Дипломатическая война между Минском и Брюсселем

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Поводом к возникновению новой напряжённости в отношениях послужило расширение Советом Евросоюза 28 февраля списка «невъездных» на территорию стран ЕС граждан Белоруссии еще на 21 человека (представители судебной системы и правоохранительных органов), причастных, по мнению Брюсселя, к репрессиям против гражданского общества и белорусской оппозиции. 

Интересно, что поначалу Совет Европейского Союза планировал включить в белорусский «черный список» не 21, а 30 человек, в том числе ряд близких к Александру Лукашенко бизнесменов. Среди избегнувших этой участи фигурирует Юрий Чиж - владелец футбольного клуба «Динамо - Минск» и глава группы компаний «Трайпл», занимающихся импортом и переработкой нефти. Против внесения его фамилии в реестр категорически высказалась одна из стран-членов ЕС - Словения. По опубликованной в СМИ информации, Ю.Чиж заключил контракт на 100 млн. евро со словенской строительной компанией «Рико», который мог быть расторгнут, в случае включения олигарха в список. Санкции на представителей белорусского бизнеса Евросоюз готовится распространить в марте.

Накануне утверждения «черного списка» президент Белоруссии выступил с предупредительным заявлением: «Поймите: эти санкции, которыми вы размахиваете перед нашим носом, мы пока терпим. Но как только вы переступите красную линию, мы ответим очень жестко». Так и произошло. В ответ Минск отозвал представителя Белоруссии в ЕС Андрея Евдоченко и посла в Польше Виктора Гайсенка, одновременно порекомендовав главе представительства ЕС Майре Море и послу Польши в Белоруссии Лешеку Шерепке «выехать в свои столицы для консультаций, чтобы довести своему руководству твердую позицию белорусской стороны о неприемлемости давления и санкций». Кроме того, белорусское руководство заявило о закрытии въезда в страну «тем лицам из стран Евросоюза, которые содействовали введению ограничительных мер».

Германия и Польша в свою очередь приняли после этого решение об отзыве своих послов. Затем Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон заявила об отзыве «для консультаций» всех послов стран-членов ЕС в Минске. 

Евросоюз поддержали США. Официальный представитель Госдепартамента Марк Тонер заявил, что Соединенные Штаты «поддерживают своих партнеров и присоединяются к ним, призывая Беларусь прекратить подавление гражданского общества и демократической оппозиции».

Ограничив въезд в Европу еще двадцатке белорусских чиновников, Евросоюз в очередной раз решил проверить «режим Лукашенко» на прочность. Однако вспыхнувшая между Минском и Брюсселем дипломатическая война, по всей видимости, не приведёт ни к чему хорошему никого, о чем свидетельствует опыт предыдущих конфликтов. 

Напомним, что в 1998 году послы европейских стран и США уже покидали белорусскую столицу в знак протеста – в ответ на выселение Александром Лукашенко послов из их резиденций в поселке Дрозды. Через 7 месяцев послы европейских государств вернулись в Минск и приступили к работе, но уже в других зданиях.

В 2008 году в ответ на требование США освободить Александра Козулина и введение антибелорусских экономических санкций, Александр Лукашенко выслал из страны посла США. С того времени бывший кандидат в президенты Беларуси был помилован, однако американское посольство в Минске до сих пор возглавляет чиновник в ранге временного поверенного в делах. 

В данном дипломатическом конфликте действия обеих сторон нельзя назвать взвешенными. В первую очередь - по экономическим соображениям. На фоне финансовых проблем ряда европейских государств (прежде всего Греции, а также Португалии и Испании) Европейский союз заинтересован в поставке белорусских нефтепродуктов. Та же Германия, одной из первых инициировавшая отзыв своего посла, в 2011 году увеличила у Белоруссии закупки (в основном сырой нефти) почти в 4 раза. За 2011 год оборот в торговле Белоруссии с Польшей увеличился на 20%, до 3,2 млрд. долларов. По данным национального статистического комитета Белоруссии, в 2011 году по сравнению с 2010-м экспорт белорусских товаров в страны Европейского союза возрос в 2,1 раза и составил 15,7 млрд. долларов. Основными статьями белорусского экспорта в Европу остаются нефтепродукты и калийные удобрения. 

Минску экономическая сторона сотрудничества важна не меньше, чем Евросоюзу, так как на долю последнего приходится большая часть положительного внешнеторгового баланса Белоруссии. Поэтому заявление о том, что Минск надеется на конструктивный диалог с Европой, – не пустые слова. Эту надежду выразил, в частности, начальник управления информации -  пресс-секретарь белорусского МИД Андрей Савиных. Его точку зрения разделяет и председатель комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Нина Мазай: «Я бы говорила не о готовности Беларуси сделать шаги по выполнению требований ЕС, а о том, что обе стороны имеют свои позиции. И только двусторонний диалог, где стороны спокойно и конструктивно обсуждают проблемы, приведет к результату».

Рано или поздно вспыхнувший конфликт исчерпает себя, как исчерпали себя все предыдущие конфликты такого рода. Попытка вмешаться во внутренние дела Белоруссии закончится ничем. Не только потому, что нынешним европейским политикам национальный лидер калибра Александра Лукашенко, похоже, «не по зубам», но и потому, что Москва не допустит расправы над своим союзником. Это достаточно ясно дал понять премьер-министр России Владимир Путин, когда на встрече с представителями Народного фронта и региональных штабов 29 февраля заметил по поводу дипломатической войны Брюсселя и Минска: «Мы сожалеем. Но это никак не повлияет на ход наших интеграционных процессов».

А если Европа серьезно станет закручивать гайки, Александр Лукашенко выпустит из тюрем бывших кандидатов в президенты, отбывающих срок заключения, относительно честно проведет выборы в парламент, который в Белоруссии ровным счетом ничего не решает, и тогда Брюссель с Минском снова «подружатся». Скорее всего, не надолго. Пройдёт сколько-то времени, и ЕС снова потребует развития демократии в Белоруссии…