Евразийская интеграция и информационная политика

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Завершившаяся 20 октября в Киеве двухдневная конференция «Проект Евразийского союза в общественном измерении» уже не в первый раз поставила вопрос о стратегических приоритетах внешней и внешнеэкономической политики Украины, в том числе в отношении к евразийским интеграционным объединениям. Ведь не секрет, что заявленный Киевом евро-интеграционный (евро-атлантический) приоритет всё больше напоминает ритуальную внешнеполитическую формулу, лишенную и содержания, и перспективы… В то же время в рамках Таможенного союза (ТС), а позже и в русле более глубоких интеграционных процессов Украина имеет реальную возможность участвовать в формировании евразийской геоэкономической архитектуры. Однако с каждым днем промедления в том, что касается принятия необходимых политических решений, существующее здесь «окно возможностей» медленно закрывается. 

При этом на Украине есть реальная общественная поддержка именно евразийского, восточного вектора интеграции, и выражается она цифрой примерно в 50-60% граждан. Что говорить, если даже 23% потенциальных избирателей радикально-националистической  «Свободы» тоже выбирают союз с Россией. И, несмотря на всё это, «евро-интеграционный вектор» остаётся законодательно закреплённым в политике Украины, а госаппарат вынужден работать с документами, которые (увы!) не менялись принципиально со времен Кучмы, а иные – и Кравчука.

И здесь важнейшим становится отношение к информационному сопровождению интеграционных проектов, к развенчанию распространяемой о них лжи. В некоторых случаях речь идёт об элементарном информировании населения, экспертов, политиков. Конечно, когда официальные представители Евразийской экономической комиссии говорят: «Насильно мы никого в Таможенный союз не тащим», это звучит корректно. Однако в информационную эпоху, в условиях жесткого столкновения конкурентных моделей, в том числе моделей экономических и политических союзов, - это путь если не в никуда, то как минимум – к застою систем (проектов).

Любой интеграционный проект (экономический, политический, военный) - это в первую очередь взаимодействие информационных пространств и приведение их к некому «общему знаменателю» мнений. И лишь когда этот «общий знаменатель» появляется, задачи интеграции становятся реально решаемыми. Кстати, в ЕС и НАТО это всегда отлично понимали, поэтому руководство этих структур только на Украине ежегодно тратит десятки миллионов евро и долларов на такое «информирование».  А официально они точно так же говорят, что «никого никуда не тащат».

Я убеждён, что Таможенный союз (ТС) и иные (ре)интеграционные объединения на постсоветском пространстве должны идти тем же путем. Должны быть сформулированы, сведены в систему и профинансированы осмысленные информационные мероприятия, направленные на: а) информирование граждан, б) обеспечение поддержки экспертного сообщества, в) формирование позитивного имиджа как самого ТС, так и всех его участников (особенно его неформального «локомотива» - России), в) развенчание существующих негативных мифоконструкций и формирование позитивного образа будущего интеграционного объединения.

Львиная доля внимания должна быть сейчас обращена именно на это. Ведь ощущение поддержки может и обмануть: так, социологи, говоря о высоком уровне пророссийских настроений на Украине, отмечают, что даже в молодежной среде Востока и Юга проевропейские (антироссийские) настроения уже сильнее. И это понятно: деньги ЕС/НАТО на пропаганду «европейского выбора» Украины тратятся щедро и с умом.

Нынешняя поддержка евразийской интеграции - это во многом ещё «советский» ресурс, его образуют те, кто помнят СССР, кто согласны с оценкой его крушения как «крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века». Между тем на выборах уже голосуют молодые люди, родившиеся после 1991 года. И промедление ещё в несколько лет (а целое двадцатилетие в этом смысле потеряно!) не может не вызвать падения уровня пророссийских симпатий в украинском обществе. Поэтому необходима более предметная работа с молодежью при одновременном целенаправленном информировании о целях, задачах, преимуществах, перспективах и Таможенного союза, и Единого экономического пространства, и Евразийского экономического союза как зреющего проекта.

Идеальным вариантом было бы открытие канала, подобного RT («Россия сегодня»), но нацеленного на аудиторию постсоветского мира.  Чаще и смелее надо обращаться к региональным СМИ, до которых у цензуры зачастую не дотягиваются руки, - тем более что во многих случаях уровень доверия к ним существенно выше, чем к центральным изданиям. Необходимо активизировать работу профильных НПО, в частности – через системы микрогрантов. Европейский и американский опыт показывает, насколько успешной может быть их деятельность. Местные НПО лучше всего знают и местных «лидеров мнений», на которых в таких случаях надо делать ставку. Безусловно, помогло бы делу создание тематических интернет-сайтов с самым широким спектром информации – от новостей и исследований до подбора основных фактов из практики работы Евразийской экономической комиссии. Необходимым элементом такой работы в интернет-пространстве должно стать регулярное взаимодействие с популярными украинскими блогерами. Необходимо расширить и качественно усовершенствовать работу в социальных сетях и даже на ведущих локальных форумах. Необходимо честно признать, что на сегодняшний день интернет-пространство Украины настроено по отношению к евразийскому вектору интеграции явно негативно, что не может не тревожить.

