Последний выстрел Арафата

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Со смерти Ясира Арафата, скончавшегося в ноябре 2004 года, прошло уже почти восемь лет, и, казалось бы, за это время о бывшем лидере Палестине давно забыли. Однако вдруг в «деле Арафата» внезапный поворот. В начале сентября с.г. стало известно о том, что трое французских судей готовятся посетить Палестину для эксгумации его тела. Основанием для этого послужила поданная во французский суд в августе с.г. жалоба вдовы Арафата, и прокуратура Франции начала расследование. 

Суха Арафат убеждена в том, что ее муж мог быть отравлен полонием. В самом деле, Арафат умер при довольно странных обстоятельствах: дома в Рамалле ему неожиданно стало плохо. С обширным инсультом Арафат был доставлен во французский военный госпиталь Перси под Парижем, где он впал в кому. Было объявлено, что Арафат умер от обширного внутреннего кровотечения, начавшегося из-за неизвестного инфекционного возбудителя. Окончательно обстоятельства его смерти так и не были выяснены. В интервью французской Le Figaro Суха Арафат обратила внимание на то, что анализы мочи и крови ее мужа были уничтожены через четыре года после его смерти, тогда как обычно они хранятся десять лет, и по французским законам любой гражданин Франции может получить к ним доступ в любой момент. 

Настоящей информационной бомбой стал показанный в июле с.г. арабским телеканалом Al-Jazeera документальный фильм, в котором катарские телевизионщики, проведя собственное многомесячное расследование, сделали вывод о том, что Я. Арафата могли убить. «Аль-Джазира» основывалась на данных авторитетного швейцарского Института радиофизики в городе Лозанна. Эксперты из этого института исследовали личные вещи, которыми Арафат пользовался перед смертью, в частности его одежду, шапку и зубную щетку. Проведенные исследования показали, что в вещах Арафата, а также в его крови, моче и поте было повышенное содержание радиоактивного элемента - полония-210, которое и могло спровоцировать резкое и не объясненное до сих пор ухудшение состояния здоровья политического деятеля, приведшее к его скоропостижной смерти. Странно и то, что врачи, прибывшие из Туниса, Египта и Иордании, обследовали Арафата за две недели до его транспортировки во Францию. Тогда эти иностранные врачи заявили, что палестинский лидер ничем серьезным не болел, а его состояние они сравнивали с обычным гриппом.

В интервью французскому изданию Le Figaro вдова Арафата подчеркнула, что «она передала в Радиофизический институт Лозанны» то, что «находилось в коробке, которую никогда не открывали». Важно отметить, что на страницах французских газет о смерти Арафата говорится не иначе как об «убийстве». Французский популярный сайт Slate опубликовал отрывок из медицинского досье Ясира Арафата, датированного 14 ноября 2004 года. В нем, в частности, говорится, что такие симптомы, как тошнота, рвота, брюшные боли, диарея и проблемы со свертываемостью крови, появились у лидера Палестинской автономии 12 октября 2004 года через четыре часа после ужина. Врачи из французского госпиталя Перси находились в полном замешательстве и не могли поставить какой-либо определенный диагноз Арафату даже во время его смерти. Журналисты сайта Slate выдвинули гипотезу отравления Арафата ядовитыми грибами. «Все симптомы соответствуют отравлению токсинами мухомора или гриба-паутинника», – считает бывший глава службы ревматологии госпиталя Биша профессор Марсель Франсис-Кан. 

Информация «Аль-Джазиры» подлила масла в огонь, ведь в арабском мире многие считают, что Арафат был убит. Тогда же, в июле, заместитель генерального секретаря Лиги арабских государств (ЛАГ) Ахмед Сабих заявил, что его организация намерена потребовать создания международной комиссии по расследованию обстоятельств смерти бывшего палестинского лидера. Махмуд Аббас, руководитель Палестинской автономии, официально попросил президента Франции Франсуа Олланда помочь в расследовании обстоятельств смерти Арафата и дал согласие на эксгумацию его останков. Теперь осталось получить разрешение на эксгумацию от Израиля, власти которого уже поспешили официально заявить о своей непричастности к смерти лидера палестинцев.

Версия, настойчиво продвигаемая катарским каналом, проста: Арафата убили израильтяне, которых все эти годы покрывал Махмуд Аббас, – именно эту мысль хочет донести до арабского мира «Аль-Джазира». Однако возникает резонный вопрос: почему именно сейчас всплыла вся эта история, ведь прошло уже восемь лет? Многочисленные анализы, которые до этого времени проводили медики из разных стран, не выявили в крови Арафата каких-либо известных ядов. В Израиле считают, что кто-то по прошествии многих лет сознательно подложил радиоактивный полоний-210 в вещи Арафата, чтобы направить следствие по ложному следу, поскольку спекуляции на тему убийства Арафата объективно играют против Израиля. 

Стоит напомнить, что тему убийства Арафата реанимировал катарский канал, именно «Аль-Джазира» обратилась к швейцарским специалистам и «раздула» историю с полонием. Тут надо учесть, что «Аль-Джазира» – не обычное СМИ, а инструмент влияния на ближневосточную политику, осуществляемое катарским правящим семейство аль-Тани. Судя по всему, этот клан ведет планомерную кампанию по дискредитации нынешнего руководства Палестины. Неслучайно в роликах «Аль-Джазиры» М. Аббас регулярно мелькает рядом со свергнутым правителем Туниса Бен Али, бывшим президентом Египта Хосни Мубараком, экс-президентом Йемена Абдаллой Салехом и зверски убитым лидером ливийской Джамахирии Муаммаром Каддафи или пожимает руку руководителям Израиля. Учитывая, что эти правители уже сошли с политической сцены, а Доха продолжает оставаться одним из основных спонсоров «арабской весны», можно предположить, что карликовое, но крайне амбициозное государство Катар нацелилось теперь на свержение режима в Палестине. Однако зачем? 

