Геополитика конфликта в Газе: расчеты Израиля (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Что скрывает «Облачный столп»?

Военно-политическое руководство Израиля с большим тщанием подбирает названия для своих операций, в том числе в Газе, вкладывая в них особый смысл. В 2008-2009 гг. это был «Литой свинец», за которым угадывалось желание слепо и яростно покарать, сейчас – «Облачный столп», смысл которого, видимо, в том, что, помимо объявленного, операция скрывает и дополнительные мотивы, которых немало.

Когда операция в Газе была уже в полном разгаре, израильский портал IzRus опубликовал весьма любопытный документ, составленный некоторое время назад экспертами внешнеполитического штаба ("мате медини") центрального аппарата МИД страны для министра иностранных дел Авигдора Либермана.[1]  В нем, в частности, содержался анализ причин ожидаемого 29 ноября обращения лидера Палестины Абу-Мазена (Махмуда Аббаса) к Генассамблее ООН с просьбой присвоить ей статус государства-наблюдателя при ООН. Кроме того, составители документа представили Либерману рекомендации относительно израильской реакции на подобный шаг палестинского руководства.

«Мотивы решения Абу-Мазена обратиться в ООН в ноябре неоднозначны и разнообразны, - говорилось в документе. - Основным из них является существенное ослабление его позиций в палестинском обществе из-за неспособности справиться с внутренними проблемами, прежде всего в сфере экономики».

В меморандуме делались выводы и для Израиля:

«Смирившись с односторонним провозглашением Палестинского государства, признанного ООН, Израиль полностью подорвет собственный сдерживающий потенциал, что сделает в будущем любое политическое урегулирование (израильско-палестинского конфликта), приемлемое для израильской стороны, невозможным.

 Несмотря на то, что речь идет о непростом для Израиля шаге, чреватом серьезными последствиями, в данном случае смещение режима Абу-Мазена является единственным вариантом. Иные варианты – бездействие или мягкая реакция – равносильны капитуляции и признанию неспособности израильского руководства противодействовать брошенному вызову».

 Исходя из этого, израильскому руководству давались однозначные рекомендации:

«Если палестинцы откажутся от обращения в ООН, Израилю следует достичь с палестинской администрацией договоренности о создании Палестинского государства, границы которого останутся временными в течение переходного периода (до достижения стабильности в арабском мире, проведения новых выборов в ПА и внесения ясности в отношения Западного берега с Газой).

Если палестинцы в одностороннем порядке обратятся к Генеральной Ассамблее ООН и получат статус государства, этот шаг следует считать пересечением "красной черты" и нарушением всех договоренностей, делающими необходимой жесткую реакцию Израиля».Весь ход событий неопровержимо свидетельствует о том, что израильская военно-государственная машина действует в соответствии с заранее разработанным планом, а конфликт в Газе спровоцирован ею сознательно и преднамеренно. В реальности министр обороны Эхуд Барак еще в сентябре заявлял, что Израиль, возможно, «вновь оккупирует части Газы в будущем конфликте».[2]

Толчком к нынешнему витку насилия послужило убийство израильтянами командующего военным крылом ХАМАСа Ахмеда Джабари. Военные источники близкого к разведсообществу Израиля исследовательского центра DEBKA сообщили, что одновременно с устранением Джабари на юге страны в ожидании ответных ударов была объявлена повышенная боевая готовность.[3]  Для усиления эффекта была разбомблена и похоронная процессия, сопровождавшая убитого Джабари. При этом погибло пятеро детей и 19-летняя беременная женщина.[4]  Известный израильский аналитик Алуф Бенн пишет, что «А. Джабари был скорее главной фигурой в секторе Газа, сдерживавшей ракетные атаки и обеспечивавшей тем самым безопасность Израиля».[5]  Тем циничнее выглядит его убийство. Джабари, в конце концов, могли убрать тихо, как это умеют делать израильские спецслужбы, но сделано это было громко и демонстративно. Следовательно, последствия были просчитаны и ожидаемы.

События вокруг Газы должны, с одной стороны, запугать руководство Палестины, а с другой  -  послужить генеральной репетицией его смещения. Очевидно, что никто из ее лидеров не может согласиться с «временными границами» палестинского государства, которые будут начертаны израильтянами и в описанном меморандумом варианте сохраняться бесконечно долго. Точно так же механизм голосования на Генассамблее ООН запущен, и отказаться от него Махмуд Аббас не в силах, даже если бы захотел. Следовательно, уже в декабре может начаться по-настоящему большая война против палестинцев. О подготовке к этому говорит и беспрецедентное число резервистов, призываемых в армию обороны Израиля (ЦАХАЛ), - 75 тыс. человек в дополнение к уже находящимся под ружьем, что, по оценкам экспертов, по крайней мере, в три раза превышает потребности решения локальных задач в Газе.
 
Одновременно в мире создается картинка «недоговороспособности» палестинцев. На это ясно указывает выступление посла Израиля в ООН Рона Просора по поводу экстренного заседания Совета Безопасности ООН. Он подверг резкой критике намерение Палестинской автономии получить статус государства-наблюдателя в ООН. "Государство, о котором мечтают палестинцы, включает в себя сектор Газы, где правит ХАМАС. От имени кого палестинцы обращаются в ООН: от имени руководства автономии в Иудее и Самарии или от имени правительства сектора Газы, возглавляемого ХАМАСом?" [6]
 
В числе других мотивов проведения операции «Облачный столп» указывают на возможную подготовку к нанесению удара по Ирану. Проводимая ныне операция «затуманивает» полномасштабное развертывание боевого потенциала ЦАХАЛа и параллельно «обезвреживает» возможные будущие уколы на флангах, которые последовали бы вслед за атакой на иранские объекты.

