Интеграция как неизбежность

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

После создания Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) прошло уже 10 лет, которые мало чем запомнились, за исключением разве что разного рода казусов и демаршей ее стран-участниц. Практически ОДКБ была до сих пор своеобразной площадкой для удовлетворения ее членами собственных интересов, в первую очередь в сфере сотрудничества с Россией. Однако этого ещё недостаточно для укрепления военно-политического блока. Примером является недавнее заявление Узбекистана о выходе из состава Организации.

Напомним, что ОДКБ начиналась с подписания 15 мая 1992 года Договора о коллективной безопасности (ДКБ), который, по мнению стран его ратифицировавших, должен был обеспечить военно-политическую защищенность большей части постсоветского пространства. К моменту вступления в силу 19 апреля 1994 года к ДКБ присоединились Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Состав участников говорит сам за себя: страны, ещё вчера бывшие советскими социалистическими республиками, а теперь объявившие о независимости, оказались не в состоянии сами обеспечить неприкосновенность своих границ, за исключением России и, пожалуй, Белоруссии, на территории которой располагалась одна из наиболее крупных военных группировок бывшего СССР.

В 2002 году на московской сессии 14 мая было принято решение преобразовать ДКБ в полноценную международную организацию. Так появилась Организация Договора о коллективной безопасности, куда вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Взявшие ориентир на НАТО Азербайджан, Грузия и Узбекистан еще в 1999 году отказались участвовать в Договоре. 7 октября в Кишинёве были подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, ратифицированные всеми государствами-членами организации, которые вступили в силу 18 сентября 2003 года. Казалось бы, организация развивается и вполне в состоянии превратиться в серьезный военно-политический блок, заменив собой безвременно почившую в 1991 году Организацию Варшавского договора. 2 декабря 2004 года ОДКБ получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблеи ООН, что ещё больше укрепило её авторитет. Однако затем процесс создания крупного военно-политического блока затормозился.

Сегодня проблема ОДКБ заключается в том, что региональные интересы отдельных стран-участников преобладают над общими стратегическими задачами Организации. Именно с этой точки зрения и стоит рассматривать нынешний демарш Узбекистана, демонстративно (не в первый раз) переориентирующего свою политику на Запад.

Выход Узбекистана из ОДКБ если и не стал полной неожиданностью для остальных участников, то как минимум вызвал у них недоумение. За последние несколько лет, прошедшие после очередного принятия Узбекистана в состав организации в 2006 году, республика лишь формально являлась ее членом: Ташкент не участвовал в мероприятиях ОДКБ и не подписывал практически никаких совместных документов. Нынешнее же «самовольство» узбекского правительства (решение о выходе из Организации должно приниматься коллегиально всеми ее участниками и не раньше, чем через 6 месяцев после уведомления о выходе) может рассматриваться не только как нарушение международных норм и правил, но и как показательная демонстрация неуважения и к Организации, и к отдельным ее членам. В первую очередь речь идет о России.

Несмотря на то, что США формально признают среднеазиатский регион российской сферой интересов, события последних лет говорят о непреодолимом желании Вашингтона создать для себя здесь, в непосредственной близости от российских границ, военный плацдарм. Ситуация с Узбекистаном это подтверждает. То, что Ташкент уже достаточно долгое время ведет переговоры с представителями администрации США о возможном размещении на своей территории военной базы НАТО, ни для кого не секрет. Более того, рассчитывая получить определенные преференции со стороны Запада, в 1999 году Узбекистан уже покидал ДКБ.

