Сепаратизм шотландского образца

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

 Лондон пользуется немалой популярностью у «новых русских». И не с точки зрения удобства ведения там бизнеса или английского благонравия, а в основном потому, что, оказавшись на Британских островах, можно не особенно беспокоиться, что тебя передадут в руки интересующихся тобой органов отечественного правосудия.

Что касается бизнеса, то его здесь надо вести по-английски, и никакие нажитые на родине навыки в вопросах возврата НДС или налоговых зачетов здесь не пригодятся. Бизнес  по-английски – это как знаменитый английский  газон: нужно не меньше ста лет, чтобы трава на нем стала нежно зеленой и шелковистой. На такие сроки терпения у российских соотечественников не хватает. Поэтому живут они в Лондоне, что особенно нравится местным торговцам недвижимостью, а дела ведут дома. Известно, что цена в «первой» пятерке особняков, приобретенных в Лондоне выходцами из СНГ, колеблется от 42-х до 150 млн. долларов. Последняя цифра, понятно, относится к особняку Романа Абрамовича 1674 года постройки на улице Кенсингтон Пэлэс Гарденс, которую еще называют «бульваром миллиардеров».

А что касается тамошних нравов, послушаем, что говорит об этом на страницах «The Wall Street Journal» Энтони Дэниэлс, пишущий редактор журнала «City»: «Англичане все больше становятся народом, не имеющим тормозов как внутренних, так и внешних. Столкнувшись с каким-либо препятствием или замечанием в свой адрес, даже пустяковым, они легко переходят к агрессии, а иногда и к насилию. Те же, кому агрессивное поведение и насилие претит, никогда не могут быть уверены в том, что в случае ссоры закон окажется на их стороне. Поэтому для них лучше или легче ничего не замечать, даже если это означает жить в постоянном страхе».

Кучи мусора в общественных местах, повальное пьянство молодежи, полный паралич властей перед этими и другими проблемами. Даже представители среднего класса ведут себя крайне грубо, считая, что этим они проявляют солидарность с низшими слоями общества. По их мнению, имитация поведения люмпенов - это высшая форма проявления сочувствия к ним. На самом деле, они оскорбляют бедных, сами не желая того, ведь нищета и отсутствие хороших манер - это отнюдь не одно и то же. 
 
Причем проявления варварства и даже вандализма в Англии – отнюдь удел не только выходцев из Пакистана или Гайаны. Грешат этим и чистопородные англосаксы. В августовских погромах 2011 года в Лондоне, Бирмингеме, Манчестер и Бристоле, когда были разграблены многие магазины и даже крупные торговые центры,  принимали участие и потомственные англичане. Например, молодой актер Джейми Вэйлетт, снявшийся в саге о Гарри Потере, участвовал в ограблении супермаркета и был осужден на два года тюрьмы.
Поэтому неудивительно, что в то время, как некоторые «бывшие советские» устремляются в Англию, покупают там футбольные клубы и особняки, многие британцы, наоборот, рвутся покинуть свою страну. Социологические исследования показывают, что уехать мечтают, по крайней мере, 50% граждан Великобритании. 

Желающие покинуть Соединенное Королевство возражают не против высоких налогов (многие хотят уехать во Францию, где налоги тоже немалые), а против грубости и варварства, распространяющихся на Британских островах. Их можно считать «культурными мигрантами», которые ищут страну с меньшим уровнем агрессии.
 
                                                                ***

После краха Lehman Brothers в 2009 году в Великобритании, как и США, была запущена схема т.н. «количественного смягчения» (QE). Банк Англии, ссылаясь на то, что темпы роста инфляции в стране составляли близкие к целевому уровню 2%, начал вливать в экономику деньги при помощи скупки активов, прежде всего британских государственных облигаций, известных как гилты – всего на 325 млрд. фунтов стерлингов. Глава Банка Марвин Килг обещал, что деньги будут «просачиваться в реальную экономику».

