Бизнес по-европейски, или Атака на «Газпром»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В бурные годы «демократических реформ» либерально мыслящие российские граждане удивлялись: почему «Газпром» не спешат пускать на рынки Западной Европы? Хотя идеология вроде бы больше не препятствовала сближению России с Западом, тем не менее, несмотря на выгодные, казалось бы, предложения «Газпрома», ему отказывали в участии в тендерах на приобретение тех или иных предприятий отрасли в странах Европы. Так было в Великобритании, в Бельгии, в Германии… Объяснений представителям российской компании никаких не давалось. Ответ звучал лаконично: без комментариев.

В результате к российским газовикам пришло понимание того, что «свободный рынок» не так уж и свободен, да и не всегда работает как рынок. Есть в нем участники, которые чувствуют себя относительно вольготно, а есть и те, кого бьют по рукам. Потому что существуют отрасли экономики, в которых значительное присутствие «чужого» капитала воспринимается как опасность. Именно так воспринимались попытки «Газпрома» войти на газовый рынок Западной Европы. В глазах западных политиков русский медведь сидел на газовой трубе, имея нежелательный доступ к вентилю. Вопреки заверениям «младореформаторов» о том, что рынок всё отладит, к продвижению российского газа в Европу пришлось подключаться политическому руководству страны. Стоит только вспомнить, какая борьба развернулась вокруг «Северного потока», который якобы грозил погубить Балтийское море вместе с прибрежными народами.

Потребовалось время и масса усилий, чтобы «Газпром» стал участником этого рынка, да и то находящимся под постоянным подозрением в недобросовестности. Поначалу казалось, что это последствия холодной войны, воспитавшей западную публику в убеждении, что Россия не может отказаться в международных отношениях от дубинки. Дескать, раньше она размахивала ядерной дубинкой, теперь заменила ее на газовую дубинку. 

Это рельефно проявилось в период конфликта «Газпрома» с украинскими партнерами в 2008-2009 годах, который тут же был назван западными СМИ «газовой войной». Из обрушившегося на мир потока информации мы узнали, что дело, конечно же, не в воровстве газа на территории Украины, а в попытках РФ заморозить насмерть свободолюбивую «оранжевую власть» этой республики. Законы информационного противоборства беспощадны. Несмотря на то, что российские газовики с помощью СМИ на весь мир демонстрировали вороватость украинских транзитников, несмотря на усилия по дипломатической линии, тезис о злокозненности «Газпрома», использующего газ как геополитическое оружие, был намертво вбит в европейское общественное сознание.

Так стало выясняться, что дело вовсе не в рецидивах мышления категориями холодной войны. Обнаружилось, что политическим менеджерам на Западе совсем не хочется выстраивать отношения с Россией на принципах справедливости и равноправия. Хочется держать Россию в «черном теле», да ещё зарабатывать на этом дивиденды. В результате «газового конфликта» с Украиной имидживые и материальные потери понес не только «Газпром». Удар был нанесен по престижу Российского государства, и это был не последний удар. 

Сейчас снова появляются свидетельства того, что кому-то потребовалось определить Россию на роль «негодяя мировой политики». И снова под прицелом «Газпром». На прошлой неделе Европейская комиссия объявила, что начинает расследование в отношении этой компании по поводу предполагаемого несоблюдения ею антимонопольного законодательства и установления «несправедливых» цен для потребителей. Новость не была неожиданной. Первые обыски офиса «Газпрома» в Берлине и офисов его партнеров прошли еще осенью прошлого года. Каких-либо результатов они, по всей видимости, не дали, и удивление вызывает, скорее, то, что инициаторы атаки решили на этом не останавливаться. 

Главную тему начавшегося концерта задал председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, уже назвавший Россию «банановой республикой», а поставки газа из РФ в Европу «ненадежными». Одновременно прошли обыски в зарубежных офисах газового гиганта, его дочерних предприятий и некоторых иностранных партнеров.

Реакция российского руководства и газовиков была спокойной. На вопросы иностранных корреспондентов, не пойдет ли компания войной на обидчиков, со всех уровней слышался умиротворяющий ответ: лучше договариваться, чем воевать. При этом выражалась уверенность, что подозрения будут развеяны.

Скорее всего, следователям, как и в прошлый раз, не удастся наскрести «компрометирующий материал» на российского поставщика и устроить международный скандал. Тогда отчего весь этот ажиотаж? Уж не оттого ли, что «Газпром» закончил сварку последнего звена второй линии «Северного потока» на своей территории и активно прорабатывает проект «Южный поток»? Наверное, кому-то на Западе привиделось, что эти два потока, как две руки, охватывают с севера и с юга старушку Европу, неся ей неисчислимые беды. А ведь и на самом деле если не беды, то неприятности определенным кругам два эти проекта могут доставить. Сейчас «Газпром» поставляет в Европу примерно около четверти требующегося ей газа (в Германию и Словакию – около трети), с введением же в действие новых мощностей объемы поставок могут существенно возрасти. Не в теории, а на практике начнет складываться картина «общеевропейского пространства», в которой экономики Востока и Запада сделают еще один большой шаг навстречу друг другу. Казалось бы, что в этом плохого? С точки зрения трезвомыслящих граждан, – ничего. А вот с точки зрения «глобализаторов» и их европейской челяди, – это очередной удар по планам американизации планеты. Тут и вспоминается, что «Газпром» - это дубинка в руках российской власти. Он действительно больно бьет по интересам сил, ориентирующихся на «трансатлантическое партнёрство». 

Более того, «Южный поток» - кость в горле тех политических «патологоанатомов», на чьём разделочном столе лежит Сербия. Сербское общество переживает не только экономические трудности, но и психологическую драму. «Придушив» эту страну низким уровнем хозяйственного сотрудничества, Запад предложил ей мучительную цену за интеграцию в Евросоюз: дать согласие на отрыв от Сербии её культурно-исторического ядра, сердцевинной сербской территории – албанизированного ныне Косова. Одновременно готовится дестабилизация населенных албанцами районов Южной Сербии, а также Воеводины, что грозит окончательным исчезновением Сербского государства.

Экономическая помощь нужна сегодня Сербии, как воздух, без неё трудно добиться укрепления государственных институтов, а главное – выработать взгляд на национальное будущее: каков путь страны в Европе и мире? «Путь на Запад», которым соблазняют сербов, оказался слишком дорогим и рискованным для нации удовольствием. Общество требует корректировки маршрута движения, и тут появляется «Южный поток» - пуповина, которая свяжет две экономики и, возможно, сделает более взвешенной позицию Белграда в отношениях с Западом. Исполнителем этого проекта является «Газпром», стало быть, эта компания и должна быть наказана. Сегодня в западных СМИ мобилизуют всех оставшихся в живых ведьмаков холодной войны, а «вводная» Баррозу указывает им, что можно в данном случае себе позволить.

Давно пора забыть сказки о том, что бизнес и политика лежат в разных корзинах. Перед нами разыгрывается спектакль с участием крайне политизированного бизнеса. Это и есть бизнес по-европейски. И одновременно активизируются попытки вдохнуть жизнь в полумертвого пациента под названием «Набукко», предполагаемого конкурента «Южного потока». Всем был бы хорош конкурент, да только газа ему не хватает. Сложно сказать, чего в этих попытках больше, реального содержания или демонстративной игры. Спектакль он и есть спектакль.