Ещё раз о территориальных спорах Японии с Китаем и Кореей (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Токто  ли Такэсима?

Практически одновременно  с обострением территориального спора между КНР и Японией резко обострился давнишний японо-южнокорейский диспут о принадлежности островов Токто (корейское название), они же Такэсима (японское название). Если в случае с архипелагом Сенкаку административный контроль над ним осуществляет Япония, то острова Токто находятся под суверенитетом Республики Корея (РК). Символическими пиками этих противостояний стали первое в истории посещение президентом Южной Кореи Ли Мён Баком островов Токто 10 августа  2012 г. и высадка 15 августа 14 китайских активистов, жителей Гонконга, на Сенкаку.

Каковы движущие силы, синхронно пробудившие дремлющие территориальные споры, существующие у Токио со всеми тремя (или четырьмя, если рассматривать притязания Пекина и Тайбэя на острова Дяоюйдао по отдельности) дальневосточными соседями и мгновенно раскрутившие их до состояния политического цунами?

Одну из этих сил, созданную «возвращением» США в АТР, мы уже упомянули. Однако есть и глубинные внутренние  причины. В числе первых среди них называется всплеск национализма  во всех конфликтующих странах. Здесь прежде всего исследователи выделяют проявившуюся в последние годы тенденцию роста влияния правонационалистических сил в японском обществе.

Соседей Страны восходящего солнца всерьёз тревожит распространение экстремистских настроений и перерастание пассивного японского национализма в «агрессивный империализм». На фоне ослабления авторитета правящей демократической партии (ДПЯ) в результате катастрофы АЭС Фукусима в марте 2011 г. и не очень эффективных действий властей по преодолению её последствий происходит быстрая консолидация  «новых правых сил», уже получивших название «Хасизм» на базе сочетания имени одного из ведущих лидеров «правых» мэра г. Осаки Тору Хасимото и термина «фашизм». Среди главных причин, способствующих росту националистических настроений, аналитики называют нервозную реакцию японцев на бурный рост Китая и ослабление доверия к надёжности американо-японского военного союза, твёрдости оборонительных гарантий Вашингтона, вызванное  недавней жёсткой полемикой между бывшим лидером ДПЯ Ю. Хатояма  и Пентагоном из-за так и несостоявшейся передислокации базы ВВС США Футенма с острова Окинава. Трения в японо-американских отношениях подстегнули дискуссии по поводу необходимости кардинального укрепления японских сил самообороны и добавили жёсткости в риторику, адресованную дальневосточным соседям.

2012 год был отмечен рядом провокационных выпадов со стороны представителей японской политической элиты.

- В феврале мэр г. Нагои (4-е место в стране по населению) Т. Кавамура выступил с публичным отрицанием факта резни в китайском г. Нанкин, устроенной японской армией в 1937 г., вследствие чего Нанкин расторг побратимские связи с японскими партнёрским городом, а вице-премьер КНР Ли Кесянь отменил визит в Токио.

- В апреле самый, пожалуй, известный националист мэр столицы Синтаро Исихара объявил о планах  национализировать острова Сенкаку.
     
- Созданная мэром г. Осаки (3-е место по населению) правонационалистическая «Ассоциация реставрации» (Hashimoto’s Osaka no Kai - Restoration Association) выступила с оскорбительными заявлениями в адрес Южной Кореи, утверждая, что «Япония ничего не должна Корее» и «диктатура» в период колониального управления «была необходима». Более того, категорически отвергая базовые «безъядерные» принципы японского правительства, эта Ассоциация ратует за то, чтобы сдерживать угрозы со стороны соседей ядерным оружием.

Правые жёстко раскритиковали «мягкотелое», «раболепствующее» поведение своего правительства, которое, стремясь не разжигать конфликт с Китаем, ограничилось высылкой как «незаконных иммигрантов» активистов из Гонконга (те не только высадились на спорных островах, но и оказали активное  сопротивление военнослужащим японской береговой охраны, забрасывая их кирпичами и металлическими болтами). В результате уровень поддержки кабинета Ё. Нода среди населения страны обрушился на 30 % .

