Оправданы ли страхи Израиля в отношении Чака Хейгела?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Президент Обама, выдвинувший незадолго до своей инаугурации республиканца Чака Хейгела на пост министра обороны, многих этим удивил, показав свою способность к неожиданным решениям. А кое-кого даже напугал - особенно в Израиле. Назначения на различные посты чиновников, служивших при администрации соперничающей партии, например Билла Гейтса на этот же пост, практиковались и раньше, но то были скорее специалисты, чем политики. Хейгел – другое дело, он фактически один из лидеров республиканской партии, вынашивавший даже надежды занять однажды пост президента США... Его выдвижение само по себе говорит о всей условности межпартийного противостояния на американской политической сцене. Необычным для подобного назначения является и то, что у Хейгела сложились напряженные отношения с произраильским лобби в США, без одобрения которого там довольно трудно рассчитывать на занятие такого поста. Однако так ли оправданы эти страхи? 

Чак Хейгел (Chuck Hagel) родился 4 октября 1946 года в Норт-Платте, (Небраска). Сенатор США от штата Небраска в 1997—2009 годах, входил в состав комитетов по иностранным делам, разведке и банковской деятельности. Именно в Сенате у него завязались тесные личные и, говорят, даже «дружеские» отношения с будущим президентом, а тогда коллегой – сенатором Бараком Обамой.

В 1967—1968 годах служил в Армии США, участник войны во Вьетнаме, куда отправился добровольцем и где, получив звание сержанта, командовал взводом в составе 9-й пехотной дивизии, участвовал во многих сражениях - и в городах, и в джунглях. Награждён двумя медалями «Пурпурное сердце». До этого в 1966 году успел закончить Институт радио и телевидения Брауна. Вернувшись из Вьетнама, вел программу новостей и ток-шоу на телевидении в Омахе. Так что Хейгел хорошо разбирается в том, как создаются имиджи, и умеет работать на публику. Окончил Университет Небраски в 1972 г., переехал в Вашингтон, чтобы работать лоббистом. В 1984 г. основал компанию «Вангард» (известный оператор сотовой связи) и стал мультимиллионером. Занимался банковско-инвестиционной деятельностью. Он входил в руководство крупнейших компаний (например, нефтяного гиганта Chevron Corporation и банка Deutsche Bank Americas). В 1990 году был исполнительным директором экономического саммита «большой семерки». Переключился на политику в 1996 году.

Особый шум в Америке вокруг назначения Хейгела на пост министра обороны возник из-за того, что он якобы неоднократно допускал «антиизраильские» высказывания и был излишне примирительно настроен к Ирану. 3 января в газете The New York Times на правах рекламы была, например, опубликована большая статья, в которой Хейгел подвергнулся жесточайшей критике. Авторы утверждали, что в случае его назначения произойдет развал Пентагона, крах израильско-американских отношений и общее ослабление США. 

Против выдвижения Хейгела выступили, в частности, члены американского двухпартийного произраильского комитета политических действий NORPAC. Активисты NORPAC назвали Хейгела политиком, "заботящимся о террористических организациях, таких как ХАМАС и Хизбалла, а также о странах-спонсорах терроризма, таких как Сирия". 

Хейгелу припомнили отказ от подписания письма в поддержку Израиля, отказ поддержать выступление против встречи президента США Джорджа Буша с Ясиром Арафатом, обвинение Израиля в агрессии против ливанского народа (в 2006 году), отказ поддержать требование признать Хизбаллу террористической организацией, выступление против включения иранского Корпуса стражей исламской революции в список террористических организаций и против антииранских санкций. (1) Ему приписывается также недовольство еврейским лобби в Вашингтоне и излишним вниманием Белого дома к Израилю – в ущерб другим союзникам США на Ближнем Востоке. Сенатор Линдси Грэм в интервью телеканалу CNN заявил, что намерен инициировать слушания по поводу ряда высказываний Хейгела в адрес Израиля, Ирана, Хизбаллы и ХАМАС. 

Спикер Кнессета Реувен Ривлин подчеркнул, что в Израиле обеспокоены назначением Чака Хейгела, который в свое время отказался поддержать обращение к Евросоюзу с просьбой внести Хизбаллу в список террористических организаций, а также выступал против внесения в такой список иранских Корпусов стражей исламской революции. (2) 

Примечательно, что Тегеран выступил в поддержку кандидатуры Хейгела. Об этом заявил официальный представитель Министерства иностранных дел Ирана Рамин Мехманпараст, выразивший надежду на то, что, в случае утверждения Сенатом Чака Хейгела в должности главы Пентагона, напряженные отношения между Тегераном и Вашингтоном изменятся в лучшую сторону. По его словам, Хейгел способен внести ”практические изменения” во внешнюю политику США. Он также подчеркнул, что ”страны изменят свое отношение к США в случае, если американские власти начнут уважать их права". (3) 

