Путин и Катков в польской пропаганде

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Польское общество давно приучило себя к мысли, что враг – на востоке. И сейчас, по мере приближения 150-летия мятежа 1863 года (так называемого январского восстания), в польских СМИ снова растёт волна антироссийских выступлений. А так как действия мятежников охватили тогда территорию не только этнической Польши, но и «кресов всходних» - Литву, Украину, Белоруссию, то мобилизуются лозунги совместного польско-литовско-белорусско-украинского выступления против «ненавистного царизма» с прямым переносом этой идеологемы на Россию сегодняшнюю.

Та же кампания развёрнута и в соседней Литве, где 2013 год намерены провозгласить «годом Январского восстания». «Необходимо лелеять память о восстании», - заявил инициатор этой идеи Аудрониус Ажубалис на открытии памятной доски о событиях 1863 года в Музее прикладного искусства в Вильнюсе (1). В официальном заявлении по поводу данной инициативы указывается, что Январское восстание связало воедино судьбы трёх народов – поляков, белорусов и литовцев и этим показало им направление развития… (2). Перенос «юбилейных торжеств» за пределы Польши – это уже попытка сколотить единый польско-литовско-белорусско-украинский фронт и развернуть его против России, превратив годовщину подавления русским правительством мятежа 1863 года в новое идеологическое орудие главного калибра сродни тому, каким была Катынь… 

«Обок Орла – знак Погони. Пошли наши в буй без брони» («Рядом с Орлом – герб Погоня, наши в бой пошли без оружия») – эта речёвка сейчас то и дело повторяется в материалах польских газет на тему 1863 года. Погоня - герб Великого княжества Литовского с конца XIV в., а также герб династии Гедиминовичей (вооружённый белый всадник на красном поле). То есть восстание 1863 года подаётся как борьба за свободу от «гнёта русской власти» не только Польши, но ещё и Литвы, и Белоруссии.

Любое напоминание о зверствах польских мятежников в Белоруссии и на Украине вызывает гнев у польских журналистов. А ведь мы напрасно забыли то, о чём когда-то рассказывал Лев Тихомиров в очерке «Варшава и Вильна в 1863 г.», писавший, что польские жандармы-«вешатели» и «кинжальщики» (тайно исполняли смертные приговоры в отношении тех, кого мятежники считали предателями и врагами польского дела) убили гораздо больше людей, чем успешно подавлявший восстание граф Муравьёв. 

Самое главное для польской пропаганды, реанимирующей память о 1863 годе, - спроецировать события лет в выгодном для «польского дела» ключе на Россию наших дней. «Для правящей московской элиты нет войн справедливых…и несправедливых, - читаем мы сегодня в польских газетах. - Для них важно, что войну ведёт российская армия. Если так, значит, россияне её поддержат. Для них кровавое «умиротворение» Кавказа в царское время и при Путине – пустяк» (3). И далее: «…благородные россияне в тот период поддерживали борьбу поляков (например, Александр Герцен)… А Катков обличал их как предателей… Сегодня то же происходит под штандартами правящего уже третий срок президента Владимира Путина», когда собираются вместе «собираются сторонники порабощения Россией других народов» (4). И разве не примечательно, что в новой антироссийской кампании в одном пропагандистском «бульоне» оказываются Путин и Катков? Ведь во многом именно благодаря М.Н. Каткову, громившему в 1863 году в своей публицистике польских мятежников с позиций защиты Веры, Царя и Отечества, совершился тогда оздоровительный переворот в русском общественном мнении, пробуждённом от либеральной спячки!

Каткова глубоко возмущали, например, послания польских шляхтичей к Александру II с требованиями присоединить к Польше Литву, Белоруссию и Украину. «Живо вспоминаются нам события того времени: как русским солдатам плевали в лицо, как их изменнически перерезали, как русской женщине нельзя было показаться на улице в Вильне, не опасаясь быть оскорбленной», - писал Катков. Писал он и об актах вандализма, совершавшихся мятежниками на православных кладбищах, и об убийствах православных священников, и о многом другом. Перелистаем страницы публицистики Каткова. «Польское восстание не есть восстание народа, а восстание шляхты и духовенства…Польские публицисты с бесстыдной наглостью начали доказывать Европе, что русская народность есть призрак, что Юго-Западная Русь не имеет ничего общего с остальным народом русским и что она по своим племенным особенностям гораздо более тяготеет к Польше». И разве сейчас не повторяется то же самое?

Сегодня в определённой части польского политикума нелепые сравнения 2012 года с годом 1863-м - не редкость, как не редкость и рассуждения о том, что «дух рабства и сегодня виден … на улицах Петербурга и Москвы»(5), что поляки теряют свой «боевой дух», проявленный в борьбе с «царизмом» в 1863 году, что сегодня русские чувствуют эту слабость и используют её во вред Польше... 

В ближайшие месяцы тема польско-российского противостояния будет развёрнута в полную мощность. «Тени ушедших предков» будут использованы для того, чтобы создать «винегрет» из российской внешней политики, «январского восстания», Путина и «прав человека». К январю 2013 года это информационное наступление достигнет кульминации.

_________________________

1) «Wilno: odsłonięto tablicę upamiętniającą powstanie styczniowe» (Kresy.pl, 20 lipca 2012)

2) «Litwa: rok 2013 - Rokiem Powstania Styczniowego?» (Kresy.pl 16 maja 2012)

3) Antoni Zambrowski «Rosja - Wciąż przeciw Polakom» (Gazeta Polska Nr 18 z 2 maja 2012)

4) Там же

5) Tomasz Łysiak «Carskie oko» (Gazeta Polska, Nr 25 z 20 czerwca 2012)