В настоящее время в Японии происходит институционализация и организационная структуризация правых сил. Теперь уже бывший мэр Токио С. Исихара создаёт свою политическую партию, которая наряду с осакской «Ассоциацией реставрации» намерена участвовать в парламентских выборах. При этом наблюдатели предсказывают существенное расширение их присутствия в политике страны, что приведёт к дальнейшему дрейфу Японии в сторону консервативного национализма.

На этом фоне становятся более понятными причины нынешнего обострения территориального спора между Токио и Сеулом. Известно, что Южная Корея, как и ряд других  восточноазиатских стран, активно протестует против издания в Стране восходящего солнца школьных учебников, а также других  действий, искажающих историю и обеляющих военные преступления милитаристской Японии. Тем более сильный взрыв негодования вызвало одобрение Токио  в начале 2012 г. новых учебников для старшеклассников, в которых   утверждается, что РК незаконно оккупирует острова Токто.

Надо сказать, что и южнокорейские власти вносят свою лепту в разогревание конфликта. На заключительном этапе президентской карьеры Ли Мён Бак, видимо, решил хоть как-то восстановить свой имидж внутри страны, разыгрывая националистическую карту. Ведь его внешнеполитический актив не так и велик. На центральном направлении – отношениях с КНДР – полное фиаско. Они находятся в катастрофическом состоянии. Вся инфраструктура сотрудничества, созданная предшественниками, полностью разрушена, а амбициозные, но беспочвенные планы добиться изоляции и уничтожения Северной Кореи,  её поглощения Югом провалились. Отношения с важным экономическим партнёром – Китаем осложнились и т. д. Рейтинг президента упал также из-за арестов и отставок по подозрению в финансовых преступлениях, в том числе его родного брата и ближайших сподвижников.

И вот вопреки своему же прежнему курсу на подъём сотрудничества  с Японией во многом на антисеверокорейской и антикитайской основе (в духе идеологической солидарности военных союзников США) Ли Мён Бак на излёте своего пребывания в Голубом доме пошёл на жёсткое  обострение отношений с Токио. Демонстративный визит на  острова Токто в августе стал кульминацией. Этот шаг наряду с посещением в октябре острова Ёнпхёндо, ставшего в 2010 г. ареной артиллерийской дуэли с Северной Кореей, видимо, призван оставить  в памяти южнокорейцев образ Ли Мён Бака как непреклонного защитника территориальной целостности государства.

Ещё в декабре 2011 президент РК потребовал от японского премьер-министра решения проблемы «сексуальных рабынь» (кореянок, насильно рекрутированных в бордели японской армии в период Второй мировой войны), на что со стороны премьера Ё. Нода последовало встречное требование – убрать «монумент мира» (скульптура девушки – символ этой трагедии), возведённый напротив японского посольства в Сеуле, а со стороны националистов – заявление о том, что «Япония ничего не должна Корее».

Нынешнее обострение японо-южнокорейских отношений зашло дальше, чем когда-либо. Сеул принёс в жертву даже уже полностью подготовленное «Соглашение об обмене основной военной информацией» с Японией, призванное вывести сотрудничество в оборонной области на небывалую ранее высоту, отказавшись в последнюю минуту (29 июня 2012 г.) его подписать. Этот демарш вызвал нескрываемое раздражение Вашингтона, много сделавшего для сближения своих двух ключевых союзников в Восточной Азии и укрепления инфраструктуры трехстороннего военного стратегического сотрудничества.