Немаловажное значение имеет и то, что Нетаньяху практически вынуждает США «прекратить заигрывания» с умеренными исламистами в арабском мире и полностью солидаризироваться с Израилем в соответствии с их стратегическими обязательствами. Сенат США единогласно (!) принял резолюцию с безоговорочной поддержкой Израиля и осуждением «провокаций» ХАМАСа. Б. Обама уже позвонил нелюбимому им Нетаньяху и заверил его в своем полном сочувствии. От имени президента США первый заместитель помощника Обамы по национальной безопасности Б. Роудс недвусмысленно заявил: «Мы верим, что Израиль имеет право защищать себя, а о тактике подобной защиты он принимает решения самостоятельно».[7] 

Указывают и еще на один возможный мотив операции – предстоящие через два месяца выборы в Израиле. По мнению Independent, «единственным реальным последствием для Израиля пока стала гибель трех израильтян при ракетном обстреле». Однако и это, возможно, на руку премьеру Нетаньяху. Чем больше обостряется конфликт, тем жестче будет реакция Израиля и тем сильнее Израиль будет ощущать себя "осажденной крепостью",[8]  что на парламентских выборах неизбежно обернётся на пользу правящей партии. Об этом говорит и то, что из всех политических сил Израиля лишь крайне левый МЕРЕЦ осудил операцию, лидер которого Захава Гальон заявила: "Израиль имеет право на самооборону, но реализация этого права путем уничтожения лидеров ХАМАСа не принесет желаемого результата". [9]

Ситуация в непосредственном окружении Израиля оценивается его стратегами как вполне благоприятная для проведения любых силовых действий в Газе.

Египет, как считают в Тель-Авиве, несмотря на переброску некоторых боевых частей на Синайский полуостров непосредственно к месту событий, после не до конца преодоленного внутреннего хаоса не в состоянии бросить сколько-нибудь серьезный военный вызов ЦАХАЛу. От него пока в основном следует ожидать жестких политических деклараций и дипломатических маневров.
 
Повышенные меры безопасности принимаются на границе с Сирией. Солдатам строго запрещено отвечать на возможный стрелковый и минометный огонь с противоположной стороны без санкции командования. В качестве наиболее вероятных оцениваются вылазки антиправительственных повстанцев, связанных с «Аль-Каидой». Их общее число вблизи границы оценивается в 200 человек.  В частности, под контролем группировки «Орлы Голан» находится полностью разрушенный израильтянами в ходе войны 1967 г. город-призрак Кунейтра. Регулярные сирийские части практически отведены вглубь страны. [10]
 
Ливан парализован после убийства главы военной разведки, в причастности к которому обвиняется Хезболла, но, как выясняется, самую большую выгоду от этого пока получает Израиль.

Иордания также вступила в полосу нестабильности и вполне может оказаться следующим слабым звеном в «ближневосточном домино»,  открыв собой третью волну «арабской весны». С этой стороны граница Израиля вполне безопасна.

Вопрос о начале и масштабах наземной операции в секторе Газа пока остается открытым. Это объясняется опасениями правительства по поводу возможной реакции международного сообщества на действия Израиля. Как показывает практика, наземная фаза операции приводит к дополнительным жертвам со стороны мирного населения, что в свою очередь усиливает критику в адрес Израиля, а соответственно, и давление на него.

В то же время руководитель ближневосточных исследований в Институте Брукингса Даниэль Биман считает, например, что Израиль затеял в секторе Газа рискованную игру, которую может и проиграть…[11]  Новым фактором по сравнению со временем проведения крайне жёсткой операции «Литой свинец» в 2008 г., во время которой было убито около 1500 жителей Газы, является «арабская весна» и идеологическая близость ХАМАСа с соседними арабскими режимами. Израилю придется нелегко, если ХАМАС продержится хоть сколько-нибудь долго. Израильтяне вряд ли захотят вновь оккупировать весь сектор, и они не получат в этом поддержки Вашингтона, не желающего и дальше осложнять свои отношения с арабскими странами.

В резонанс с этим мнением Амир Горен пишет в израильской оппозиционной газете «Хаарец»: «Военные операции, направленные на ликвидацию командиров враждебных группировок, оправданны, но бесплодны. До тех пор, пока они оторваны от более широкого национального контекста, не привязаны к решению национальной задачи, Израиль движется по изнурительной спирали, всякий раз возвращаясь на одно и то же место».[12]

(Продолжение следует)


[1]  http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2012-11-14/19628.html
[2]  http://www.israelbehindthenews.com/bin/content.cgi?ID=5142&q=1
[3]  http://www.debka.com/article/22524/Israel-air-strikes-continue-after-de…
[4]  http://www.nytimes.com/2012/11/16/world/middleeast/hamas-emboldened-tes…
[5]  http://www.csmonitor.com/World/Backchannels/2012/1114/Is-Hamas-responsi…
[6]  http://www.elections-ices.org/russian/news/textid:16151/
[7]  http://www.nytimes.com/2012/11/19/world/middleeast/israel-gaza-conflict
[8]  http://cursorinfo.co.il/news/novosti/2012/11/16/indep/
[9]  http://cursorinfo.co.il/news/novosti/2012/11/14/merets/
[10]  http://www.israelbehindthenews.com/bin/content.cgi?ID=5144&q=1
[11]  http://www.foreignaffairs.com/articles/138432/daniel-byman/israels-gamb…?
[12]  http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2012/11/18/gaarec--chto-zhdet-izrai…