2013: Евросоюз в кольце фронтов

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Начавшийся 2013 год не сулит спокойствия Европе. Главным политическим событием года обещают стать осенние федеральные выборы в Германии, которые обещают серьезные изменения в этом государстве. Никуда не исчезли и долговые проблемы еврозоны. Принятое в конце 2012 года решение о продолжении кредитования Греции дало Афинам необходимую передышку, но не более того.

Правда, в первые дни нового года были отмечены определенные позитивные тенденции на мировых финансовых рынках. «Я испытываю осторожный оптимизм», - выразил общие настроения управляющий активами компании Pengana Capital Ltd в Мельбурне Тим Шредерс. В США республиканцы и демократы смогли согласовать основные финансовые параметры на 2013 год, удержав страну на грани «бюджетного обрыва». В Китае в декабре 2012 года был зафиксирован беспрецедентный рост экспорта, превысивший прогнозы почти в три раза. Как результат, профицит внешнеторгового баланса КНР в декабре 2012 года возрос до 31,6 млрд. долларов с 19,63 млрд. долларов в ноябре. Данный показатель оказался значительно лучше предварительных прогнозов, предсказывавших его рост лишь до 20 млрд. долларов. Экспорт увеличился на 14,1%, импорт - на 6%. Аналитики ожидали роста на 5% и 3,5% соответственно.  В обобщенном годовом исчислении рост в 2012 году по сравнению с 2011-м составил 48,1% - до 231,1 млрд. долларов. Объем китайского экспорта за этот же период вырос на 7,9% - до 2,05 трлн. долларов, а импорт на 4,3% - до 1,82 трлн долларов. [1]

Оптимистичные показатели содержатся и в обнародованных на прошедшей неделе первых статистических данных по еврозоне. Согласно докладу Еврокомиссии, индекс потребительского и предпринимательского доверия к экономике еврозоны  вырос в декабре до 87 пунктов с 85,7 пункта в ноябре. Прогнозы экспертов предвещали рост лишь до 86,3 пункта. [2]

Однако в том, что касается долгосрочных перспектив, эксперты не уверены в способности еврозоны в ближайшее время преодолеть кризис. Так, аналитики рейтингового агентства Fitch по-прежнему считают вероятным дефолт не только в Греции, но и в других «проблемных» государствах Средиземноморья. А устойчивый экономический рост в 2013 году может ожидать разве что Германию. Разумеется, если политика этой страны не окажется подверженной предвыборным и послевыборным пертурбациям.

«Фактор выборов» действительно способен сыграть в текущем году дестабилизирующую роль. Уже в феврале на избирательные участки, скорее всего, придут итальянцы – и это тоже не сулит Европе спокойствия. «Ожидаемая  смена правительства Италии чревата неопределенностью», - подтвердил аналитик финансовой компании RBC Investment Management (Asia)  Ltd. Йодзи Такеда. [3]  А эксперты американского банка Morgan Stanley уже спрогнозировали, что политические силы Италии будут резко критиковать меры жесткой бюджетной экономии, предлагаемые Евросоюзом. Это в свою очередь может спровоцировать панику среди инвесторов, напуганных возможностью выхода Италии из еврозоны. Далее возникнет «эффект домино»: паническая распродажа активов «проблемных» стран еврозоны от Португалии и Испании на западе до Греции на востоке, падение евро и новый всплеск изоляционистских настроений в более стабильных государствах ЕС. [4]

И тут как раз подоспеют федеральные выборы в Германии. В стране происходит маргинализация общественных настроений - причем не в виде обычной смены стоящих у руля крупных партий левой или правой ориентации, а в виде роста настроений протеста как таковых. Эти настроения объединяют самые различные силы – от антиглобалистов, анархистов и «Партии пиратов» до изоляционистов. Антикризисные программы Евросоюза сообщают этим настроениям дополнительный импульс. В частности, речь идет о требовании средиземноморских стран во главе с Францией переориентировать финансовые потоки внутри еврозоны с Севера на Юг посредством системы евробондов, предусматривающих распределение долгов «проблемных» стран на все государства-члены ЕС. В последние недели оппозиционные силы в Германии консолидировали свои требования вокруг необходимости для правительства проводить национально-ориентированную, а не пробрюссельскую политику. По информации руководителя института IFO (Мюнхен) Ханса-Вернера Зинна, федеральный канцлер Ангела Меркель под давлением руководства ЕС готова пересмотреть свою прежнюю политику и   предоставить странам Южной Европы очередные миллиардные трансферты. Лидером оппозиции на предстоящих выборах может стать кандидат на пост канцлера от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Пеер Штайнбрюк. Он уже потребовал от Ангелы Меркель предоставить депутатам и избирателям полную и достоверную информацию о том, сколько должны будут заплатить лично немецкие налогоплательщики за спасение евро.

