудничество РФ со странами Центральной Азии. Так, помощь России позволила киргизским пограничникам за год увеличить объемы перехваченных наркотиков в 23 раза.

На этом фоне настойчивые попытки США создать в Центральной Азии альтернативную систему борьбы с наркотрафиком и поставить ее под свой контроль вызывают обоснованные подозрения, усиливаемые тем, что практически все инициативы по борьбе с производством наркотиков в самом Афганистане американцами решительно отвергаются. На последней конференции стран Парижского пакта в Вене российская сторона выдвинула целый ряд инициатив, включая создание интерактивной цифровой карты наркопосевов в Афганистане, которая позволит их уничтожать, использование для борьбы с наркотрафиком космических систем, укрепление пограничного и таможенного контроля с использованием передовых технологий и т.п. Однако ни одна из них не вызвала  энтузиазма американцев, которые по-прежнему отказываются уничтожать наркопосевы, мотивируя это заботой об афганских крестьянах, которые, мол, будут лишены средств к существованию. Еще более показательно игнорирование американцами инициативы России по контролю за прекурсорами – веществами, без которых невозможно изготовление героина и других сложных опиатов. Введение обязательной кодификации прекурсоров позволило бы отследить, откуда они поставляются, и резко снизить производство тяжелых наркотиков. Однако власти США, видимо, в этом не заинтересованы.

Позиция США в вопросах борьбы с афганским наркотрафиком, а также их попытки в той или иной форме сохранить своё военное присутствие в Афганистане и распространить его на страны Центральной Азии говорят о том, что направление возрастающего потока наркотиков в  сторону России и Европы интересам Соединённых Штатов как минимум не противоречит.