РФ - Белоруссия: укрепление энергетического сотрудничества

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В самый канун нового 2013 года Москва и Минск успешно достигли договорённости о поставках из России в Белоруссию в первом квартале 2013 года 5,75 миллиона тонн нефти для её последующей переработки на двух белорусских предприятиях-гигантах - ОАО «Нафтан» (г.Новополоцк в Витебской области) и ОАО «Мозырский НПЗ» (г.Мозырь в Гомельской области).

Цена вопроса для Белоруссии велика. Основную часть белорусского импорта составляют закупаемые в России газ и нефть, а основную часть экспорта – продаваемые в Евросоюз продукты белорусской нефтепереработки. Надо сказать, тема поставок нефти долго была болезненной в белорусско-российских взаимоотношениях. В прошлые годы Белоруссия даже пыталась наладить альтернативные поставки венесуэльской нефти, вела переговоры с Азербайджаном. Однако танкерная доставка через половину земного шара и плата за транзит через Прибалтику и Украину заведомо делала такие поставки убыточными.

Белоруссия стремится к увеличению поставок импортируемой ею нефти, так как оба белорусские НПЗ постоянно модернизируются и готовы постепенно наращивать объёмы и повышать качество нефтепереработки. В 2012 году на белорусских НПЗ было переработано 21,7 миллиона тонн нефти, или на 5,7% больше, чем в 2011 году.

В 2013 году Белоруссия запросила у российской стороны 23 миллиона тонн (на 6% больше, чем в 2012 году). Переговоры проходили сложно. Очередное обострение началось в октябре 2012 года, когда российские компании поставили нефти 1,347 миллиона тонн, что на 22% меньше, чем в сентябре (1,724 миллиона тонн). Кроме того, Минэнерго России уведомило Белоруссию о том, что в четвёртом квартале 2012 года будет поставлено 4 миллиона тонн нефти вместо оговорённых ранее 5,3 миллиона тонн. Возникла опасность недозагрузки белорусских НПЗ и серьёзных потерь белорусского бюджета, который первую половину года работал с заметным профицитом. Российская сторона мотивировала свои шаги тем, что с начала 2012 года по октябрь из Белоруссии в Россию по балансу было поставлено всего 0,1 миллиона тонн нефтепродуктов. Белоруссия в 2012 году в торговле с Евросоюзом и другими странами перешла на поставки растворителей, разбавителей и смазок, увеличив их экспорт в разы. Разбавители, растворители и смазки не попадали в перечень тех продуктов нефтеперегонки, которые должны были облагаться пошлиной, которая поступала бы в российский бюджет.

Российская сторона, обеспокоенная масштабами белорусских поставок растворителей, разбавителей и смазок в Европу, создала в середине 2012 года межведомственную группу для более детального изучения вопроса. Было установлено, что в течение 2011-2012 годов по этой схеме экспорта в государства Прибалтики и Нидерланды Белоруссия сумела направить в свой бюджет порядка 1,5 – 2 миллиардов долларов, которые в случае продажи нефтепродуктов оговорённых категорий должны были быть направлены в бюджет РФ. Именно эти продажи и обеспечили основную часть профицитного бюджета Белоруссии в первой половине 2012 года.

В результате данная схема, по сути, была закрыта, теперь нефтепродукты нельзя было беспошлинно вывозить за пределы Таможенного союза. Уже в августе это обернулось серьёзными потерями для белорусского бюджета. И неудивительно. Достаточно сказать, что только в январе-августе 2012 года экспорт Белоруссии (с другими компонентами и статьями) составил 32,86 миллиарда долларов, что на 6,24 миллиарда долларов больше, чем за аналогичный период 2011 года. Этот прирост в значительной степени был обеспечен действием растворительно-разбавительной и смазочной схемы, так как за первое полугодие экспорт растворителей и разбавителей вырос по сравнению с аналогичным периодом 2011 года почти в 5 раз, а экспорт смазочных материалов – в 47 раз.

Российская сторона, оценив свои потери примерно в 1,5-2 миллиарда долларов, потребовала их возвращения, а также выполнения положений баланса по поставке нефтепродуктов в Россию. Минск отказался от выплат на том основании, что разбавители, растворители и смазочные материалы не входили в перечень облагаемых пошлинами и не учитывались в балансе, а также обязался до конца 2012 года ликвидировать все задолженности по нефтепродуктам и направить их в Россию в полном объёме.

Вместе с тем в разгар нефтяного спора в Минске вновь вспомнили об альтернативных вариантах получения нефти. Однако речь шла уже не о поставках нефти из Венесуэлы или Азербайджана – невыгодность этого эксперимента стала слишком очевидной. (Если нефть сорта «Уралс» Белоруссия покупает у России за 396 долларов за тонну, то венесуэльская нефть сорта «Санта-Барбара» при её поставках танкерами через эстонский порт Мууга обходилась Белоруссии в 917 долларов за тонну). Не находя полного взаимопонимания с Москвой¸ Минск обратился по вопросу поставок нефти к Астане. В ответ казахстанские власти выразили заинтересованность в поставках своей нефти в Белоруссию.