Прошло три года. Британская экономика, несмотря на неучастие Лондона в еврозоне, по-прежнему остается слабой.  Причина - в финансовой нестабильности, вызванной кризисом суверенных долгов в Европе, и мер бюджетной экономии,  констатировал в феврале этого года Национальный институт социальных и экономических исследований (NIESR). Доверие потребителей и бизнеса находится на низком уровне, безработица продолжает расти (оценки повышены с 8,7% до 8,9% в 2012 г. и с 8,2% до 8,5% в 2013 г.), её уровень, рассчитанный по стандартам Международной организации труда, в феврале составил 8,3%.

Но это – усредненные данные. Много хуже выглядит ситуация с безработицей среди молодежи. Безработица среди белых англичан в возрасте 24 – 35 лет за последние 4 года увеличилась на пять с лишним процентов – с 15% до 20,8%. Безработица среди «цветного» населения той же возрастной категории возросла за это же время в два раза и достигла 50%, сообщила 10 марта газета «The Telegraph» со ссылкой на данные, опубликованные управлением национальной статистики Великобритании.

В этой обстановке достаточно одной искры, чтобы снова вспыхнули беспорядки по образцу августа 2011 года, только на сей раз в гораздо более крупных масштабах.

Что же касается собственно экономики, то в IV квартале 2011 г. её спад составил 0,2%, такой же результат получен в I квартале нынешнего года. По итогам 2012 года, как считают аналитики Economist Intelligence Unit, спад составит 0,4%.

В середине марта агентство Fitch изменило прогноз по суверенному кредитному рейтингу Великобритании со «стабильного» на «негативный». Изменение прогноза – свидетельство того, что у британского правительства остается мало средств, чтобы противостоять негативному воздействию экономических потрясений.

Бюро национальной статистики 24 апреля сообщило, что дефицит бюджета, определяемый правительством как чистые заимствования государственного сектора, исключая интервенции финансового сектора, снизился до 8,3% процента ВВП в 2011/2012 году против 9,27% в 2010/2011 году. Если учесть, однако, что заимствования в марте достигли 18,17 млрд. фунтов, а общее долговое бремя Великобритании достигло рекордных 1,0225 трлн. фунтов, что эквивалентно 66% ВВП, то возникает вопрос, как при таких условиях происходит сокращение дефицита.

На этот вопрос ответил недавно министр финансов Джордж Осборн. Он сообщил, что в стране на 7 млрд. фунтов стерлингов сокращены социальные выплаты. Кроме того, в 2012 году сокращаются размеры пособий, выплачиваемых нетрудоспособному населению, и отменяются некоторые коммунальные и налоговые льготы. Кроме того, пенсионный возраст британцев увеличивается на один год (до 66 лет), а количество рабочих мест в течение пяти лет сократится на 500 тыс. Иными словами, весь груз выхода из кризиса (если когда-либо Англия из него выйдет) коалиционное правительство консерваторов и либеральных демократов возлагает на наименее обеспеченные слои общества.

Сегодня подавляющему большинству англичан приходится экономить буквально на всем, даже на детях. Как показал социологический опрос в январе этого года, детям в возрастном промежутке от 8 до 15 лет «карманные» недельные выплаты сократились с 6,25 фунтов в 2009 году до 5,9 фунтов в 2010 году. За последнее десятилетие такое падение поступлений в детский бюджет наблюдалось лишь в 2003 году.
 
                                                                ***

Ухудшение социально-экономического положения на Британских островах оживило настроения сепаратизма в Шотландии. Выполняя обещание предоставить шотландцам, валлийцам и ирландцам больше возможностей для самоуправления, Лондон создал 12 лет назад шотландский парламент, который получил право решать некоторые внутренние проблемы. Оборона и внешняя политика остались в компетенции центра.

