Западный сегмент евразийской интеграции и «мягкая сила»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Участие Белоруссии в интеграционных проектах обычно отождествляют с восточным вектором – Союзным государством и проектом Евразийского союза. Однако Белоруссия активно вовлекается еще и в западные проекты интеграции, имеющие два контура – соседско-интеграционный и региональный. Это проекты 4-й Речи Посполитой и Восточного партнёрства. О них пишут и говорят сравнительно мало, но работа по этим проектам ведется объемная и многоплановая.

О начале интеграционной программы в рамках 4-й Речи Посполитой польские власти открыто заявили еще в 2006 году. Проект «предполагает формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской диаспоры в рамках всеобщей консолидации польской нации. Идеологами строительства четвертой Речи Посполитой введено в оборот понятие «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населённые преимущественно этническими поляками или пропольски настроенными католиками из числа белорусов и украинцев». 

В рамках данной программы польское правительство финансирует и реализует в отношении Белоруссии (и Украины) ряд проектов, среди которых в первую очередь следует выделить:

• «карту поляка» (по оценкам польской печати, только на западной Украине обладателями этого, по сути этнического удостоверения, подтверждающего принадлежность гражданина к другому народу, могут стать около миллиона человек);

• стипендиальные и прочие программы обучения в Польше активистов молодёжных структур (вроде «программы К.Калиновского»);

• специально созданные для вещания на Белоруссию спутниковый телеканал «БЕЛСАТ» и радиостанции («Радио "Рация"» из Белостока, белорусская служба «Радио "Полония"»). Технические вопросы их вещания на восточном направлении курирует Совет по телевидению и радиовещанию Польши. 

Одновременно с усилением информационного присутствия польские официальные лица уровня вице-премьера периодически напоминают Белоруссии, что она раньше находилась в составе Речи Посполитой. Помимо этого, на белорусском направлении деятельность полонизаторов охватывает:

• распространение трактуемой в нужном русле информации относительно современности, а также культурной самоидентификации Белоруссии, особенно в части белорусского языка и истории;

• поддержку негосударственных общественных, образовательных, информационных и культурных инициатив;

• популяризацию знаний и опыта в сферах развития  неправительственного сектора (NGO), трансграничного сотрудничества,  обучения, а также малого и среднего предпринимательства.

Польская сторона озаботилась организацией «эмигрантского белорусского правительства», которое было бы признано международным сообществом еще в середине 2000-х гг. Незадолго до этого на Гродненщине в недрах «Союза поляков» были созданы параллельные властным структуры администрации. 

Внутри Белоруссии Варшава опирается на три столпа:

1) нарастающее влияние католической церкви. Насколько этот процесс интенсифицировался после встречи в Ватикане невъездного в ЕС президента А.Лукашенко с римским папой Бенедиктом XVI, можно судить, например, по факту передачи колхозов на Гродненщине в собственность костелов Святой Марии Панны (Верейки) и Святой Эльжбеты и Божьей Милосердности (Подороск). Сегодня в Республике Беларусь подавляющее большинство католических ксендзов - этнические поляки. Для сравнения: из сопоставимых с католиками по численности почти полутора тысяч православных священников (1473 общины) иностранцев – лишь четыре человека;

2) созданный польским МИД в феврале 1994 года при посольстве Польши в Белоруссии Польский институт в Минске, имеющий дипломатический статус и активно действующий как в столице, так и в регионах республики;

3) сеть неправительственных организаций т.н. третьего сектора (НПО-NGO). Внутри республики – это, прежде всего, союзы поляков и сотни польских творческих коллективов. Извне к этому добавляется сетевая инфраструктура из более чем 75 NGO, имеющая поддержку американцев, англичан и т.д.

Так называемые оппозиционные и националистические структуры в Белоруссии сегодня фактически являются инструментом полонизации. Налажены прямые и опосредованные контакты с правящими польскими партиями - «Гражданской платформой» премьера Д.Туска и консервативно-клерикальной (ныне считающейся оппозиционной) «Право и Справедливость» бывшего премьер-министра Я.Качиньского (эта партия имеет тесные связи с Ватиканом).

Региональный интеграционный проект «Восточное партнерство» был выдвинут польским МИДом в 2008 году. Минск присоединился к этому (инициированному Брюсселем и Вашингтоном, но появившемуся с подачи Варшавы) проекту в мае 2009 года. 

По сути «Восточное партнерство» - это продолжение ГУАМ, обнаружившего в августе 2008 года свою военно-политическую несостоятельность. Участие в программе Белоруссии и Армении (в ГУАМ не входивших) – попытка реванша за провал грузинской агрессии в Осетии. 

Главный «оператор» на западе постсоветского пространства (Белоруссия, Украина, Молдавия) – Польша, на юге (Азербайджан, Грузия, Армения) – натовская Турция. Официальный спонсор - Брюссель.

Интерес Запада – превращение постсоветских республик в энергоотмычку для взлома сырьевой кладовой Евразии (России и среднеазиатского региона).

Интерес Варшавы – под «крышей» Брюсселя / Вашингтона опередить Кремль, использовав заминки в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, «закрепить» постсоветские республики за собой. 

Предполагается реализовать проект возрождения легендарной Сарматии в политическом (интеграция в рамках 4-й Речи Посполитой) и экономическом смыслах – на энерготранзитном пространстве, которое свяжет в единую инфраструктуру Черное и Балтийское моря.

Всё это – СИММЕТРИЧНАЯ западная АЛЬТЕРНАТИВА проектам евразийской интеграции. При этом представители польских и прочих западных структур не произносят восторженных речей, забалтывающих проблемы, как в свое время их восточные коллеги забалтывали СССР, СНГ, ЕЭП, Союзное государство...

До недавнего времени единственной серьезной проблемой продвижения польских геополитических и прочих интересов на восток была слабая экономика и недостаток средств. Однако если исходить из переданного радио ВВС 13 октября 2012 года заявления премьер-министра Дональда Туска, согласно которому «Польша инвестирует 70 млрд. долларов в экономику и инфраструктуру», эта проблема может быть решена уже в ближайшее время и, скорее всего, с помощью США.

Об уровне внимания, уделяемого польскими властями интеграционным проектам на востоке, свидетельствует, например, IV съезд Полонии и поляков за границей (Пултуск, 24-26 августа 2012 года). В нем приняли участие не только польские политики и общественные деятелей со всего мира, но и первые лица Польши – президент, председатель Сената и т.д. Представители НПО-NGO критиковали деятельность МИД, Сейма и др. госструктур, выступили с рядом инициатив, нашедших понимание у властей. Помимо прочего, было принято обращение к польскому парламенту с предложением принять новый закон о репатриации и усилить контроль за деятельностью МИД при оказании помощи полякам за рубежом. 

Запад активно и успешно использует «мягкую силу» и инструментарий гражданского общества для противодействия проекту Евразийского союза. Благодаря этому на пространстве бывшего СССР сфера общественных объединений пока всё ещё беспрепятственно «обживается» западной системой влияния… А ведь именно в этой сфере сосредоточена огромная энергия общества, особенно интеллигенции и молодежи. Позитивно организовать эту энергию можно по-разному. В том числе и на принципах управляемой демократии. Работа в общественном секторе Евразийского союза должна вестись на серьезном уровне и соответствующими инструментами. Сочетание административного и общественного методов дает наилучший результат, позволяющий мягко перенаправить «мягкую силу» гражданского общества с противодействия евразийской интеграции ей на пользу.