Кто обеспечит Киргизии транзитную ренту?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Сегодня в Бишкек прилетает заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Венди Шерман. Её маршрут из Индии в Киргизию  пролегал через Астану, где она встретилась со студентами Евразийского университета для обсуждения американского проекта «Нового шёлкового пути» - очередной креативной находки из серии заморских бизнес-планов типа «Набукко», отнюдь не призванной способствовать комплексному развитию азиатского макрорегиона. Идея Вашингтона заключается в том, чтобы блокировать или как минимум поставить под свой контроль все нацеленные на возрождение Центральной Азии инициативы региональных держав и под благостные реляции и небольшие подачки дождаться «афганизации» ЦА...

Киргизия, находящаяся в поле периферийного зрения США,  рассчитывает, судя по всему, на соответствующий её географическому положению статус в рамках евразийской интеграции. На этой неделе обсуждение практических шагов по вступлению Киргизии в Таможенный союз получило новый импульс. На открывшейся 28 ноября в Бишкеке представительной киргизско-российской межрегиональной конференции по вопросам устойчивого развития было отмечено, что в составе Таможенного союза Киргизия станет ключевым транзитным и таможенным пунктом в торговле с Китаем. Думаю, не ошибусь, если предположу, что детальное технико-экономическое обоснование развития бишкекского авиатранспортного узла «Манас» с учётом перспективы экономического воссоединения евразийского пространства и дальнейшего роста товарооборота с Китаем уже готовится профильными российскими министерствами.

Тем удивительнее повестка, с которой в Бишкек прибывает г-жа Шерман. В своём портфеле она везёт ни много ни мало «большой пакет предложений» по трансформации Центра транзитных перевозок в аэропорту Манас. Как стало известно, ещё в конце августа с.г. Агентство США по торговле и развитию (USTDA) объявило закрытый тендер на разработку бизнес-плана по увеличению грузо- и пассажирооборота этого киргизского аэропорта. «Победителем» тендера стала небольшая консалтинговая фирма из штата Мэриленд Ascendant Program Services, которой по удивительному стечению обстоятельств нередко достаются контракты USTDA, связанные с техническим содействием зарубежным государствам в развитии инфраструктурных проектов в авиационной сфере. Стоимость контракта, заказчиком которого выступает ОАО «Международный аэропорт Манас», составляет 118 800 долларов США. За эту сумму контрактор обязался провести в Республике Кыргызстан как минимум 5 рабочих дней, встретиться с представителями посольства США и посетить Министерство транспорта и коммуникаций РК, офисы ОАО «Международный аэропорт Манас» и управляющей компании аэропорта, а также авиакомпании «Кыргызстан». Перед этим вояжем, состоявшимся в начале октября с.г., в головном офисе USTDA в Арлингтоне, штат Вирджиния, контрактор дал подписку о неразглашении конфиденциальной информации, которая станет ему известной при реализации этого контракта.

Возникают естественные вопросы: каким образом не владеющий киргизским и русским языками сотрудник малоизвестной американской фирмы смог за пять рабочих дней досконально изучить внушительный азиатский рынок авиаперевозок, аэропортовое хозяйство Манаса, нормативную базу Республики Кыргызстан, регулирующую авиационную отрасль этой страны, и вникнуть во множество специфических нюансов ведения там бизнеса? Что за бизнес-план он в итоге направляет в правительство Киргизии? Кому и зачем нужна эта игра в «техническое содействие»?

Представляется, что речь идёт о достаточно неуклюжей попытке Вашингтона в той или иной форме сохранить Центр транзитных перевозок (ЦТП) в аэропорту Манас после установленного правительством А.Атамбаева срока, истекающего в 2014 году. Конечно же, за океаном никого особо не интересует проблема развития аэропортового хозяйства далёкой среднеазиатской страны. По всей видимости, американцам удалось заручиться поддержкой влиятельных лиц в окружении президента Атамбаева по вопросу сохранения экстерриториального статуса части аэропорта и обслуживающего персонала ВС США на киргизской земле. Под предлогом необходимости частичной или полной приватизации аэропорта Манас (есть ли сомнения в том, что такое требование будет одним из ключевых в «бизнес-плане»?) территория ЦТП будет выведена из-под киргизской юрисдикции и впредь использоваться в сомнительных перевалочных схемах из Афганистана под охраной частных американских военизированных агентств.

По большому счёту киргизское руководство стоит перед весьма простым выбором: пойдет ли оно по пути естественной реинтеграции на евразийском пространстве и обеспечит Киргизии место логистического хаба и транспортного моста между Евразийским союзом и Китаем, став, таким образом, ключевым звеном развития Средней Азии, либо станет соучастником цивилизационной деградации этого региона в обмен на преходящие личные блага?