Раздел Косово в контексте Realpolitik

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Заявление премьер-министра и министра внутренних дел Сербии Ивицы Дачича о разделе Косово как «единственно возможном, реалистическом решении» косовской проблемы способно перевести взаимоотношения в треугольнике Белград - Приштина - Брюссель в новое русло. [1] Как известно, лидер социалистов впервые озвучил данную идею еще в 2011 году – в бытность вице-премьером в правительстве Мирко Цветковича. Внятной реакции со стороны Европейского союза не последовало, а тогдашние власти Сербии квалифицировали данную инициативу как личное мнение самого Дачича. Однако сегодня ситуация в охваченном кризисом Евросоюзе развивается таким образом, что предложение о «переформатировании» Косово способно получить поддержку ряда европейских столиц.

Идея раздела Косово относится к той самой категории Realpolitik, которая восходит своими историческими корнями к XIX веку, к Берлинскому конгрессу 1878 года. Именно тогда великие державы впервые в истории Балкан оказались в арьергарде произошедших в регионе военно-политических событий – восстаний и войн. Как результат: были внесены существенные коррективы в прежний принцип сохранения статус-кво и введена в действие система «сдержек и противовесов», включавшая в себя, помимо всего прочего, территориальные компенсации и административно-политический раздел территорий, ранее рассматривавшихся как единое целое (в первую очередь, Болгарии). В итоге в балканском регионе вплоть до 1912 года сохранялась определенная стабильность, а его народы воспользовались мирной передышкой для того, чтобы окрепнуть как в экономическом, так и в военно-государственном смысле.

Один из ведущих теоретиков США по внешнеполитическим вопросам, основатель школы прагматизма и политического реализма Ганс Моргентау однажды заметил, что процесс национально-государственного самоопределения способен иметь бесконечный характер, поскольку «угнетатели» и «угнетенные» периодически меняются местами. Отсюда проистекают подлинные и мнимые представления об «историческом реванше» и «восстановлении исторической справедливости», существующие у всех вовлеченных в межэтнические конфликты народов. А потому единственный способ остановить разрушительный процесс хотя бы на обозримую перспективу и тем самым стабилизировать обстановку – это вмешательство извне и создание той самой системы «сдержек и противовесов», на которых строится Realpolitik. «Процесс национального освобождения должен в какой-то момент остановиться, и этот момент определяется не логикой национализма, а конфигурацией интересов и силы между правителями и их подданными, а также между соперничающими нациями», - указывал Моргентау. [2]

Если рассматривать нынешний международно-правовой тупик вокруг Косово именно в вышеуказанном контексте Realpolitik, тогда следует признать, что у ЕС и других мировых игроков существует несколько моделей обеспечения того самого «долгоиграющего решения» косовской проблемы, за которое ратует сербский премьер.

Речь может идти как минимум о двух сценариях. Первый предполагает раздел Косово де-факто с установлением в северных районах полноценной сербской администрации и ликвидацией контрольно-пропускных пунктов на административной границе с остальной Сербией. При этом и нынешние власти в Приштине, и сербское органы самоуправления действуют в строгом соответствии с решениями Совета Безопасности ООН и в рамках программы ускоренной интеграции Сербии и Косово в Европейский союз. Данная интеграция должна произойти одновременно; причем правовые и финансово-экономические нормы должны быть распространены на всю территорию Сербии и Косовского края, включая его северные районы. Это позволит всем вовлеченным в конфликт сторонам приступить к налаживанию взаимодействия уже в рамках ЕС при сохранении руководящей роли в косовском урегулировании Объединенных Наций. Реализация подобной модели на практике способна оказаться эффективнее, нежели даже прием в ЕС в 2004 году Республики Кипр, реально неконтролирующей северные районы острова.

Второй вариант раздела Косово – уже не де-факто, а де-юре – предполагает реализацию более масштабной модели урегулирования, включающей в себя национально-государственное переформатирование не только Косово, но и других районов Балканского полуострова, где проживают сербы и албанцы, включая при определенных условиях Боснию и Герцеговину. Подобный сценарий может получить поддержку со стороны как руководства боснийской Республики Сербской, так и албанских лидеров. Один из лидеров албанцев Прешево и председатель Демократической партии албанцев Сербии Рагми Мустафа ранее уже высказывался в пользу «обмена территориями» между Белградом и Приштиной. Он считает, что три южносербские общины, где проживают албанцы, «должны присоединиться к Косово», в то время как «север Косово должен присоединиться к Сербии». [3]

Однако реализация данного сценария предполагает выработку новых международно-правовых основ балканского урегулирования на уровне ООН и на основе проведения международного форума по образу и подобию Берлинского конгресса 1878 года. Речь идет, в частности, об отказе международных институтов от реализации политики, предусматривающей решение политических и социально-экономических проблем каждого из балканских государств по отдельности, вне связи друг с другом. Профессор публичного права Университета в Приштине Энвер Хасани однажды назвал подобную политику «сфокусированной на государстве», а не на территории. [4]

Одностороннее провозглашение независимости Косово в 2008 году внесло в данную концепцию положение об «уникальности косовского случая», что на практике равносильно «двойным стандартам». А ведь еще в середине 1990-х годов президент Турецкого агентства международного сотрудничества в Анкаре Умут Арик справедливо предупреждал, что нельзя говорить о создании на Балканах системы безопасности до тех пор, пока «решения, касающиеся национальных государств, могут приниматься и пересматриваться в одностороннем порядке». [5]

С учетом кризиса в ЕС, тупиковой ситуации вокруг косовских сербов и нарастания активности албанских националистов международные кураторы балканского урегулирования могут оказаться вынужденными перейти уже к «политике, сфокусированной на территории», рассматривающей регион не как совокупность сложившихся государств, а как систему территорий, находящуюся в динамическом равновесии и потому способную к переформатированию. Подобное развитие событий прогнозирует, в частности, Национальный разведывательный совет США, который считает Балканы важнейшей составной частью «дуги нестабильности», объединяющей страны, «наиболее подверженные конфликтам» [6]. Задача Сербии – оперативно просчитать возможные варианты подобного переформатирования Балкан и выбрать те из них, которые в наибольшей степени отвечают ее национально-государственным интересам.

Примечания:

[1] DPA 212023 GMT Sep 12 22.09.2012 00:25

[2] Morgenthau H. Paradoxes Of Nationalism // Yale Review, 1957, June. P.485

[3] Epoka e Re, 03.05.2011.

[4] Hasani E. The Solution of the Albanian Question as a Precondition for Fruitful Cooperation in the Balkans // Connections. Vol. II. No 2. June 2003. С.47.

[5] Arik U. Turkey and the International Security System in the 21st Century // Eurasian Studies. Winter 1995/96. № 4. С.5.

[6] Мир после кризиса. Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир. Доклад национального разведывательного совета США. М., 2009. С.127-128.