Как известно, Узбекистан не участвовал в формировании Коллективных сил оперативного реагирования и не подписал Заявление о Миротворческих силах ОДКБ в декабре 2010 года, объявив это попыткой создать «внешний» инструмент решения внутриполитических проблем отдельных членов Организации. То есть Ташкент сам отказался от военно-политической помощи союзников по ОДКБ в вопросах обеспечения стабильности региона, который никогда не отличался особым миролюбием. А ведь надо думать о том, что наступит после 2014 года с окончательным выводом американских войск из Афганистана. Уже сегодня стоит вопрос, куда деть огромное количество вооружения и как сохранить контроль над Кабулом, формально в нем не присутствуя. То, что для Госдепа США Афганистан с его чудовищными возможностями поставок героина в Россию, Европу важен в том числе как фактор раздражения России, - факт неоспоримый. Поэтому появление еще одного союзника, каким, по всей вероятности, рассчитывает стать узбекская республика, позволит Вашингтону обеспечивать своё присутствие в регионе в том числе и за счёт узбеков. Однако для самого Узбекистана это чревато последствиями.

По уверениям Ташкента, выход из ОДКБ не скажется на развитии двухсторонних связей с Россией и, в первую очередь, в вопросах обеспечения региональной безопасности. Однако это сомнительно. Сегодня Узбекистан, в отличие от России, не в состоянии в одиночку противостоять наркотрафику и незаконной миграции – главным проблемам региона. Нельзя забывать и о конфликтах по поводу гидроэнергетики между Узбекистаном и его соседями Кыргызстаном и Таджикистаном. Решить эти вопросы без посредников, какими в состоянии быть ОДКБ и Россия, Ташкенту крайне сложно. Рассчитывать же на Вашингтон, исповедующий тезис «Разделяй и властвуй!» и относящийся крайне нервно к любому успеху в деле интеграции постсоветских государств, узбекам и вовсе не стоит, ибо США будут всеми способами поддерживать в регионе напряженность.

Конечно, выход Узбекистана из ОДКБ не приведет к ее распаду. Однако решения, подобные узбекскому, международному авторитету Организации вредят. Многие аналитики считают, что ОДКБ рано или поздно (время подпирает) уступит свое место иной, более эффективной военно-политической организации, где каждый ее член будет более ответственно относиться к своим обязанностям. Для обеспечения военной безопасности уже сегодня необходимо провести перевооружение всех участников ОДКБ, что в рамках существующего сделать невозможно. Нынешний уровень военного оснащения и подготовки у большинства постсоветских республик оставляет желать лучшего. Даже в Белоруссии, которая всегда заявляла себя надежным защитником западных рубежей Русского мира, оказывается, не все в порядке с главной гордостью ее вооруженных сил – ПВО. За примерами далеко ходить не надо. 4 июля 2012 года, на следующий день после парада в честь Дня независимости в Минске, самолет, пилотируемый гражданами Швеции, сбросил возле расположенного в 120 км от литовской границы белорусского города Ивенец на парашютах 800 плюшевых мишек. Шведы на частном самолете совершенно беспрепятственно, без всякого разрешения попали в воздушное пространство Белоруссии с территории соседней Литвы, а затем свободно его покинули. Несмотря на то, что Министерство обороны Республики Беларусь официально заявило, что «случаев нарушения воздушной границы Белоруссии зафиксировано не было», в это верится с трудом, особенно после того, как в Интернете стали демонстрировать видеоролик о проведенной акции. В произошедшем еще только разбираются, но уже и так ясно – в случае если страны-участницы ОДКБ не предпримут кардинальных мер по реорганизации её структур в серьёзный военно-политический блок, избежать глубокого кризиса Организации не удастся.

* * *

Процессы интеграции постсоветского мира, частью которых является Организация Договора о коллективной безопасности, перешли на уровень, предполагающий решительные действия. Проект создания Евразийского союза - тому подтверждение. Вскоре, видимо, предстоит убедиться, что не только Россия, Белоруссия и Казахстан готовы объединить свои усилия по воссозданию на постсоветском пространстве ранее существовавших связей, но и другие республики, которые были некогда частью огромного государства, готовы преодолеть узкий национализм и клановую ограниченность ради безопасности своих стран и будущего своих народов.