«Северный поток» приобретает общеевропейское звучание

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Ввод в действие 8 октября второй нитки газопровода «Северный поток», тянущегося из России в Германию по дну Балтийского моря, стал еще одним важным элементом обеспечения энергобезопасности Европы. Он не только позволяет удвоить мощность действующего газопровода, но и создает необходимые условия для подключения к газотранспортной системе новых европейских стран…

Стоит напомнить, что подписанное 8 сентября 2005 года в Берлине в присутствии руководителей России и Германии Владимира Путина и Герхарда Шредера соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода носило беспрецедентный для практики энергетического сотрудничества характер. Речь шла о сооружении газопровода, позволяющего практически свести к нулю транзитные риски. Трубопровод обеспечивает бесперебойную поставку сырья в Германию – страну, играющую ключевую роль в экономике всего Европейского союза. Его первая очередь под названием «Северный поток» была запущена в ноябре 2011 года. Теперь же с выходом на проектную мощность обе нитки газопровода позволят осуществлять поставки объемом 55 млрд. кубометров газа в год.

По свидетельству германской радиостанции Deutsche Welle, «новый транспортный коридор повысил энергетическую безопасность стран ЕС». Радиостанция приводит высказывание профессора Немецкого института экономических исследований в Берлине Клаудиа Кемферт. Она убеждена, что «с точки зрения энергетической безопасности достаточно важно иметь возможность получать российские поставки напрямую», и напоминает о недавних перебоях, связанных с транзитом газа через Украину. [1]

А уже существующие планы дальнейшего развития проекта предусматривают возможность подключения к «Северному потоку» еще ряда стран – в первую очередь Великобритании, Нидерландов и Дании. Предусмотрен также вариант сооружения отводов в скандинавские государства.

Таким образом, в обширном регионе создается целая инфраструктурная сеть, позволяющая обеспечивать прямые, масштабные и надежные энергопоставки. Летом текущего года глава ОАО «Газпром» Алексей Миллер заявил, что газовый холдинг уже принял решение о строительстве еще двух ниток «Северного потока», причем одна из них способна «дотянуться» до Великобритании. Не случайно интерес к проекту уже проявила компания British Petroleum. «Принципиальные решения о строительстве дополнительных мощностей по дну Балтийского моря будут приняты до конца 2012 года», - сообщил Алексей Миллер. [2]

В то же время именно перспектива прямых и эффективных поставок газа из России в Германию и другие страны Евросоюза не устраивает влиятельные силы в Польше, а также в прибалтийских республиках, претендующих на особую роль в отношениях ЕС и России… Ведь с вводом в строй «Северного потока» они лишаются возможности ставить свои условия и, пользуясь поддержкой той же Германии, предъявлять собственные счета Москве. Небольшой, но красноречивый пример. В мае 2007 года правительство Эстонии отказалось принять Герхарда Шредера, собиравшегося обсудить вопросы прохождения морского участка «Северного потока». Причиной стала «пророссийская», по мнению Таллина, позиция Шредера в отношении советских воинских захоронений в Эстонии. Бывший канцлер осмелился назвать курс эстонских властей в этом вопросе «непочтительным» и противоречащим «цивилизованному поведению». Ответ последовал незамедлительно: в виде запрета на приезд Шредера.

Польские противники «Северного потока» склонны к более широким обобщениям. Так, эксперт Польского института общественных наук, научный сотрудник брюссельского Центра по изучению европейской политики Петр Мачей Качинский убежден, что «"Газпром" - это орудие внешней политики Кремля», а потому призывает правительство Польши «сделать все, чтобы российско-германский газопровод не был построен.  