Однако процесс передачи полномочий от центра к регионам на этом не остановился. В январе 2012 года Алекс Салмонд, руководитель Шотландской  национальной партии (ШНП) и первый министр Шотландии, изложил план превращения ее в суверенное государство. Салмонд рассчитывает, что на референдуме о независимости молодежь одобрит его план, и предложил снизить возраст участников голосования до 16 лет. План предполагает, что королева Елизавета II останется главой государства, но Шотландия не будет больше посылать войска в «незаконные войны», вроде войны в Ираке, и не позволит размещать ядерное оружие на своей земле (читай: база ядерных подводных лодок близ Глазго должна быть закрыта).

Лондон заблокировал инициативу Салмонда, причём в «шотландском вопросе» правящую коалицию консерваторов и либеральных демократов полностью поддержала оппозиционная лейбористская партия. Салмонд же делает ставку на то, что недовольство шотландцев несправедливостью в распределении государственных ресурсов и ущемлением их интересов Лондоном будет нарастать. Он призывает устроить референдум по вопросу о независимости осенью 2014 года и добивается, чтобы шотландцам задали на нём два вопроса: хотите ли вы полной независимости? предпочитаете ли более высокую степень автономии?

В 2014 году в Глазго состоятся Игры Содружества и пройдет празднование 700-летия разгрома шотландцами войск английского короля Эдуарда II под Бэннокберном. Националисты уверены, что эти два события повысят число сторонников независимости.

Интерес шотландцев, если не говорить об их исторических обидах, кроется в том, что на шотландском шельфе добывается 90% всей британской нефти. В Эдинбурге считают, что оставайся все нефтяные доходы здесь, шотландцы могли бы жить лучше, чем англичане.

За происходящим на Британских островах с нарастающей тревогой следят в Испании и ряде других стран Европы, писала в конце января шотландская газета «Herald». В Мадриде боятся, что референдум в Шотландии послужит искрой, которая воспламенит Каталонию и Страну Басков. Всплеска сепаратистских настроений опасаются также в Румынии с ее венгерским национальным меньшинством, Италии, Греции.

Обеспокоены и наднациональные структуры ЕС. Ведь ставшая независимой Шотландия поставит перед Европейским Союзом ряд сложных вопросов по поводу ее отношений с объединением. Еще никогда не было такого, чтобы государство-член Евросоюза разделялось, а отколовшаяся часть затем обращалась с просьбой о членстве в Союзе. В договорах, скрепляющих ЕС, ответов на такие вопросы нет.

Партия Салмонда настаивает на том, что независимая Шотландия просто останется в ЕС и проведет референдум о присоединении к зоне евро. Салмонд уверен, что крупные офшорные нефтяные месторождения и возобновляемые источники энергии Шотландии станут важными козырями в его игре. В любом случае 2014 год обещает быть интересным не только для Великобритании, но и для Евросоюза.

                                                                ***

Старый принцип британской политики «у Британии нет постоянных врагов и постоянных друзей, а есть только постоянные интересы»  с началом кризиса обрел «второе дыхание». Любое сужение еврозоны  - это шанс для британского фунта вернуть себе позиции одной из ведущих валют мира, возможно, даже статус второй мировой валюты.

Лондонское Сити, будучи продолжателем традиций хищных венецианских банкиров и Вест-Индской компании, вновь претендует на роль той маленькой, но хорошо организованной группы, интересы которой, как говорил нобелевский лауреат Пол Кругман, обычно берут верх над интересами более широкой публики. И это еще очень мягко и осторожно сказано.

Сбудутся ли планы Сити? Бушующий кризис, обваливший британскую экономику; молодежные бунты, лишающие страну управляемости; сепаратизм шотландцев, грозящий целостности туманного Альбиона; Берлин, стремящийся превратить Европу в вотчину германского капитала; растущая отстраненность Америки - все это придаёт призрачность надеждам британского капитала вернуть утраченные после II Мировой войны позиции в мировых финансах.