На этот раз конфликт впервые затронул сердцевину двусторонних отношений – экономическое сотрудничество. Страдает реальный сектор экономики: во второй половине текущего года сократился объём японских инвестиций в экономику РК, замедлились темпы взаимной торговли и туризма, банк Сумитомо-Мицуи отменил предоставление корейским партнёрам ряда уже согласованных финансовых услуг. Антикорейские настроения СМИ и общественности Японии оказались настолько высоки, что национальное телевидение прервало показ чрезвычайно популярных в последние годы среди японцев корейских телесериалов. На этот раз жертвой стала теледрама «Человек, называемый богом». И всё потому, что  корейская кинозвезда, исполняющая роль главного героя, Сун Иль Кук принял участие в эстафетном заплыве на остров Токто. Сейчас в Южной Корее проводится широкая серия подобных мероприятий, призванных мобилизовать патриотические чувства граждан. Так, почти во всех населённых пунктах установлены указатели, информирующие о точном расстоянии от данной точки до оспариваемых Японией островов.

На сегодняшний день сложилась весьма драматическая картина. Одновременно, хотя и с  разной силой, актуализировались все территориальные конфликты Японии с соседними государствами - РК, КНР и Тайванем, Россией...  В связи с этим  некоторые обозреватели даже допускают возможность единого антияпонского фронта, возникновения направленного против Токио «треугольника» КНР – Корея (РК и КНДР) – Россия, который вытеснит реально существующий «треугольник» США – Япония – Южная Корея. На наш взгляд, оснований для таких смелых прогнозов и эффектных построений всё же нет.

В этом узле территориальных споров просматриваются некоторые  тенденции и закономерности. Государства, реально контролирующие территории, стремятся обсуждать спорные вопросы в двустороннем формате, а страны, претендующие на острова, предлагают интернационализировать эти проблемы. В наиболее трудном положении находится Япония. В случае с островами Токто она предлагает передать этот вопрос в Международный суд ООН, а в случае с архипелагом Сенкаку аналогичное китайское предложение отвергает.

Более существенно, однако, то, что в подходах России и Китая прослеживается  схожая аргументация, хотя исходные позиции и различаются: Москва Южными Курилами владеет, а Пекин (и Тайбэй) Дяоюйдао – нет. Тем не менее в обоих случаях стороны главным  аргументом выдвигают требование уважать принцип незыблемости границ, установленных по итогам Второй мировой войны и апеллируют к соответствующим решениям держав-победителей, зафиксированных в Каирской, Ялтинской  и Потсдамской декларациях. Япония же  их не признает, ссылаясь на то, что не участвовала в работе данных форумов. Тезис по меньшей мере удивительный, учитывая то, что она воевала против творцов послевоенного устройства мира, была ими побеждена и подписала Пакт о безоговорочной капитуляции. При этом Токио ссылается на Сан-Францисскую мирную конференцию 1951 г., в подписании  заключительных документов которой не принимали участие ни СССР, ни КНР, ни КНДР, ни даже Тайвань в силу развернувшейся в тот период холодной войны. Одной из главных  причин, почему Москва отказалась подписывать Сан-Францисский договор, была вопиющая несправедливость, состоявшая в том, что на форум, посвящённый подведению итогов  войны на Тихом океане и определения ответственности главного агрессора в ней, милитаристской Японии, объемов компенсаций, репараций и т.д., которые последняя должна была выплатить пострадавшим и победителям,  не пригласили  основных жертв этой агрессии, законных представителей китайского и корейского народов в лице КНР и КНДР.

Юристы и историки всех заинтересованных стран могут спорить по поводу принадлежности оспариваемых островов бесконечно, но принцип нерушимости итогов Второй мировой войны остаётся основополагающим. «Революционные» решения территориальных споров за острова в виде  изменения существующих границ не просматриваются (по крайней мере, в близкой перспективе). Рано или поздно среди участников нынешней острой полемики, скорее всего, возобладают соображения здравого смысла, тесно связывающего интересами экономического сотрудничества большую восточноазиатскую тройку: КНР – Япония – РК.

Впрочем, нельзя полностью исключать и возможность  дальнейшего обострения конфликтов вплоть до локальных вооружённых столкновений (прежде всего, в японо-китайских отношениях). В случае таких столкновений все их участники, скорее всего, окажутся в проигрыше.

Сложившаяся ситуация требует от всех вовлечённых сторон максимальной ответственности, способности к самоконтролю, а со стороны великих держав – осуществления столь же ответственной и  беспристрастной посреднической миссии.