«Новая» Грузия: американский «топор» и европейская «пила»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Выборы 1 октября в Грузии принесли большинство в парламенте коалиции «Грузинская мечта» во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили. По новой конституции именно парламентское большинство назначает премьер-министра, которому отводится роль первого лица государства (норма войдет в силу после президентских выборов 2013 года). М.Саакашвили признал поражение возглавляемого им «Единого национального движения» и заявил о переходе в оппозицию. Другой представитель режима, секретарь Совета национальной безопасности Г. Бокерия, заверил, что препятствия в процессе передачи власти чиниться не будут.

В то же время по всему видно, что Саакашвили не намерен выпускать из рук рычаги управления. Он отверг предложение Иванишвили уйти в отставку с поста президента и приступил к укреплению властной «вертикали». Саакашвили, как и прежде, назначает руководителей регионов, они по-прежнему отчитываются только перед ним. За ним также назначения на посты руководителей Национального банка и Управления аудита (Контрольной палаты). Оперативно укрепляет Саакашвили свое влияние и в вооруженных силах. 5 октября он подписал указ об увольнении начальника Генерального штаба Чанкотадзе и назначении на этот пост его первого заместителя Каландадзе. Считается, что Каландадзе лично предан Саакашвили, кроме того он близкий друг бывшего министра обороны и МВД Грузии Ахалая.

Наконец, Саакашвили вычленил из состава МВД, переходящего под контроль Иванишвили, Службу правительственной связи и переподчинил ее Службе государственной охраны, подчинённой напрямую президенту. То есть в руках Саакашвили остаётся ставшее в Грузии повальным прослушивание телефонных разговоров.

По сути, сейчас в Грузии двоевластие… Иванишвили и его соратники уже заявили, что нынешняя конституция является серьезной проблемой для страны и чревата периодическим возникновением политических кризисов. Однако у Иванишвили нет конституционного большинства в парламенте (во всяком случае, пока). По результатам выборов бывшая оппозиция получила 83 места из 150, «Единое национальное движение» (ЕНД) – 67, тогда как для конституционного большинства требуется 100 депутатских мест. Сейчас много разговоров о том, что Иванишвили будет перетягивать депутатов-мажоритариев от ЕНД в свою коалицию. Такая возможность существует.

В то же время сама коалиция «Грузинская мечта» далеко не однородна. Она состоит из нескольких партий, имеющих довольно серьезные идеологические разногласия. Раньше их объединяла борьба с режимом Саакашвили, теперь у мелких коалиционных партий, которые провели своих людей в парламент по списку Иванишвили, появилась возможность маневров. Так что блок «Грузинская мечта» не является монолитным, и в будущем вполне вероятны разногласия.

В том, что проблемы у блока «Грузинская мечта» скоро появятся, сомнений нет. Правда, дефицита бюджета или нехватки денег в казне и на счетах правительства не наблюдается (во всяком случае, по официальным данным), валютные резервы достигают 2 млрд. долл., бюджет исполняется с профицитом, но очень высок отрицательный баланс внешней торговли – экспорт едва дотягивает до четверти импорта. Безработица, по официальной статистике, составляет 15%, а скрытая безработица в несколько раз выше (по некоторым данным, безработными считают себя 60-70% населения Грузии).

В экономике Грузии по-прежнему хозяйничают крупные по местным меркам практически монопольные компании. Во многих секторах экономики ситуация регулируется картельными соглашениями, гарантом которых выступают власти. Сейчас следует ожидать передела наиболее прибыльных сегментов рынка, в том числе под выдвигаемыми Иванишвили лозунгами недопущения сращивания бизнеса и государственных структур.

Важное значение будет иметь политика нового правительства в отношении мелкого и среднего бизнеса. Дешёвый импорт задавил в Грузии многие сферы торговли, а ввоз сахара, курятины, бананов и некоторых других важных продуктов монополизирован. При Саакашвили были почти полностью запрещены уличная торговля и стихийные рынки, в том числе крупнейший из них около границы с Южной Осетией, сейчас начали появляться признаки оживления в этой части хозяйства.

Будоражит Грузию и проблема «воров в законе». В Советском Союзе, как известно, Грузия была одним из главных «поставщиков» этой категории уголовников. При Саакашвили против «воров в законе» была развернута борьба, многим из них пришлось покинуть республику. Перед выборами упорно ходили слухи о том, что большинство «воров в законе» с нетерпением ждут по итогам выборов смены власти, чтобы вернуться в страну и возобновить прежние занятия. Сторонники Иванишвили опровергали эти слухи, но как-то вяло. После обнародования результатов выборов в СМИ появились сообщения о резком обострении криминальной ситуации в стране. Уже было несколько нападений на банки, совершены другие громкие преступления. Победившая на выборах сторона утверждает, что сторонники Саакашвили во власти специально выпустили из тюрем уголовников и потворствуют им, чтобы дискредитировать победителей на выборах в глазах населения. В любом случае правительству Иванишвили придется приложить немалые усилия, чтобы удержать ситуацию с безопасностью граждан под контролем - как в местах лишения свободы, так и в целом по стране.