Неспокойно и на Туманном Альбионе. Ведущие представители британского делового мира не на шутку озаботились угрозой выхода Великобритании из Евросоюза. Они обратились с открытым письмом к премьер-министру страны Дэвиду Кэмерону, в котором призвали его «действовать с осторожностью и не пытаться радикально изменить положение Великобритании в ЕС». Генеральный директор Лондонской фондовой биржи Кристофер Гибсон-Смит, президент Конфедерации британской промышленности Роберт Карр, глава компании British Telecom Майкл Рэйк, руководитель одной из крупнейших рекламных компаний WPP Мартин Соррелл и другие подписавшие письмо бизнесмены убеждены, что «Великобритания должна быть центром сильного, реформированного Евросоюза». [5] В минувшее воскресенье британские газеты сообщили, что 22 января Кэмерон выступит с речью, в которой объявит о проведении референдума о статусе страны в Евросоюзе в 2018 году. Многие уже поставили этот плебисцит в один ряд с планируемым в 2014-2015 годах референдумом о самоопределении Шотландии.

Если Шотландии до членства в Евросоюзе еще далеко, то Хорватии до вожделенного дня (1 июля) осталось менее полугода. Одобрение хорватской заявки, лежавшей без движения  с 1990-х годов, – несомненно, дань прежним обязательствам Брюсселя. Не приходится сомневаться: если бы просьба Загреба о евроинтеграции рассматривалась в 2011-2012 годах с «чистого листа», она вряд ли была бы удовлетворена. Долговой кризис заставляет Евросоюз быть осмотрительнее в своих геополитических планах. Ведь в ЕС уже сегодня активно формируется несколько территориально-политических блоков.

Спасение еврозоны практически любой ценой - пожалуй, именно этот лозунг остается главным для руководства Европейского союза. Уходящий со своего поста глава Еврогруппы министров финансов стран еврозоны Жан-Клод Юнкер признал, что в ЕС «по-прежнему трудные времена». Обратившись с посланием к своему преемнику, который, впрочем, еще не выбран, Юнкер призвал его сохранить «все страны еврозоны внутри данного валютного союза». [6]

Глава Еврогруппы по определению должен выступать за сохранение структуры, которую он представляет. В остальной Европе - и особенно в той ее части, на которую выпадает основная нагрузка по спасению еврозоны, – далеко не все разделяют его подходы. Так, германское издание WirtschaftsWoche Heute весьма обоснованно подчеркивает политическую подоплеку дела: «Политика взяла на себя обязательства: отказ от единой валюты невозможен». Однако политическая решимость не всегда приводит к однозначно позитивным результатам. По оценке германских экспертов, вероятным является сценарий образования в рамках еврозоны двух блоков: «один на севере вокруг Германии вместе с Голландией, Бельгией, Финляндией и Австрией, а другой на юге с участием Франции и Италии как главных действующих лиц». [7] Уже одно это чревато непредсказуемыми последствиями для Евросоюза как единого политического и экономического организма. «Кризис еврозоны привел к распаду слабого единства, сформировавшегося вокруг неких общих целей и опасений. Единение оказалось непрочным и зашаталось от громкого голоса некоторых государств», - характеризует ситуацию испанская газета El Pais. [8]

Процессы фрагментации ЕС не ограничиваются расколом внутри зоны евро. Ведь еврозона – это 17 из 27 нынешних и 28 будущих стран-членов Евросоюза. А государства, которые пока не присоединились к зоне хождения единой европейской валюты, как правило, преследуют собственные цели. С этим во многом связаны сложности с принятием на уровне ЕС действительно масштабных решений наподобие создания Бюджетного пакта. 