Здесь надо отметить, что в последнее время Катар активно поддерживает движение ХАМАС, которое в Израиле считают террористической организацией, и потому переговоры с ним вести никогда не будут. Например, в сентябре 2011 года эмир Катара выступил с официальным заявлением, в котором поддержал правительство ХАМАС в Секторе Газа. В январе с.г. стало известно, что штаб-квартира политбюро движения ХАМАС, являющегося одним из филиалов сетевой структуры «Братья-мусульмане», переехала из Дамаска, где ранее располагалась, в Доху. Сейчас Катар совместно с ХАМАС активно участвует в восстановлении Сектора Газа. По данным египетской газеты «Бикья Маср», в рамках подписанного соглашения Катар выделил 250 млн. долларов на капитальный ремонт 55 тысяч домов, пострадавших в ходе операции «Литой свинец», проведенной израильскими военными в январе 2009 года, и построит еще 5 тысяч новых домов.

В случае ухода Аббаса с его поста, чего, по-видимому, и добивается Катар, его место займут представители ХАМАС, вместе с которыми Катар сейчас активно борется против правительства Башара Асада в Сирии. В таком случае как минимум Катар захочет обеспечить себе роль посредника в переговорном процессе (в феврале 2008 года Катар уже предлагал свои услуги посредника между Израилем и движением ХАМАС) и за счет этого усилить свое влияние. Кроме того, сейчас и новый президент Египта, представитель «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси, которого поддерживают Катар и Саудовская Аравия, активно налаживает связи с ХАМАС. В ближневосточном регионе создается мощный «антиизраильский кулак», следствием чего может стать новая арабо-израильская война. 

Надо учитывать и связи Катара с правительствами США, Великобритании и Франции. Так, в октябре 2011 года между ХАМАС и Катаром произошла некоторая размолвка по той причине, что представители ХАМАС в Дохе узнали, что катарские власти «сливают» поучаемую от них ценную информацию спецслужбам США и Франции. Известно также, что американцы перехватили контроль над «Аль-Джазирой»

Соединённым Штатам для оживления их военно-промышленного комплекса и улучшения общего экономического положения просто жизненно необходима война вдали от собственных границ. И последняя миссия Израиля в представлениях части американского политического истеблишмента – «умереть за Америку». США пока не удалось заручиться поддержкой арабских союзников в потенциальной войне против Ирана. Тот же Катар, удачно разделив с Ираном крупное газовое месторождение Южный Парс, воздерживается от критики иранских властей и избегает ссоры с ними. Зато Сирия, Палестина и Ливан представляются катарским правителям более «перспективным» направлением. 

Потерпев неудачу в создании конфронтации по линии «сунниты - шииты», вашингтонские ястребы будут создавать напряженность по линии «радикальные исламисты-сунниты – Израиль», а причиной конфликта может стать нерешенный палестинский вопрос, который с приходом к власти движения ХАМАС вообще зайдет в тупик. Повышать конфликтность в регионе будет и проблема доступа к пресной воде. Израиль никогда не захочет отдавать палестинцам Западный берег реки Иордан, ведь там сосредоточены большие запасы пресной воды – жизненно важного для Израиля ресурса. 

Следует отметить, что в политике администрации Б. Обамы с некоторых пор наметилась некоторая переориентация с Израиля на Палестину. 19 мая 2011 года президент США публично выдвинул идею пересмотра итогов Шестидневной войны и возвращения Израиля к границам 1967 года. Возможно, желание правительства США добиться симпатий палестинцев связано с открытием в 2010 году в Восточном Средиземноморье крупного нефтегазового месторождения Левиафан, доступ к которому так хотят получить американцы. Израиль не хочет делиться своей долей этого перспективного месторождения с кем бы то ни было, а палестинцы, претендующие на часть месторождений, вполне могут предоставить такое право американским компаниям в обмен на покровительство и защиту от соседей, а также за помощь в создании самостоятельного государства. Поэтому не удивляет, что американские СМИ вполне спокойно воспринимают новости из Франции, обращая внимание на то, что в причинах смерти Арафата слишком много неясного. Заокеанские журналисты вовсе не исключают, что Арафат мог быть отравлен. Такого же мнения придерживаются и в Великобритании.  

В этой истории стоит присмотреться и к роли Франции, неожиданно давшей ход судебному разбирательству по делу Арафата, способному вызвать далеко идущие международно-политические последствия. Принятие решения о начале судебного разбирательства в такой централизованной и бюрократизированной стране, как Франция, не могло произойти без санкции Елисейского дворца, то есть президента. После смены власти во Франции в результате президентских выборов Париж, похоже, смещает свои внешнеполитические акценты на ближневосточном направлении. Если при Саркози Франция в своей ближневосточной политике ориентировалась преимущественно на Израиль, то при Олланде ставка, по-видимому, делается на арабов. Судя по всему, «глобальная элита» пришла к мысли о необходимости закрытия «проекта Израиль» как дорогостоящего и переключила свое внимание на более динамично развивающийся и самоокупаемый проект под названием «Катар». Правители этого арабского мини-государства рассчитывают стать привилегированным союзником англосаксов на Ближнем Востоке. Начавшаяся перегруппировка сил и споры за гегемонию в регионе грозят вылиться в новую большую войну на Ближнем Востоке, в которой Арафату вместе с Израилем, похоже, отведена роль запала…