14 декабря 2012 года посол Казахстана в Белоруссии Ергали Булегенов на пресс-конференции высказался в том смысле, что уже сегодня Казахстан, который к 2015 году планирует увеличить добычу собственной нефти до 80 миллионов тонн в год, заинтересован в её поставках в Белоруссию, но этому пока препятствует отсутствие трёхсторонних соглашений об использовании в таком случае российского трубопровода. Было отмечено, что и Казахстан, и Белоруссия намерены вести переговоры о либерализации доступа к российской трубопроводной системе, позволяющей поставлять нефть из Казахстана на белорусские НПЗ с меньшими издержками.

В итоге после весьма сложных консультаций в треугольнике Москва – Минск – Астана российские и белорусские партнёры пошли друг другу навстречу. Белоруссия обязалась поставить в Россию в 2012 году нефтепродукты в полном объёме, а Россия – в таком же полном объёме нефть. Соглашения по балансу были сторонами исполнены.

Договорённости о поставках нефти в количестве 5,3 миллиона тонн из РФ в Белоруссию в первом квартале 2013 года означает, что на данном этапе стороны сняли самые главные и острые вопросы – при таких объёмах поставок за год Белоруссия получит необходимые ей 23 миллиона тонн нефти. Для нужд собственной экономики Белоруссии требуется около 6,5 миллиона тонн чёрного золота в год, остальное предназначено для переработки на экспорт. Вместе с тем вопрос о поставках начиная со второго квартала пока окончательно не решён и должен быть согласован сторонами до 1 апреля 2013 года.

Во многом успешное решение белорусско-российских торговых споров по нефти было достигнуто и благодаря заключённым ранее договорённостям по более широкому кругу вопросов энергетического сотрудничества. Вопрос транзита и поставок российского газа в Белоруссию полностью решён и больше не является проблемой. Развивается и сотрудничество в области атомной энергетики.

29 декабря 2012 г. был принят за основу проект белорусско-российского межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере ядерной безопасности. Ещё раньше, летом 2012 г., на заседании Совета министров Союзного государства был подписан генеральный контракт на строительство Островецкой АЭС… Первый блок должен заработать в ноябре 2018 года. Островецкая АЭС будет строиться по проекту «АЭС-2006». Реакторы типа ВВЭР-1200, которые будут использоваться на Островецкой АЭС, планируются к монтажу также на строящихся Балтийской АЭС в Калининграде, Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской АЭС-2.

В Евросоюзе стараются помешать развитию российско-белорусского сотрудничества в атомной энергетике. Проявляют активность и США, рассчитывая через МАГАТЭ и разного рода экологические экспертизы если и не добиться отмены строительства Островецкой АЭС, то хотя бы замедлить и отодвинуть сроки ввода её в эксплуатацию, чтобы попытаться реализовать альтернативные проекты АЭС в Литве и Польше. Так, 6 ноября в Латвии побывал эксперт Комиссии по ядерному регулированию CША Эдуардо Састре. Во время его визита обсуждались вопросы развития атомной энергетики в Прибалтике и Польше, а также в Белоруссии и Калининградской области России.

И здесь проект соглашения по ядерной безопасности между Россией и Белоруссией призван сработать на опережение. Предполагается, что Белоруссия подтвердит, что ядерное топливо и технологии не будут использованы в военных целях, а Россия обеспечит проблему безопасности ядерных отходов, безопасности перевозки топлива для реакторов и самого технологического процесса. Соглашение между Россией и Белоруссией будет соответствовать всем требованиям МАГАТЭ и у противников развития российско-белорусского энергетического сотрудничества практически не останется аргументов для создания искусственных препятствий.

Начавшийся 2013 год будет сложным для Белоруссии ещё и в том смысле, что объем ресурсов, необходимых для погашения основного долга государства, составит около 2,3 миллиарда долларов, что превышает платежи 2012 года в 2,6 раза. На погашение процентов должно быть направлено из бюджета ещё 786 миллионов долларов (в 1,3 раза больше, чем в 2012 году). Больше всего Белоруссия задолжала Международному валютному фонду (МВФ) - почти 2 миллиарда долларов (1,836 миллиарда долларов - основной долг и 94,6 миллиона – погашение процентов). Китаю необходимо выплатить 367 миллионов, России – 319 миллионов долларов. Несмотря на это, А.Лукашенко заявил о желании провести масштабную модернизацию как собственно белорусских, так и совместных российско-белорусских предприятий. Такая его позиция встретила понимание в Москве. Вероятно, для этих целей будет использован как российский, так и китайский кредиты, но наибольшим будет участие России.
 

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться