НАТО и выбор Черногории

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На 49-й Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности (1-3 февраля 2013 г.), в которой приняли участие около 400 политических деятелей, включая глав государств и правительств, более 50 министров иностранных дел и обороны, представители деловых и научных кругов, черногорскую делегацию возглавлял премьер Мило Джуканович. Выступая на пресс-конференции, он подчеркнул  результаты продвижения Черногории в направлении евроатлантической интеграции. А незадолго до того председатель черногорского парламента Ранко Кривокапич заявил, что Черногория надеется обрести полноправное членство в НАТО в 2014 году. (1) Только вот действительно ли Черногория, её общество и народ на это надеются? И зачем могущественному Северо-Атлантическому альянсу небольшая страна с населением в 625 тыс. человек, численностью армии в 2 200 человек  и военными расходами 46,5 млн. долларов в год?

В июне 2012 г. правительство Черногории выразило готовность предоставить в распоряжение НАТО учебно-тренировочную вертолетную базу в Голубовцах (аэродром около Подгорицы). Министр иностранных дел Милан Рочен подчеркнул, что данное предложение соответствует натовской концепции «умной обороны», предусматривающей объединение ресурсов стран-членов (2). Пентагон уже активно работает над трансформацией черногорской армии в соответствии со стандартами НАТО, ежегодно выделяя на реформу армии, включая продажу техники и вооружения, 3,5 млн. долларов (3).

Сигналом к информационной подготовке принятия Черногории в НАТО стали заявления, сделанные 8 января 2013 г. председателем Атлантического союза Черногории Саво Кентера. Острие его выступления было нацелено против России. «Россия, - зявил С.Кентера, - предпримет все, чтобы создать Черногории препятствия на пути в НАТО… Действующий министр обороны России С.Шойгу предупредил, что Черногории не следует вступать в НАТО, а если это произойдет, то Россия и Черногория более не будут находиться в дружеских отношениях… Шойгу и ему подобные должны понять, что Черногория – не российская губерния и хотя бы здесь у них нет контроля над свободомыслящими людьми и интеллектуалами… До этого влияние России проявлялось в основном в сфере инвестиций... теперь следует ожидать проявлений активности на политическом плане, которым необходимо ответить соответствующими мерами».

В ближайшее время следует ожидать резкого усиления  этой враждебной риторики. В черногорские СМИ уже вбрасываются тезисы о «мрачном [российском. – А.Ф] режиме, который не соблюдает элементарные права граждан». Не посмотреть ли по этому случаю, как понимают «права граждан» черногорские пропагандисты НАТО? Кентера потребовал, чтобы решение о членстве Черногории в альянсе было изъято из сферы общенародного обсуждения и принималось парламентом большинством в две трети голосов. Почему? «Партии, которые выступают за вступление в НАТО, предложение о членстве должны поддержать в парламенте. Если они это не сделают, это будет означать, что они не несут ответственности за свои поступки и преребрасывают мяч на граждан, что лукаво и крайне некорректно… депутаты избраны народом и располагают легитимностью принимать решения от имени граждан». То есть схема «придание парламенту нужного формата – принятие парламентом нужных решений» должна помочь обойти препятствие, которое может стать непреодолимым, а именно: подавляющее большинство граждан Черногории выступают ПРОТИВ вступления их страны в НАТО (только около 30 %, по официальным данным, готовы проголосовать за союз с альянсом). «Схема Кентера», вероятно, станет политической моделью для всего Балканского региона... «Достаточно притворяться, - провозглашает Кентера, - что мы – восток на западе и запад на востоке. Всем должно стать ясно: Черногория принадлежит западу и демократическим ценностям, которые эти страны разделяют».

При этом пропагандистская упаковка скрывает  конкретные военно-стратегические задачи. Так, Кентера указывает, что необходимым условием вступления в НАТО является создание в Черногории новой службы военной разведки – «это весьма сложная и комплексная задача» (4). Первостепенное значение придаётся использованию в интересах альянса воздушного пространства стран-кандидатов в члены НАТО - органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), органы противовоздушной обороны, системы наблюдения/обслуживания воздушного движения и т.д. Так, частью процесса интеграции в НАТО, согласно индивидуальному для каждой страны-кандидата Плану действий, является приведение аэродромов в полное соответствие со стандартами НАТО. Начиная с 1992 г. активное содействие реализации этой задачи странам-кандидатам оказывают США. С их помощью создаётся единая совместимая система «воздушной независимости, раннего оповещения, путей воздушного сообщения и центров управления».

Ещё в 1993 г. началась реализация натовской «Региональной инициативы воздушного пространства» (Regional Airspace Initiative) по «созданию регионального управления гражданско-военным пространством» и «расширению операционных возможностей». К 1998 году программа охватила 13 стран Центральной и Восточной Европы (в основном страны бывшего Варшавского договора и бывшего СССР) – Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Австрию, Словению, Румынию, Болгарию, Албанию, Македонию, Литву, Латвию, Эстонию.  Regional Airspace Initiative включает установку систем наблюдения США (радары FPS-117 - мобильная трёхкоординатная радиолокационная станция, предназначенная для обнаружения и сопровождения баллистических и аэродинамических целей различных классов). В результате даже на уровне участия в Плане действий обеспечивается возможность быстрого развертывания военно-воздушных сил и корпуса наземных сил альянса, использование «всей полноты ресурсов».

Втягивание в зону ответственности НАТО новых стран предполагает использование в целях альянса всех стратегических ресурсов этих стран, а на идеологическом уровне – радикальное изменение их политического ландшафта. Черногории атлантическая интеграция грозит утратой суверенитета, самобытности, подавлением тех общественных сил, которые сопротивляются экспансии Северо-Атланатического блока. Правящая группа в Черногории, вероятно, уже сделала выбор и готовится превратить страну в тыловую базу НАТО, но надо помнить, что сами чераногорцы своё слово ещё не сказали…

(1) http://www.rtvatlas.tv/vijesti/drustvo/729-krivokapi%C4%87-crna-gora-u-…
(2) http://www.vesti-online.com/Vesti/Ex-YU/231848/Rocen-potvrdio-ponudu-NA…
(3) http://www.stripes.com/news/tiny-montenegro-on-track-to-join-nato-1.179…
(4) http://www.atacg.org/news.php?id=411