Масла в огонь подливают шведские военные эксперты, снискавшие сомнительную славу еще во время печально знаменитого поиска в акватории Стокгольма в 1980-е годы советских подлодок, оказавшихся в итоге британскими. На сей раз стокгольмский Институт военных исследований подготовил специальное исследование, в котором обобщил те угрозы, которые газопровод «Северный поток» якобы несет Европе. Главной из них объявлена возможность направления для защиты трубы кораблей российских ВМФ, а также размещения подразделений спецслужб на морской платформе «в нескольких милях от острова Готланд». [3]

Согласно независимым оценкам, газопровод «Северный поток» позволит обеспечить потребности Европы в дополнительном импорте газа на 25% на фоне падения добычи в странах ЕС. Европейские эксперты предполагают, что к 2015 году Евросоюз будет вынужден импортировать 75% природного газа против 57% в 2005 году. Да и в более отдалённой перспективе зависимость ЕС от внешних источников энергосырья будет только возрастать и к 2030 году достигнет по газу 81%. [4] В этих условиях акционеры Nord Stream AG ранее в текущем году поручили компании изучить  возможности  дальнейшего  увеличения  газотранспортных мощностей для  поставок  природного  газа из  России  в  Евросоюз  через Балтийское море.

«Несмотря на политическую полемику, возникшую вокруг проекта, мы полны надежды, поскольку в Европе нуждаются в природном газе», - говорит представитель компании Nord Stream AG Вернер Зирниг.

Напомним, что Nord Stream AG является международным консорциумом, созданным для проектирования, строительства и эксплуатации газопровода через Балтийское море. Его акционерами являются  российское ОАО «Газпром», германские компании BASF SE/Wintershall Holding GmbH и E.ON Ruhrgas, голландская инфраструктурная компания N.V. Nederlandse Gasunie и французская энергетическая компания GDF SUEZ.

 Председатель совета акционеров проекта сооружения газопровода «Северный поток» бывший канцлер Германии Герхард Шредер убежден, что «в интересах Европы следует открыть России как крупнейшему энергопроизводителю доступ на внутренний энергетический рынок – точно так же, как Россия привлекает к участию в разработке своих газовых и нефтяных месторождений европейские энергетические концерны».

«Поддерживая проект строительства трубопровода по дну Балтийского моря, - говорит Г.Шрёдер, - я действовал исключительно в интересах нашей страны и Европы. Именно поэтому, будучи канцлером, я стал сторонником этого проекта. Невозможно утолить энергетический голод в Европе, не привлекая богатейших сырьевых запасов России».

Даже для него, привычного к политическим баталиям, стало полным откровением та пропагандистская кампания, которая была развернута даже в германских  СМИ против проекта «Северный поток». Вот его собственное свидетельство: «Вообще-то участие в немецко-российском проекте должно бы восприниматься немецкой общественностью как обычное и нормальное дело: так же, как, например, участие в немецко-французском или немецко-американском. Однако реакция на мое решение была прямо противоположной. Общественная дискуссия превзошла все, что может присниться в кошмарных снах». [5]

Впрочем, подобные кошмары имеют свое объяснение. Оно кроется в той роли, которую отводят энергетической политике США. В одном из последних докладов Национального разведывательного совета США именно вопросы энергобезопасности были поставлены в центр глобальных геополитических игр. Документ прогнозирует возникновение ситуации, при которой «возрастет напряженность между странами, конкурирующими за ограниченные ресурсы». «С более высокими ценами более стабильные государства справляются лучше, но перспективы их экономического роста могут внезапно уменьшиться, и в результате возникнут политические бури», - подчеркивается в докладе. [6]

Подобная констатация хорошо вписывается в систему задач глобального доминирования США. В списке этих задач ведущее место занимает «сдерживание других центров мирового влияния» в «рамках существующей системы миропорядка», а также «поддержание контроля над основными источниками энергии в мире». [7]

Так что «бури», поднимаемые на Балтике вокруг «Северного потока» усилиями ряда европейских политиков, зарождаются далеко от Европы – за океаном.


[1] http://www.dw.de/dw/article/0,,16278644,00.html
[2] РИА НОВОСТИ 08.10.2012 08:02
[3] Северный поток российского газа и его противники // Аналитические записки. 2007. Июнь. С.50.
[4] Куликова И. Можно ли сделать конструктивным энергодиалог Россия – ЕС? // Аналитические записки. 2007. Март. С. 111–112.
[5] Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике. М., 2007.  С.458-459.
[6] Мир после кризиса. Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир. М., 2009. С.99.
[7] Хомский Н. Гегемония или борьба за выживание: стремление США к мировому господству. М., 2007. С.27.

ИСКЕНДЕРОВ Петр Ахмедович - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель радиостанции «Голос России».