Между тем претензии к Хейгелу высказали не только израильские лоббисты и неоконсерваторы, но и противоположный политический фланг - левые и пацифисты, которые вовсе не видят в нем никакого миролюбца. Кандидату на пост главы Пентагона припомнили, что при всей своей миролюбивой риторике он голосовал за ввод войск в Косово, за вторую войну в Ираке, за все до единого  увеличения военного бюджета, за ограничение прав и свобод американцев, за сокращение налогов на богатых и так далее. На деле же в Сенате Хейгел поддерживал практически все инициативы Джорджа Буша, хотя и любил его покритиковать. Американские левые рассматривают Хейгела как типичного политического оппортуниста, полагая, что при нем продолжатся необоснованный рост военных расходов, самоубийственные военные авантюры по всему миру и создание бесполезных, но крайне дорогостоящих образцов оружия.

Сам Хейгел скорее подтверждает именно эти оценки. В преддверии рассмотрения своей кандидатуры в Сенате, где из-за приписываемых ему настроений могут возникнуть серьезные сложности, он назвал ложью все обвинения его противников в антиизраильских настроениях. Хейгел утверждает, что в случае назначения министром обороны он будет полностью поддерживать проводимую до сих пор политику, при которой Израиль рассматривается как важнейший стратегический партнер США на Ближнем Востоке.

По его словам, ни у кого нет ни малейших доказательств того, что он придерживается антиизраильских взглядов и поддерживает иранскую ядерную программу.

На деле, по его словам, он всегда весьма недвусмысленно выражал общую поддержку государству Израиль. Вопреки преувеличенному оптимизму Тегерана Чак Хейгел назвал слухи о его проиранских взглядах "лживыми и искажающими действительность". "Я уже много раз говорил, что Иран является государством-спонсором терроризма", - подчеркнул он.

Отсутствие с его стороны поддержки некоторым инициативам ведущей произраильской лоббистской организации - Американо-израильского комитета по общественным делам (AIPAC) Хейгел объяснил тем, что «не голосовал лишь за те из них, которые считал бесполезными для самого Израиля». Что касается санкций в отношении Ирана, то, по мнению бывшего сенатора, гораздо эффективнее вводить их коллективно, а не в одностороннем порядке.

"Я не поддерживаю односторонние санкции, потому что когда они исходят только от нас, они не работают, они просто изолируют США. Вот санкции Организации Объединенных Наций работают. Когда же мы просто что-то декларируем, это не работает", - подчеркивает Чак Хейгел в интервью одной из американских газет Lincoln Journal Star.

В результате ряд видных еврейских политиков из демократической партии уже заявили, что готовы поддержать кандидатуру Чака Хейгела. Среди них - сенаторы Дайан Файнштейн (Калифорния) и Карл Левин (Мичиган). В то же время другие сенаторы, например Чарльз Шумер (Нью-Йорк), пока не определились с окончательным решением по данному вопросу и, возможно, выступят против этого назначения. Есть и такие, кто выступает категорически против кандидатуры Чака Хейгела – член комитета по иностранным делам Палаты представителей конгрессмен Элиот Энгель (Нью-Йорк), бывший вице-председатель Национального комитета Демократической партии Сьюзан Тернбулл, бывший мэр Нью-Йорка Эд Кох.

Национальный еврейский демократический совет, после того как Барак Обама официально выдвинул Чака Хейгела на пост главы Пентагона, выразил надежду на то, что, несмотря на ряд неоднозначных заявлений в прошлом, вступив в новую должность бывший сенатор из Небраски будет действовать в духе "беспрецедентной произраильской поддержки Барака Обамы". (4)

Таким образом, опасения израильтян по поводу недружелюбия к ним и излишней миролюбивости Чака Хейгела несколько, скажем так, преувеличены. Более того, стремясь доказать, что на самом деле он достаточно тверд, новый министр обороны США способен пойти даже дальше в проведении заграничных военных операций, например в Сирии, чем кто-либо еще из потенциальных руководителей Пентагона. Его нежелание втягиваться в прямой конфликт с Ираном вполне укладывается в замыслы Белого дома, в соответствии с которыми «пока можно ограничиться одной Сирией». Как знать, может шум, поднятый вокруг назначения Чака Хейгела, отчасти и преследует эту цель – подтолкнуть его к жестким решениям? Да и намерения Обамы продвинуть его на пост министра, возможно, и не продиктованы одной лишь личной дружбой. Ведь если что-то пойдет не так на Ближнем Востоке, очень удобно представить в качестве ответственного за это политика-республиканца.