Особую сложность представит для новой правящей коалиции проблема Абхазии и Южной Осетии. Главные споры сейчас ведутся вокруг «Закона об оккупированных территориях». Некоторые представители коалиции предлагают изменить текст закона. В частности, они хотят ослабить санкции за нарушение режима ограничения экономической деятельности на этих территориях. При этом они заявляют, что не будут пересматривать сам принцип закона, согласно которому территории Абхазии и Южной Осетии объявлены «оккупированными» Россией. Не исключено, что требование подправить «Закон об оккупированных территориях» подсказано с Запада, где разочарованы тем, что указанный закон практически блокирует активность грузинской стороны в Абхазии и Южной Осетии, тогда как Россия развивает с этими республиками тесное сотрудничество.

Президент Абхазии Александр Анкваб и другие абхазские политики уже заявили, что не собираются вести никаких переговоров с новыми грузинскими властями, за исключением диалога по заключению соглашения о неприменении силы. В то же время новые власти, опираясь на полученный на выборах мандат, могут попытаться провести непопулярные решения, в том числе заключить соглашения о ненападении с руководством Абхазии и Южной Осетии, изменить «Закон об оккупированных территориях», предпринять некоторые другие шаги, закладывающие основу для будущих переговоров между сторонами (не исключено, что попытаются выйти на такие переговоры без участия России, сколь бы маловероятным это сейчас ни казалось).

Вообще, заявления Иванишвили по вопросам внешней политики не сильно отличаются от того, что делал Саакашвили. За исключением, пожалуй, отношений с Россией, которые при Саакашвили зашли в тупик и которые Иванишвили обещает теперь постепенно улучшить. Будущий премьер-министр не раз критиковал нынешнего президента за его враждебную риторику в адрес России и ее руководителей. Одной из главных задач Иванишвили будет открытие российского рынка для грузинской сельскохозяйственной продукции. Сейчас идут переговоры о допуске грузинской продукции на российский рынок, но, по словам главного санитарного врача России, очень быстро этот вопрос решён быть не может.

Лидер «Грузинской мечты» будет продолжать держать курс на «евроатлантическую интеграцию». Он много раз говорил, что вступление в НАТО является решением всех проблем Грузии. Слова белорусского президента А.Лукашенко о том, что пора вернуть Грузию в состав СНГ, одна из ближайших соратниц Иванишвили, бывший посол Грузии в Германии и Нидерландах М. Панджикидзе, назвала абсурдными и не стоящими внимания. Об этом же сказал после встречи с Саакашвили 9 октября и сам Иванишвили: «Наша стратегия - евроатлантическая интеграция». Не случайно местом первого зарубежного визита Иванишвили станут США (после президентских выборов там в ноябре). Иванишвили выделил США как главного партнера Грузии и подчеркнул, что еще не получал поздравлений из России.

Есть основания полагать, что на Бидзину Иванишвили будет возложена миссия попытаться убедить Москву не препятствовать вступлению Грузии в НАТО и в ЕС. С российской стороны уже отмечено, что в парламенте Грузии появились «конструктивные и осознающие свою ответственность силы, с которыми «Единая Россия» готова вести диалог» (Д.Медведев). Вместе с тем министр иностранных дел России С. Лавров подчеркнул, что вопрос о пересмотре Россией независимости Абхазии и Южной Осетии обсуждению не подлежит. Ближайшее будущее покажет, насколько в условиях двоевластия Саакашвили/Иванишвили Тбилиси удастся соединить в своей политике одно и другое - продолжать курс на вступление в НАТО и существенно улучшить отношения с Россией.

8 октября были названы имена большинства кандидатов на посты министров в новом правительстве. Главой МИД, вероятно, станет М. Панджикидзе. Министерство обороны возглавит ее родственник (муж сестры) И. Аласания, а Министерство внутренних дел – один из близких помощников Иванишвили 30 летний юрист И. Гарибашвили. Во главе Министерства юстиции будет поставлена 35 летняя активистка «Грузинской мечты» Т. Цулукиани. Гарибашвили и Цулукиани получали образование в Грузии и во Франции. Сам Иванишвили, как известно, является гражданином Франции, где прожил почти 10 лет. Фигуры этих и других кандидатов (например, бывшего футболиста К. Каладзе, который получил министерское кресло и стал вице-премьером) говорят о том, что в окружении Иванишвили преобладают люди со связями во Франции, Германии и других странах Европы, тогда как Саакашвили делал ставку на «американцев» (людей, прошедших обучение в США)…

В правительство Иванишвили вошли также несколько лиц из министерского кабинета времен Шеварднадзе: писатель беженец из Абхазии бывший народный правозащитник С. Субари, сын известного грузинского футболиста Д. Кипиани и несколько других. Никто из нынешнего правительства Грузии в новый состав кабинета не включён. Не получила приглашение в правительство и бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе, поддержавшая Бидзину Иванишвили в ходе избирательной кампании. Против сотрудничества с Бурджанадзе выступили те сторонники Иванишвили, которые резко критикуют её за её поездки в Москву.

Новый грузинский парламент должен быть созван к 20 октября в Кутаиси, где Саакашвили в спешном порядке выстроил новый парламентский комплекс. Правда, в лагере Иванишвили все чаще звучат голоса о том, что перенос места заседаний парламента в Западную Грузию был личным капризом Саакашвили, и надо вернуть орган законодательной власти в Тбилиси. Видимо, это ещё один вопрос, который станет предметом разногласий. И таких вопросов много.

Тбилиси