Положение дел в Европейском союзе осложняется тем, что еврозона стала прочно ассоциироваться с Францией и особенно Германий. Объективно это не благоприятствует проектам евроинтеграции, ибо дает основания для обвинений того же Берлина в стремлении возродить «германскую мощь». Подобные обвинения особенно резко звучат в таких не входящих в еврозону странах, как Польша, Чехия, Румыния.

Скептические настроения в отношении ЕС в целом и единой евровалюты в частности традиционно выражает признанный евроскептик президент Чехии Вацлав Клаус. Вмешательство «брюссельской бюрократии», говорит он, носит  контрпродуктивный характер. [9] Еще более жестко высказался в конце 2012 года президент Национального банка Польши и экс-премьер страны Марек Белька, назвавший «ошибкой» само создание валюты евро. По его словам, до окончания нынешнего долгового кризиса в еврозоне полякам не следует в нее вступать, хотя в свое время польское правительство намеревалось сделать это еще в январе 2012 года. Не горят желанием отказываться от своих крон Дания и Швеция. Опросы в обоих государствах говорят о преобладании там противников вхождения в еврозону. Что же касается Румынии и Болгарии, то в этих государствах антибрюссельские настроения подпитываются упорным нежеланием ЕС включить их в Шенгенскую зону.

Важнейшим социально-экономическим аспектом финансового кризиса в Евросоюзе является растущая безработица. В настоящее время в 15 странах ЕС из 27 её показатели превышают показатели США. Лидерами в этом списке являются Греция (25,4%) и Испания (26,2%), где данные показатели сравнялись с теми, что были в США на пике «Великой депрессии» 1930-х годов. Уровень безработицы в 10% трудоспособного населения превышен также во Франции (10,7%), Италии (11,1%), Ирландии (14,7%), Португалии (16,3%). Если же взять соответствующие показатели для лиц моложе 25-ти лет, то в этой категории уровень безработицы в Италии, Португалии, Испании и Греции превышает 30%. [10]

Такая ситуация стала во многом следствием осуществлённых в конце 1990-х – начале 2000-х годов планов по широкомасштабному расширению Евросоюза. Тогда главными были не геополитические соображения. Что же касается обеспечения экономической состоятельности новых стран-членов Евросоюза, то решение этой задачи было отложено «на потом». Расширение ЕС виделось средством обеспечить безопасность в регионе с не устоявшимися границами, национальными меньшинствами, взаимными историческими претензиями и т.д. Однако нынешние финансово-экономические проблемы Евросоюза придали новую энергию как раз тем сепаратистским и националистическим силам, против которых и было направлено расширение ЕС. Известный американский аналитик Джордж Фридман прогнозирует, что «усиливающие свою значимость сепаратистские движения будут менять границы, начнут переходить из области абсурда в сферу возможного». Приводя в качестве примера ситуацию в треугольнике Венгрия – Румыния - Словакия, он подчеркивает, что «давление в Европе нарастает, и то, что казалось немыслимым, за довольно короткое время может неожиданно стать вполне осуществимым». [11]

«Межгосударственная и межклассовая напряженность мешает выработке решений, с которыми можно согласиться и которые можно соблюдать», - делает вывод Джордж Фридман, основатель и руководитель компании STRATFOR, ведущей разработки в сфере глобальной безопасности. Фридман уверен, что вопрос стоит следующим образом: «Сумеет ли Евросоюз стабилизироваться, остановить процесс дробления и раскола и перейти к дальнейшей интеграции и расширению?» Альтернативой этому, по мнению Фридмана, является усиление напряженности внутри Евросоюза, расшатывание его институтов и рост самостоятельности стран-членов ЕС «в проведении собственной политики». [12] 

Не исключаемый аналитиками распад Евросоюза на несколько блоков и геоэкономических пространств рискует не только принять необратимый характер, но и спровоцировать бурную общеевропейскую перестройку…

[1] AFP 100911 GMT JAN 13
[2] ПРАЙМ, 09/01/13 08:53 09.01.2013 08:54
[3] ИНТЕРФАКС-АФИ  1426 101212 MSK 10.12.2012 14:27
[6] DPA 101113 GMT Jan 13 10.01.2013 15:14
[7] WirtschaftsWoche Heute, 26.10.2012
[8] El Pais, 24.12.2012
[9] Клаус В. Где начинается будущее. М., 2011. С.205.