Будущее Ирака - исламское государство?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В начале сентября в Багдаде произошли события, которые одна часть жителей характеризовала как «вопиющее беззаконие», а другая – как «возвращение к истинным ценностям». Речь идет о массовом закрытии ночных ресторанов, клубов и прочих «увеселительных заведений», причем процедура исполнения принятого решения напоминала спецоперацию: к ней было привлечено большое число сотрудников полиции и спецслужб, в ряде случаев использовались даже армейские подразделения. Те из владельцев, кто пытались отстаивать свои права, без лишних слов подвергались физическому воздействию на месте, после чего доставлялись в полицейские участки для проведения «разъяснительной работы», что сопровождалось погромом заведения (видимо, в качестве дополнительной меры убеждения). Все это происходило без предъявления судебных решений, постановлений или иных документов, лишь со ссылкой на указания «руководства».

Действия властей затронули интересы очень многих жителей многомиллионного города, где жизнь продолжается, несмотря на все проблемы, опасности и лишения. Введение очередных запретов без учета мнения граждан и предоставления альтернативы (вряд ли таковой можно считать призыв молиться пять раз в день в стране, где ислам - главенствующая, но не единственная религия), не могло не вызвать реакции.

Статья 37 Конституции Ирака гласит: государство обязуется охранять человека от идеологического, политического или религиозного принуждения. Оппозиционный блок «Иракский список», возглавляемый бывшим премьером Айядом Алляви, выступил с заявлением, в котором осудил действия властей. Принятые меры названы «безответственными и направленными на ограничение свобод», проводимыми в рамках организованной кампании, способной лишь усугубить раскол иракского общества. 

Начались протесты жителей столицы, которые еще помнят Багдад столицей светского государства, где мирно уживались представители разных конфессий и каждый мог найти себе развлечение по душе: в городе работали десятки музеев, кинотеатров, выставок, клубов по интересам, а ограничения на продажу алкоголя вводились лишь на период поста в месяц Рамадан. Впрочем, к недовольным людям среднего и старшего возраста примкнула и значительная часть молодежи, поскольку под закрытие попали не только ночные рестораны, но даже банкетные залы, где проводились свадьбы. 

Власти были вынуждены публично мотивировать свои действия, но получилось это неубедительно. 6 сентября был обнародован пресс-релиз канцелярии Верховного главнокомандующего вооружённых сил Ирака - документ без подписи и имени, но все в Ираке хорошо знают, что эту должность занимает премьер-министр Нури аль-Малики. Попытка представить обоснование имела довольно замысловатую форму. Впрочем, вот перевод текста заявления: «Мероприятия по закрытию общественных клубов и ночных ресторанов в Багдаде, проведенные в последние дни, были осуществлены на основании судебных решений и в ответ на обращения граждан с жалобами на неудобства, причиняемые расположенными в жилых кварталах ресторанами и ночными клубами, не имеющими лицензий и не соответствующими традициям и общественным ценностям. Поскольку подобные заведения стали причинять беспокойство и дискомфорт, а также нарушать общие свободы, правоохранительные силы, ответственные за соблюдение закона и обеспечение безопасности граждан, исполнили судебные решения, проявив при этом высокий профессионализм и дисциплинированность. Верховное военное командование внимательно следит за ситуацией и подтверждает, что информация СМИ о якобы имевших место нарушениях, репортажи, снимки и видеозаписи являются частью неблаговидной кампании по дискредитации органов безопасности. В случае подтверждения таких фактов виновные будут привлечены к самой строгой ответственности, поскольку подобные действия не соответствуют ценностям и традициям иракских сил безопасности, которые служат гражданам и с честью выполняют долг по их охране и защите родины. Владельцам закрытых заведений следует обратиться в комитет по туризму за получением разрешений на продолжение деятельности в соответствии с законом».

В тот же день комитет по безопасности провинции Багдад, комментируя принятые меры, заявил, что «банкетные залы, которые использовались прежним режимом для свадебных торжеств, превратились в гнезда разврата, где собираются сомнительные личности». Глава комитета г-н Абдель Кярим аз-Зарб отверг утверждения о том, что заведения закрывались скопом, в том числе те, где все документы были в порядке, заметив, что «в разрешениях были указаны одни названия, а на фасадах значились другие». Подобная аргументация показалась слабой даже ее авторам, и комитет обратился к жителям Багдада с призывом собирать подписи с требованиями закрыть ночные клубы и прочие «подозрительные места». По словам г-на Абдель Кярима, «эти петиции будут в дальнейшем переданы в судебные инстанции для принятия предусмотренных законом мер».

Между тем некоторые местные наблюдатели отмечают, что Нури аль-Малики, участвовавший в работе 16-й сессии Движения неприсоединения в Тегеране, перед возвращением в Багдад встречался в кулуарах с рядом шиитских клерикальных лидеров во главе с аятоллой Махмудом Шахруди, которые выразили свое возмущение тем, что в Багдаде и некоторых других городах Ирака существуют ночные клубы и продажа алкоголя. Аятолла прямо заявил, что «Багдад превратился в одно сплошное кафе, и это не соответствует исламскому законодательству». Встреча состоялась в конце августа, а уже в начале сентября в Багдаде последовали решительные действия по «искоренению заразы».

8 сентября в иракских СМИ появилась информация (со ссылкой на неназванные «осведомленные источники»), что закрытие ночных заведений в Багдаде – лишь первый шаг на пути реализации плана превращения Ирака в исламское государство. Этот план был подготовлен более четырех лет назад, ещё при американцах, и иракское правительство лишь ждало удобного момента для начала его выполнения. Теперь, видимо, момент этот настал. Утверждается, что в ближайшее время можно ожидать введения в стране «сухого закона» с полным запретом на ввоз, продажу и потребление алкогольной продукции, ужесточения наказаний (от денежных штрафов до тюремного заключения) за публичное нарушение ограничений, налагаемых во время поста Рамадан. Ожидается также повсеместное распространение исламских требований к внешнему виду и одежде.

Похоже, что всё это правда, если учесть, что в районе Кязымия, что на севере Багдада, уже запрещен вход женщинам в общественные места с непокрытой головой. Что касается «сухого закона, то он фактически действует на значительной территории страны, алкоголь изъят из официального обращения в Басре и других иракских крупных городах, а владельцы магазинов и лавок, торгующих горячительными напитками, в буквальном смысле «играют с огнем» - за последние годы отмечены многочисленные случаи, когда такие торговые точки взрывали или поджигали, а их хозяев убивали. 

Ситуация превращается в гротеск, если учесть, что премьер-министр Н.аль-Малики является одновременно лидером «Исламской партии Даава» * и возглавляет политический блок «Государство закона», а введение в стране шариата есть одна из главных задач местной террористической организации, именуемой «Исламское государство Ирак».

_______________

*Даава в переводе с арабского – призыв.