Важнейшим в такой работе (с Интернетом) является сегментированность ключевых «посланий», адресуемых конкретным социально-демографическим группам. Каждый человек должен понимать, что получит от процесса, именуемого евразийской интеграцией, именно он. Наверное, пригодятся здесь и классические методы: создание специальной литературы для вузов (хотя бы справочного характера, как это делает Евросоюз), студенческие конференции. Отчего бы не взять  пример с той же НАТО, проводящей студенческие конкурсы по тематике «евроатлантической интеграции»?

По-прежнему актуальна информационная подпитка экспертной среды. Далеко не все эксперты владеют информацией о ТС, его структуре, полномочиях и т.д. (что же тогда говорить об остальных). Безусловно, важным в работе с экспертами является проведение таких публичных мероприятий, как состоявшаяся в Киеве 19-20 октября конференция - при одновременном расширении географии подобных форумов на основные регионы Украины. Как верно отметила на конференции доктор исторических наук Тамара Гузенкова, в украинском публичном дискурсе евразийский вектор если не маргинален, то очень неоднозначно воспринимается, и отсюда – низкий уровень внимания к дискуссиям о евразийских перспективах Украины.

В повестку дня выдвигается формирование восприятия евразийского вектора как альтернативы европейскому, в том числе через проведение масштабных мероприятий по примеру ежегодного Форума «Украина - ЕС».

Для оптимизации экспертного сопровождения евразийских проектов было бы разумным формирование сети экспертов, способных выступать спикерами на других мероприятиях, в том числе на тех, которые посвящены вопросам европейской (евро-атлантической) интеграции, поскольку именно там производится и запускается в оборот едва ли не большинство мифов о Таможенном союзе.

Важный момент – формирование целостного имиджа ТС и входящих в него стран. Попытка формировать имидж на основе рационального осмысления преимуществ – не самый эффективный путь. Это доказывают и переговоры Украины по созданию ЗСТ с ЕС – переговоры продолжаются, хотя большинство экспертов уверено, что данная инициатива не на пользу Украине.

Вполне естественно, ТС и любые иные евразийские проекты, воспринимаются общественным сознанием сквозь призму имиджа России как неформального лидера объединения. Однако на имидж России пока что, к сожалению, сильнее всего влияет антироссийская информационная кампания, непрерывно ведущаяся в украинских СМИ на протяжении всех лет независимости и закрепляемая в школьной программе (через так называемую «политику национальной памяти»). За 20 лет была «накатана» целая система воспитания украинской молодёжи, для которой Россия - либо «абсолютное зло», либо «смешная страна», сотрудничество с которой бессмысленно. Решительная ломка этого стереотипа – определяющий момент в успехе продвижения идей евразийской интеграции в украинском обществе.

В публичном дискурсе, связанном с перспективами евразийского интеграционного проекта, должна быть увеличена также роль Белоруссии и Казахстана, имея в виду преимущества, которые получают эти страны от участия в Едином экономическом пространстве.

На конференции в Киеве многие эксперты говорили, что люди редко мыслят сугубо рациональными категориями. Да, для Украины ежегодная выгода от евразийской интеграции в 9 миллиардов долларов - сильный аргумент, но это больше для экспертов и людей науки. Для обычного же человека эта цифра – абстракция, как и сам бюджет Украины (о величине которого граждане чаще всего имеют очень приблизительные представления). А вот Евросоюз оперирует гораздо более доходчивой информацией - известными торговыми марками, символами социального, семейного и личного благополучия, образами технологического совершенства, представлениями о ЕС как о «Роге изобилия», где только что молочные реки не текут. Всё это тиражируется украинскими СМИ и большим количеством живущих на западные деньги  НПО.

Образ же России в тех же источниках информации сопровождается таким набором негативных ассоциаций, что делает в коллективном сознании любое участие в  продвигаемых Россией проектах, мягко говоря, неприемлемым. Пособляет этому и грубая дезинформация,  например, разговоры о том, что в Таможенном союзе «всё решает Россия», что Кремль в случае присоединения Украины к ТС будет напрямую влиять на украинский бюджет, и другая откровенная ложь. И эти внушения «овладевают массами» тем более легко, что большинству граждан Украины не до «высоких материй», они сосредоточены на другом – на физическом выживании.

Совершенно очевидно, что выработка альтернативного набора смыслов и символов интеграции, привлекательных для простого гражданина Украины, должна начинаться в России и исходить из России.

Возможным подспорьем тут станет коллективная память об эпохе СССР и социальных преимуществах советского строя (наличие таковых признают даже русофобски настроенные галичане) – свободе передвижения в рамках общих границ,  соизмеримости стоимости таких передвижений с доходом подавляющего большинства населения, доступной цене на услуги ЖКХ и др. Без такой информационной работы, адресатом которой является «простой человек», все остальные усилия будут половинчатыми.

Генри Форд когда-то заметил: «Экономить на рекламе всё равно, что остановить часы с целью экономии времени», и это очень верно.

Таможенному союзу, безусловно, ни к чему «завлекать» кого-то против его желания, но предоставить полный объём информации о себе и на регулярной основе проводить информационные кампании в поддержку своей деятельности – это суровое требование времени. Для серьёзного политика отложить выполнение данного требования – невозможно.